Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности порядка таможенного декларирования товаров. Проводится сравнительный анализ действующего таможенного законодательства и грядущих изменений в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и новых решений Евразийской экономической комиссии.

В ноябре 2016 г. государства — члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) приняли новый проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который был окончательно утвержден всеми членами ЕАЭС 11 апреля 2017 года.[1]

С большой долей вероятности ТК ЕАЭС должен вступить в силу с 1 января 2018 года.[2] В этой связи организации и заинтересованные лица уже сегодня могут ориентироваться на его положения в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.[8]

В целом, положения нового проекта ТК ЕАЭС коснулись различных направлений таможенного дела, среди которых таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и таможенные платежи. В данной статье автором будут рассмотрены инновации таможенного законодательства ЕАЭС в сфере таможенного декларирования товаров.

Прежде всего, отметим, что институт таможенного декларирования является важным институтом таможенного права. Этим и определяется повышенное внимание к нему со стороны предпринимательского сообщества в настоящее время.[9, 10] Принимая во внимание уровень развития современных таможенных технологий, а также новые подходы международного таможенного сообщества к выстраиванию безопасной цепи поставки товаров и качеству таможенного администрирования, рассматриваемый институт требует соответствующей модернизации.[6]

В первую очередь, анализ структуры ТК ЕАЭС позволяет определить, что все группы таможенных операций в новом кодексе собраны в одном разделе (раздел III «Таможенные операции и лица, их совершающие»), в то время как в ТК ТС таможенные операции разделены на 2 группы [3]:

1) раздел 4 «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации»;

2) раздел 5 «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру».

В новом ТК ЕАЭС вопросы таможенного декларирования товаров изложены в главе 17 в статьях 104-117.

Одной из основных новелл таможенного декларирования является установление приоритета электронного декларирования. В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронных формах с использованием таможенной декларации.[3] В ТК ЕАЭС законодатель в ст. 104 разделил данную норму на две части, отдав приоритет таможенному декларированию товаров в электронной форме. Согласно п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров производится в электронной форме. В то же время, согласно п. 4 этой же статьи таможенное декларирование может производится в письменной форме в следующих случаях [2]:

1) при помещении товаров под процедуру таможенного транзита;

2) в отношении товаров для личного пользования;

3) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

4) в отношении транспортных средств международной перевозки;

5) при использовании в качестве таможенной декларации товаросопроводительных документов;

6) в иных случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных ЕЭК.

Как видно из вышеуказанных положений, перечень случаев, когда допускается письменное декларирование, значительно сократится. На сегодняшний день, помимо указанных случаев, допускается письменное декларирование товаров, помещаемых под процедуры уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, отходов и остатков при переработке товаров и некоторые другие случаи.

Согласно положениям ст. 105 ТК ЕАЭС виды таможенных деклараций останутся прежними [2]:

1) декларация на товары — используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита, а также в некоторых случаях — при таможенном декларировании припасов;

2) транзитная декларация — используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

3) пассажирская таможенная декларация — используется при декларировании товаров для личного пользования, а также при помещении товаров для личного пользования под процедуру таможенного транзита;

4) декларация на транспортное средство — используется при декларировании транспортных средств международной перевозки, а также в некоторых случаях — при таможенном декларировании припасов.

Существенные изменения коснулись сведений, которые должны содержаться в декларации на товары (ДТ) при таможенном декларировании. В ТК ТС этому вопросу посвящена ст. 181, в то время как в ТК ЕАЭС – ст. 106. Сравнительный анализ положений ТК ТС и ТК ЕАЭС показывает, что в новом кодексе перечень сведений дополняется такими сведениями, как: сведения о продавце и покупателе товаров, товарном знаке и торговой марке, о цене товаров согласно коммерческим документам. На первый взгляд, такое увеличение может противоречить концепции о необходимости максимального содействия торговле, минимизации временных и стоимостных затрат участников ВЭД при совершении таможенных операций. Однако, если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, данное новелла обеспечивает реализацию другой очень важной инновации ТК ЕАЭС, направленной на содействие интересам участников ВЭД, — возможность подать ДТ без предоставления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.[5]

В проекте ТК ЕАЭС декларация на товары приобретает еще большую значимость, так как в ряде случаев до выпуска товаров таможенные органы не будут требовать представления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. На наш взгляд, это существенное упрощение для законопослушных участников ВЭД. Если декларанту разрешается предоставить только таможенную декларацию и при этом не требуются никакие документы, то в этой декларации должен содержаться необходимый объем сведений, достаточный, в том числе, для форматно-логического контроля, принятия решений информационной системой таможенного органа о регистрации ДТ и выпуске товаров в автоматическом режиме. Состав сведений, который сейчас предусмотрен в ТК ЕАЭС, подлежащий указанию в ДТ, позволит отнести товары к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС и убедиться в правильности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдении запретов и ограничений.[7]

Нельзя не отметить, что в новом кодексе реализована не менее важная правовая новелла — непредставление документов, на основании которых заполнена ДТ. Так, согласно п. 1 ст. 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. Согласно же п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, за исключением случаев подачи ДТ на бумажном носителе, когда необходимо будет представить таможенному органу документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию на товары.[2, 3]

При этом в ТК ЕАЭС введена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС). Исключение касается документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которые могут быть представлены после выпуска товаров, а также случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (неполное, периодическое, предварительное декларирование).[2]

В ТК ЕАЭС был рассмотрен вопрос о сокращении времени регистрации (отказе в регистрации) таможенной декларации. В ст. 111 ТК ЕАЭС закреплена важная инновация о регистрации таможенным органом или отказе в регистрации таможенной декларации не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации. Ранее этот срок составлял 2 часа (п. 3 ст. 190 ТК ТС). Кроме того, на нормативном уровне уточнены основания для отказа в регистрации таможенной декларации: не соблюдена форма таможенного декларирования; структуры и формат электронной таможенной декларации или электронного вида письменной таможенной декларации не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов; в отношении декларируемых товаров не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров.[7]

В соответствии с действующим ТК ТС отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа (п. 5 ст. 190). В новом кодексе аналогичная норма дополнена обязательством таможенного органа «предложить рекомендации по устранению» таких причин (п. 6 ст. 111 ТК ЕАЭС). Учитывая, что в ТК ЕАЭС упразднена письменная форма указания причин отказа, реализация данной нормы будет осуществлено в рамках информационного взаимодействия с таможенными органами. Согласно п. 1 ст. 191 ТК ТС допускается изменение или дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации. Условиями для совершения таких операций являются положения, в соответствии с которыми [3]:

1) вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

2) если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

В ТК ЕАЭС первое положение исключено как условие, препятствующее торговле. Второе условие для предоставления возможности внесения изменений сведений, заявленных в таможенной декларации до выпуска товаров, также подверглось изменению в пользу декларанта: если в настоящее время внесение изменений в сведения, заявленные в ДТ, невозможно, если таможенный орган принял решение о проведении таможенного досмотра, а также практически любой формы таможенного контроля в отношении товара, то в ТК ЕАЭС, уточняется, что речь идет только о таможенном досмотре, таможенном осмотре и (или) назначении проведения таможенной экспертизы (п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС).

В тоже время разработчики нового кодекса внесли уточнение в перечень рассматриваемых условий, введя положение, которое ограничивает возможность внести изменения, дополнения, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со ст. 326 ТК ЕАЭС (проверка таможенных, иных документов и (или) сведений). Следовательно, новые правила ТК ЕАЭС стали более ясными и понятными для декларанта, а предлагаемая норма точно определяет формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведения, начало которых являются основанием для отказа во внесении изменений в сведения до выпуска товаров.

Новый и действующий таможенные кодексы предусматривают возможность подачи обращения об отзыве таможенной декларации в виде письменного документа. В то же время ТК ЕАЭС предусматривает возможность совершения этого же действия в виде электронного документа (п. 1 ст. 113 ТК ЕАЭС). И, наконец, ТК ЕАЭС (п. 7 ст. 113) дополняет перечень оснований для отказа в отзыве таможенной декларации такими основаниями, как:

— уведомление декларанта о назначении таможенной экспертизы;

— установление административных или уголовных правонарушений в рамках компетенции таможенных органов.

Таковы основные инновации в сфере таможенного декларирования в ТК ЕАЭС. Безусловно, следует ожидать, что результаты проведенной работы в целом положительно отразятся на внешнеторговых процессах, а также упрощении процедур торговли в ЕАЭС.[4] Таким образом, можно выделить следующие актуальные изменения таможенного законодательства ЕАЭС в сфере таможенного декларирования:

  • усиление значимости электронной формы декларирования товаров;
  • упрощение процесса подачи, регистрации и отзыва ДТ;
  • сокращение времени регистрации ДТ в 2 раза;
  • снижение требований при изменении сведений, заявленных в ДТ;
  • возможность непредставления документов, подтверждающих заявленные в ДТ сведения.

В целом, инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития экономик стран ЕАЭС.

Список использованной литературы:

  1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  4. Официальный интернет-портал Евразийской экономической комиссии // http://www.eurasiancommission.org/.
  5. Агаркова Е.А., Коваленко Т.Р., Щипанова В.Л. Сравнительный анализ ТК ТС и ТК ЕАЭС // Правовые, социально-экономические и гуманитарные аспекты организационного развития в сфере образования, науки и бизнеса: материалы международной научно-практической конференции. Под общей ред. В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. -2016. С. 6-9.
  6. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. –№3 (31). – с. 48-51.
  7. Искоскова М.В., Мозер С.В. Таможенное декларирование: основные новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. — 2015. — № 3 (32). — с. 84-92.
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2(10). – с. 173-182.
  9. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. – 2016. – №5(7). – с. 67-74.
  10. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды// Маркетинг и логистика. – 2016. – №6(8). – с. 107-115.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Actual changes in customs legislation in the field of customs declaration of goods

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia

Annotation: The article considers modern features of the order of the customs declaration of goods. A comparative analysis of the current customs legislation and forthcoming changes in connection with the entry into force of the new Customs Code of the Eurasian Economic Union and the new decisions of the Eurasian Economic Commission.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика. – 2017. – №3 (11). – с. 117-125.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».