Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей

Микаил  Бекзадаевич  Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности порядка исчисления и уплаты таможенных платежей. Проводится сравнительный анализ действующего таможенного законодательства и грядущих изменений в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и новых решений Евразийской экономической комиссии.

В ноябре 2016 г. государства — члены Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) приняли новый проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который с большой долей вероятности не претерпит значительных изменений.[1] В этой связи организации и заинтересованные лица уже сегодня могут ориентироваться на его положения в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.

В целом, положения нового проекта ТК ЕАЭС коснулись различных направлений таможенного дела, среди которых таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и таможенные платежи. В данной статье автором будут рассмотрены инновации таможенного законодательства ЕАЭС в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей.

Согласно ст. 46 проекта ТК ЕАЭС виды таможенных платежей остаются прежними: ввозная и вывозная таможенная пошлина; НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; таможенные сборы.

Зато классификация льгот по уплате таможенных платежей по проекту ТК ЕАЭС в отличие от действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) не распространяется на тарифные преференции (табл. 1).

Сравнительная классификация льгот по уплате таможенных платежей

Таблица 1. Сравнительная классификация льгот по уплате таможенных платежей [1, 2]

Как видно из данных таблицы 1, вместо тарифных преференций к льготам по уплате таможенных платежей добавили льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, которые не относятся к тарифным льготам.

Существенные изменения планируются в самой системе тарифных преференций ЕАЭС.

Принципы действия механизма тарифных преференций останутся прежними. Тарифные преференции ЕАЭС так же будут применяться к товарам, происходящим из развивающихся и наименее развитых стран и выражаться в установлении ставки ввозной пошлины в размере 75% от базовой ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС (для товаров из развивающихся стран), либо в снижении ввозной таможенной пошлины до нулевой ставки (для товаров из наименее развитых стран).[3]

Изменения коснутся перечня развивающихся стран – пользователей тарифными преференциями, а также перечня преференциальных товаров.

Так, в 2017 году может значительно сократиться число стран – пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС [11]. Согласно положениям Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 190 от 8 ноября 2016 г. такое сокращение может произойти уже во втором полугодии 2017 года. Наибольшей корректировке будет подвержен перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС (рис. 1).

Новый перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС

Рисунок 1. Новый перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС [4]

Как видно из рисунка 1, новый перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС включает 31 страну вместо 104 стран из ныне действующего перечня, т.е. данный перечень сократится более чем в 3 раза.

Особое внимание заслуживает тот факт, что в отношении преференциальных товаров из таких стран, как Аргентина, Бразилия, Иран, Китай, Южная Корея, Мексика, ОАЭ, Саудовская Аравия и Турция режим тарифных преференций применяться не будет. Эти страны являются одними из основных торговых партнеров России, откуда импортируется сельскохозяйственная продукция.[10] Поскольку большая часть территории РФ расположена в географических поясах с суровым климатом, вопросы снабжения населения сельскохозяйственной продукцией имеют особую актуальность.[12] Отмена преференций в данном случае должна компенсироваться политикой импортозамещения.

Что касается перечня наименее развитых стран, то его изменение пока не планируется, новый перечень так же включает 49 стран из Африки и Азии.

С 28 августа 2017 года в рамках системы тарифных преференций ЕАЭС будет применяться новый перечень преференциальных товаров.[5, 6]

Действующий перечень преференциальных товаров применяется одинаково в отношении развивающихся и наименее развитых стран. В новом перечне приведены разные списки преференциальных товаров, которые будут применяться в отношении развивающихся и наименее развитых стран по отдельности.

Список преференциальных товаров для развивающихся стран останется прежним, а перечень преференциальных товаров для наименее развитых стран станет гораздо шире. Так, в данный перечень войдут товары из групп 22 ТН ВЭД ЕАЭС (алкогольные и безалкогольные напитки и уксус), 23 (корма для животных), 24 (табачные изделия), 27 (минеральное топливо), 28 (продукты неорганической химии), 29 (продукты органической химии), 31 (удобрения) и многих других товарных групп ТН ВЭД ЕАЭС [7], которые не включены в список преференциальных товаров для развивающихся стран.

Еще одной новеллой проекта ТК ЕАЭС является добавление в раздел таможенных платежей особых видов пошлин, применяемых в целях защиты внутреннего рынка: специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины. Эти пошлины, как правило, исчисляются по адвалорным ставкам.[13] Кроме того, уплата данных видов пошлин отдельно регламентируется применительно к таможенным процедурам. Так, одним из условий помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (ст. 135 проекта ТК ЕАЭС).

В действующем таможенном законодательстве ЕАЭС данные виды особых пошлин применяются в качестве мер нетарифного регулирования, которые относятся к запретам и ограничениям. Об этом свидетельствует письмо ФТС России от 10.11.2011 N 01-11/54409, в котором определено, что применение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при ввозе товаров относится к запретам и ограничениям при их ввозе и, следовательно, к мерам нетарифного регулирования.[9]

Однако в новом проекте ТК ЕАЭС законодатели решили выделить их на фоне применения запретов и ограничений, отдельно прописав порядок исчисления, уплаты и взыскания специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин во втором разделе проекта ТК ЕАЭС. В таблице 2 отражена сущность особых видов пошлин и практика их применения.

Сущность специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Таблица 2. Сущность специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и практика их применения [8]

Как видно из данных таблицы 2, в настоящее время применяется только один вид особых пошлин: в отношении некоторых товаров из Украины и Китая действует антидемпинговая пошлина.

Таким образом, результаты проведенного анализа инноваций таможенного законодательства ЕАЭС в сфере применения таможенных платежей позволяют сделать следующие выводы:

1) согласно положениям проекта ТК ЕАЭС тарифные преференции не относятся к льготам по уплате таможенных платежей, зато к ним добавили льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, а значит планируется их разработка;

2) значительные изменения коснулись системы тарифных преференций, в которой резко сократится перечень развивающихся стран и расширится перечень преференциальных товаров для наименее развитых стран;

3) особое внимание будет уделяться применению специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, среди которых в настоящее время используются только антидемпинговые пошлины. При этом законодатель данным решением дает понять, что сфера применения особых видов пошлин будет расширяться в перспективе.

Список использованной литературы:

  1. Распоряжение Евразийского межправительственного Совета от 16 ноября 2016 г. N 19 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.alta.ru. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  4. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 190 от 8 ноября 2016 г. «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О перечнях развивающихся и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://eaeunion.org. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  5. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) // [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://eaeunion.org. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» // [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: www.tsouz.ru. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  8. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4851.
  9. Письмо ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин» // Таможенные ведомости, N 12, 2011.
  10. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки, – М.: №3 (31), 2015. С. 48-51.
  11. Тарифные преференции ЕАЭС // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://origin-spt.ru. – Дата доступа: 6 апреля 2017 г.
  12. Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза // Маркетинг и логистика». – 2016. – №3(5). – с. 82-89.
  13. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенного контроля при ввозе предметов одежды на таможенную территорию Таможенного союза // Маркетинг и логистика. – 2016. – №4(6). – с. 87-94.

УДК 339.562

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Actual changes in customs legislation in the field of calculation and payment of customs duties

M. Khudzhatov – candidate of economical sciences, Associate Professor, Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia

Annotation: The article considers modern features of the procedure for calculating and paying customs fees. A comparative analysis of the current customs legislation and forthcoming changes in connection with the entry into force of the new Customs Code of the Eurasian Economic Union and the new decisions of the Eurasian Economic Commission.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат:  Худжатов М. Б.  Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2 (10). – с. 173-181.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».