Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров, ввозимых в качестве образцов для проведения испытаний

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы таможенного декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в качестве образцов для проведения испытаний. Автором проводится анализ действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза в сфере таможенного декларирования образцов для оценки соответствия, в результате которого предлагаются практические рекомендации по их эффективному оформлению.

Ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и, в частности, на территорию России, допускается с обязательным соблюдением запретов и ограничений, одним из направлений которых являются меры технического регулирования.[1]

Соблюдение мер технического регулирования подтверждается путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих безопасность товаров для жизни и здоровья населения, имущества, окружающей среды. Для этих целей применяются нормы безопасности и качества товаров, которые утверждаются техническими регламентами ЕАЭС, имеющие прямое действие на территории ЕАЭС.[2]

Продукция, выпускаемая в обращение на территории России, должна быть безопасной. Продукция, в отношении которой действует технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории России при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия. Основной формой оценки соответствия иностранных товаров является подтверждения соответствия. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. Таким образом, едиными формами документов об оценке соответствия являются сертификат соответствия и декларация о соответствии (ДС).[3]

Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС осуществляется до выпуска ее в обращение. При этом в целях оценки соответствия иностранных товаров обязательным требованиям и оформления сертификата соответствия или ДС заявитель должен ввезти образцы товаров в количестве, необходимом для проведения исследований и испытаний, и произвести их таможенное декларирование.

По результатам анализа, проведенного ФТС России и Росаккредитацией, было выявлено, что импортерами надлежащим образом не обеспечивается процедура ввоза в Россию образцов товаров для проведения исследований и испытаний либо ввоз таких товаров не осуществляется в принципе. Это приводит к тому, что в оформляемых сертификатах соответствия и ДС указываются недостоверные сведения о протоколах испытаний, на основании которых оформляются разрешительные документы.[4]

Образцы товаров предназначены для проведения исследований и испытаний продукции, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории России и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний образцов. Отметим, что согласно положениям Таможенного кодекса ЕАЭС такие товары подлежат обязательному таможенному декларированию.[5]

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время есть неопределенность с точки зрения способа таможенного декларирования образцов и количества таких образцов, необходимое для проведения исследований и испытаний.

Основным способом таможенного декларирования образцов является подача таможенному органу декларации на товары (ДТ), при заполнении которой рекомендуется следующее [6]:

  • в графе 1 ДТ заявляется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления «ИМ 40»;
  • в графе 31 ДТ указывается фраза «образцы для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний)»;
  • в графе 37 ДТ указывается код особенностей перемещения «061» — товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний;
  • в графе 44 ДТ под кодом вида документа «01999» указываются реквизиты договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории, в которых указывается количество (вес и объем) образцов, необходимое для проведения исследований и испытаний.

Вместе с тем действующее таможенное законодательство ЕАЭС позволяет использовать упрощенные схемы таможенного декларирования образцов при выполнении определенных условий. В качестве ДТ в рамках процедуры выпуска для внутреннего потребления могут использоваться товаросопроводительные документы в отношении следующих товаров [7]:

  • общая таможенная стоимость образцов не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро (до 200 евро – еще и без уплаты таможенных платежей);
  • образцы перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному контракту, если заключена сделка;
  • перевозка образцов осуществляется на одном транспортном средстве;
  • образцы одновременно предъявлены одному таможенному органу.

При выполнении указанных условий вместо ДТ можно использовать заявление или реестр.

  1. Выпуск по заявлению. При помещении товаров под процедуры, предусматривающие их ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, предоставляется письменное заявление в свободной форме, составленное в двух экземплярах. Заявление должно содержать сведения о таможенном органе, декларанте, отправителе и получателе товаров, таможенной процедуре, товарах (наименование, код ТН ВЭД ЕАЭС, количество и стоимость), а также сведения о предоставляемых документах с их приложением к заявлению.
  2. Выпуск по реестру. При декларировании экспресс-грузов заявление составляется в виде реестра экспресс-грузов (рис. 1).
Форма реестра экспресс-грузов

Рисунок 1. Форма реестра экспресс-грузов [7]

Реестр должен содержать реквизиты экспресс-перевозчика: юридический и фактический адреса, номер свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей, коды ОКПО и ИНН, другие сведения, необходимые для таможенных целей. В настоящее время членами Ассоциации экспресс-перевозчиков являются 7 компаний (рис. 2).

Члены Ассоциации экспресс-перевозчиков

Рисунок 2. Члены Ассоциации экспресс-перевозчиков [8]

Проблема в том, что заявление и реестр могут использоваться в качестве ДТ, но эти документы не являются таможенной декларацией. С одной стороны, в Разъяснениях ФТС России и Росаккредитации от 29.12.2017 определено, что органы по сертификации и испытательные лаборатории могут хранить у себя не только копии ДТ, но и иные документы, принимаемые таможенными органами в качестве таможенной декларации.[4] Однако, с другой стороны, с выходом Приказа Минэкономразвития России от 19.09.2018 N 504 сведения о ДС с 15 декабря 2018 г. должны вноситься в единый реестр в электронном виде с указанием номера таможенной декларации на образцы, выпущенные для целей оценки соответствия.[9]

Очевидно, что при сравнении вышеуказанных двух нормативных документов приоритет имеет приказ Минэкономразвития России. Поскольку в данном приказе упомянута только таможенная декларация, формально декларировать образцы с помощью заявления или реестра будет нецелесообразно.

Учитывая, что на практике ввозимые образцы, как правило, имеют невысокую стоимость и ввозятся в небольшом количестве, лишение импортеров возможности применения двух упрощенных схем таможенного декларирования образцов будет неправильным.

В связи с этим считаем необходимым разработку Федеральной таможенной службой России соответствующего приказа, который позволял бы импортерам образцов применять по своему усмотрению различные схемы таможенного декларирования, разрешенные таможенным законодательством ЕАЭС. Положения такого приказа должны будут учитываться органами по сертификации и испытательными лабораториями при внесении в единые реестры разрешительных документов не только номера ДТ, но и номеров заявлений и реестров.

Другая проблема связана с определением количества образцов, необходимое для проведения испытаний. В настоящее время некоторые таможенные органы требуют от импортеров ввозить и декларировать образцы каждого артикула и модели товара. В данном контексте таможенные органы опираются на положения Приказа ФТС России от 20.11.2014 N 2264, в котором приведены сведения о минимальном количестве проб (образцов) товаров, необходимом для проведения таможенной экспертизы.[10]

Действительно, в рамках таможенной экспертизы некоторых товаров отбирается по 3 единицы каждой модели или артикула товара. Однако, на наш взгляд, применение правил отбора образцов для проведения таможенной экспертизы в отношении образцов, которые ввозятся для оценки соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС, некорректно и юридически ничем не обосновано.

Кроме того, подобное требование со стороны таможенных органов может привести к коллапсу на рынке сертификационных услуг. Многие категории товаров имеют сотни и тысячи артикулов, которые регулярно обновляются иностранными производителями. В то же время, на сегодняшний день в России аккредитованы около 1000 испытательных лабораторий, из которых реально функционируют около 300. Если в дальнейшем таможенные органы России будут продолжать требовать ввоз и декларирование образцов каждого артикула или модели товара, испытательные лаборатории физически не смогут охватить такое количество образцов.

Отметим также, что сертификат соответствия или ДС обычно не содержит сведений об артикулах и моделях товаров; достаточно указать описание товаров, их код согласно ТН ВЭД ЕАЭС и торговую марку. На наш взгляд, данный принцип должен быть положен в основу определения количества образцов, необходимое для проведения испытаний. Другими словами, достаточным количеством будет являться от одной до трех единиц образцов одного наименования товара каждой торговой марки. Например, если планируется импорт в Россию партии мужских рубашек из хлопка разных цветов и артикулов, но имеющих одну торговую марку, для проведения испытаний достаточно ввезти и задекларировать 3 образца таких рубашек. При этом считаем целесообразным определить нормативное количество образцов, необходимое для проведения испытаний, на уровне ФТС России путем издания соответствующего приказа.

Таким образом, в действующем законодательстве России имеется неопределенность с точки зрения правильного оформления необходимого для проведения испытаний количества образцов. Решение изложенных в статье проблем возможно путем издания Федеральной таможенной службой России приказов, позволяющих применять упрощенные схемы таможенного декларирования образцов и определяющих оптимальное количество образцов, необходимое для проведения сертификационных испытаний.

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).
  4. Разъяснение ФТС России и Росаккредитации от 29.12.2017 о порядке ввоза товаров в качестве проб и образцов // Официальный сайт Росаккредитации: http://fsa.gov.ru/news/important/show_id/2068/ (дата обращения: 16.12.2018).
  5. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенного контроля за соблюдением мер технического регулирования // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (30). С. 18-23.
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).
  8. Официальный сайт Ассоциации экспресс-перевозчиков: http://aecrus.ru/ (дата обращения: 16.12.2018).
  9. Приказ Минэкономразвития России от 19.09.2018 N 504 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 г. N 76 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).
  10. Приказ ФТС России от 20.11.2014 N 2264 «Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.12.2018).

УДК 339.562

М. Б. Худжатов – к.э.н., доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Actual problems of customs declaring of goods imported as samples for certification

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article considers the current problems of customs declaring of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union as samples for certification. The author analyzes the current customs legislation of the EAEU in the field of customs declaring of samples for conformity assessment, as a result of which practical recommendations are offered for their efficient execution.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров, ввозимых в качестве образцов для проведения испытаний // Маркетинг и логистика. – 2018. – №6 (20). — с. 64-72.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».