Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств. Проводится сравнительный анализ действующего таможенного законодательства и грядущих изменений в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и новых решений Евразийской экономической комиссии.

В ноябре 2016 г. государства — члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) приняли новый проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который был окончательно утвержден всеми членами ЕАЭС 11 апреля 2017 года.[1]

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2018 года. В этой связи организации и заинтересованные лица уже сегодня могут ориентироваться на его положения в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.[8]

Необходимо отметить, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – это первый международный договор в области регулирования таможенных правоотношений, который разрабатывался совместно всеми заинтересованными сторонами: государственными органами, участниками ВЭД и специалистами Евразийской экономической комиссии. До принятия проекта ТК ЕАЭС складывалась практика, в рамках которой международные договоры разрабатывались только представителями государственных органов, а потом в каждой стране ЕАЭС начиналось внутригосударственное согласование готовых проектов уже на национальном уровне с участием представителей бизнеса.[11]

В целом, положения ТК ЕАЭС коснулись различных направлений таможенного дела, среди которых таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и таможенные платежи. В связи с этим ФТС России предстоит реализовать масштабные мероприятия по совершенствованию технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, предусмотренные ТК ЕАЭС.[8, 9]

Большой интерес с точки зрения практической реализации вышеизложенных мероприятий представляет сравнительный анализ разделов ТК ЕАЭС и ТК ТС, связанных с проведением таможенного контроля, в целях выявления существенных отличий.

В первую очередь интересно сравнить определения понятия «таможенный контроль». Согласно п. 31 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза.[3]

Несколько иное определение дается в п. 41 ст. 2 ТК ЕАЭС: таможенный контроль — совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.[2]

Из вышеприведенных определений видно, что в новой версии таможенный контроль:

во-первых, является совокупностью совершаемых таможенными органами действий, а не осуществляемых ими мер;

во-вторых, направлен, не просто на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, а конкретно на обеспечение соблюдения международных договоров и актов, а также законодательства государств-членов в сфере таможенного регулирования.

Далее, согласно п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В ТК ТС понятие «объекта таможенного контроля» практически не упоминается, в то время как ст. 311 ТК ЕАЭС содержит конкретную трактовку данного понятия. Объектами таможенного контроля являются [2]:

  • товары, находящиеся под таможенным контролем;
  • товары, помещенные под некоторые процедуры, которые приобрели или сохранили статус товаров Союза;
  • товары, находящиеся на таможенной территории Союза путем незаконного ввоза;
  • таможенные и иные документы, а также сведения, содержащиеся в таких документах;
  • деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;
  • сооружения, помещения и открытые площадки, используемые в качестве зон таможенного контроля.

В ныне действующем ТК ТС вопросы таможенного контроля изложены в разделе 3. Так, ст. 110 ТК ТС содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля, общее количество которых равно 12. Каждую форму таможенного контроля можно рассматривать как самостоятельную процедуру, характеризующуюся специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц.[10]

В то же время по своей правовой сущности данные формы контроля неоднородны. Такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, таможенный осмотр помещений и территорий, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка, носят характер проверочных мероприятий, в рамках которых происходит оценка соответствия объектов таможенного контроля требованиям таможенного законодательства.[4]

Иные формы таможенного контроля имеют отличный от проверочных мероприятий характер. Так, в основе получения объяснений, устного опроса лежит уточнение какой-либо информации либо получение дополнительных сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля.[6]

Таможенное наблюдение представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, заключающиеся в визуальном наблюдении за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем, является возложенной на таможенные органы обязанностью. Конкретная форма таможенного контроля предопределяет различный объем административных действий, совершаемых в процессе ее проведения, и, как следствие, различную детализацию ее правового регулирования.[7]

Кроме того, в ТК ТС предусмотрены действия, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля, которые можно обозначить как способы проведения таможенного контроля (рис. 1).

Формы и способы проведения таможенного контроля

Рисунок 1. Формы и способы проведения таможенного контроля в соответствии с положениями ТК ТС [5]

К способам проведения таможенного контроля можно отнести создание зон таможенного контроля (ст. 97 ТК ТС), проведение таможенной идентификации (ст. 109 ТК ТС), производство таможенной экспертизы (гл. 20 ТК ТС), привлечение специалистов и экспертов (ст. 101-102 ТК ТС), использование технических средств таможенного контроля (ст. 107 ТК ТС), задержание товаров и документов при проведении таможенного контроля (гл. 21 ТК ТС) и др.

Если в ТК ТС вопросы таможенного контроля предшествуют таможенным операциям и таможенным процедурам, то в ТК ЕАЭС положения таможенного контроля изложены после таможенных операций и таможенных процедур.

Раздел VI ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля» содержит 3 главы, в которых урегулированы общие положения о таможенном контроле, определены формы таможенного контроля и порядок их проведения, а также меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.

Основной новеллой ТК ЕАЭС в части таможенного контроля является разработка мер, обеспечивающих его проведение. Указанные меры применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.

В главе 45 ТК ЕАЭС «Формы таможенного контроля и порядок их применения» упоминаются только 7 форм таможенного контроля, таких как: получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка. Очевидно, что по своей правовой сущности данные формы контроля носят характер проверочных мероприятий, а такие самостоятельные административные процедуры как устный опрос, таможенное наблюдение регламентированы в главе 46 ТК ЕАЭС «Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля» (рис. 2).

Формы и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля

Рисунок 2. Формы и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля в соответствии с положениями ТК ЕАЭС

Как видно из рисунка 2, после вступления в силу ТК ЕАЭС некоторые ныне действующие формы таможенного контроля станут мерами, обеспечивающими его проведение (устный опрос, таможенное наблюдение, учет товаров). При этом перечень обеспечивающих мер является открытым, т.е. каждый член ЕАЭС вправе устанавливать дополнительные меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.

Еще одной новеллой ТК ЕАЭС является раскрытие особенностей проведения таможенного контроля:

  • за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой (ст. 312 ТК ЕАЭС);
  • таможенной стоимости товаров (ст. 313 ТК ЕАЭС);
  • происхождения товаров (ст. 314 ТК ЕАЭС);
  • после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров (ст. 316 ТК ЕАЭС);
  • в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (ст. 317 ТК ЕАЭС).

Законодатель особо выделил указанные случаи таможенного контроля, поскольку в этих случаях, как правило, велика вероятность уклонения от уплаты таможенных платежей.

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно выделить следующие инновации в области таможенного контроля:

  • дано более точное определение понятия «таможенный контроль», в котором акцент сделан на действия таможенных органов, а не меры;
  • введено пояснение объектов таможенного контроля, установлен их расширенный перечень;
  • почти вдвое сократится количество форм таможенного контроля, к которым отнесены мероприятия, носящие проверочный характер;
  • наряду с формами таможенного контроля будут применяться меры, обеспечивающие его проведение, перечень которых является открытым;
  • указан ряд особенностей проведения таможенного контроля в целях усиления борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей.

В целом на наш взгляд, вышеизложенные новеллы будут способствовать повышению эффективности проведения таможенного контроля, поскольку его формы и широкий перечень мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, будут активно применяться на практике в целях выявления и пресечения таможенных правонарушений.

Список использованной литературы:

  1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  4. Грязев И.А. Новый кодекс: с ним все только начинается [Электронный ресурс]: портал «Customs Experf.ru». URL: http://customsexpert.ru/articles/noviy-kodeks-s-nim-vse-tol.htm – (дата обращения 13.08.2017).
  5. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. Учебное пособие. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. – 340 с.
  6. Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. — 420 с.
  7. Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории / Учебное пособие / под общ. ред. В.А. Черных. РИО Российской таможенной академии, — М.: 2012 – 231 с.
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2(10). – с. 173-182.
  9. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. – 2016. – №5(7). – с. 67-74.
  10. Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза // М.: Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». — №3(5), 2016. – с. 82-89.
  11. Щерба М.Ю., Шевчук П.С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 2. С. 111-116.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Actual changes in customs legislation in the field of customs control

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia.

Annotation: The article considers modern features of the customs control of goods and vehicles. A comparative analysis of the current customs legislation and forthcoming changes in connection with the entry into force of the new Customs Code of the Eurasian Economic Union and the new decisions of the Eurasian Economic Commission.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: М. Б. Худжатов. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 90-100.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».