Дистанционное обучение в агропромышленном комплексе как профилактика внутренней трудовой миграции

Валерий Геннадьевич Шафиров

Аннотация: в статье исследован вопрос организации дистанционного профессионального и высшего образования для жителей сельской местности или работников агропромышленного комплекса, как меры по профилактике трудовой миграции из регионов проживания в крупные города и областные центры. Установлено, что динамический рост инвестиций в агропромышленный комплекс Российской Федерации, обуславливает необходимость привлечения в агропромышленный комплекс дополнительных трудовых ресурсов. Предлагается реализовывать учебный процесс высшего и профессионального образования дистанционно при формировании компетенций специалистов в области информационных технологий,  логистики, маркетинга на базе образовательных кластеров.

В наши дни, перед научным сообществом стоит проблема профилактики внутренней трудовой миграции. Свобода перемещения, в том числе и трудовых ресурсов, гарантирована конституцией Российской Федерации. Гражданин России в формате трудовых отношений, может свободно перемещаться по территории не только Российской Федерации, но и вступать в трудовые отношения на территории ЕАЭС. Анализ рынка труда указывает на то, что больше всего рынок труда насыщен в мегаполисах, к которым можно отнести, прежде всего, Москву, Санкт-Петербург, Казань и другие города «миллионники».

Более высокие ставки по оплате труда, своего рода провоцируют внутреннюю трудовую миграцию. Технологические, финансовые мегаполисы, более привлекательны для некоторых сельских жителей, чем работа на селе, в агропромышленном комплексе. Следует отметить, что это мировая тенденция, такая ситуация наблюдается не только в Российской Федерации и странах СНГ. Подобная тенденция прослеживается и в развитых «аграрных» странах Евросоюза, так например, в Италии при безработице в южных провинциях (традиционно — аграрных) на уровне 60%, трудоспособное население стремиться на работу и постоянное жительство в крупные города северных провинций, например г. Милан, которые более развиты в плане производственного и промышленного сектора.

Почему же внутренняя трудовая миграция, выделяется теоретиками и практиками как проблема для экономики страны? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, точнее на поверхности территории Российской Федерации. Просторы Российской Федерации и в тоже время крайне низкая плотность населения в отдельных регионах в совокупности создают серьезную угрозу развитию экономики Российской Федерации. Истоки этой проблемы можно отнести к началу девяностых годов прошлого века, с развалом Советского союза и с деградацией экономики при переходе от плановой системы к рыночной, работы в сельской местности фактически не было. Российская Федерация импортировала широкую номенклатуру плодоовощной, мясной и молочной продукции в то время. Соответственно в отсутствии каких-либо перспектив и работы на селе граждане, потянулись в крупные города, насыщая их рынок труда и с одной стороны давая импульс развития этим городам, а с другой стороны истощали трудовой фонд сельских территорий.

Данная ситуация привела к тому, что агропромышленный комплекс Российской Федерации столкнулся с дефицитом квалифицированных кадров и особенно с дефицитом молодых квалифицированных кадров, надежде будущего села и агропромышленного комплекса. Лишь в последнее десятилетие удалось кардинальным образом изменить отношение селян к труду в агропромышленном комплексе и заинтересовать инвесторов в развитие проектов в агропромышленном комплексе, в том числе и с инновационной составляющей.[1] Динамику прироста инвестиций, можно проследить на основе данных Федеральной службы государственной статистики, представленной в таблице 1.

Структура инвестиций в основной капитал АПК

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса Российской Федерации (январь-сентябрь 2018 г.) [2]

Представленная в таблице 1 динамика прироста инвестиций именно в основные фонды агропромышленных предприятий, свидетельствует о доверии бизнеса агропромышленному комплексу Российской Федерации. Кроме того, меры государственной поддержки показали свою эффективность, так по состоянию на ноябрь 2018 года (по данным Министерства сельского хозяйства), объем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства в 2018 году, составил 255,787 млрд. рублей. При этом объем финансирования увеличился на 17,05 млрд. рублей относительно средств, первоначально заложенных на 2018 год.

В этой связи возникает острая необходимость не только мотивации удержания рабочей силы в агропромышленном комплексе, но и стимулирование притока молодых специалистов, ранее работающих в крупных городах в агропромышленный комплекс (медики, учителя, IT-специалисты, логисты, маркетологи  и т.д.).[3]

Актуальной задачей представляется изучение влияния факторов на процесс внутренней трудовой миграции. Согласно статистическим исследованиям, проведенным среди граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности и, соответственно, трудящихся в агропромышленном комплексе в возрасте 18-25 лет, был установлен факт, что одним из основных мотивов побуждающих мигрировать в крупные города из сельской местности, является получение качественного профессионального или высшего образования. Безусловное право на образование, это право гражданина, доступ к образованию должен быть свободным. Однако в силу известных причин все крупные научные и учебные центры расположены в крупных городах и областных центрах. Таким образом, можно выделить основную проблему или побудительный фактор, заключающийся в отсутствии доступного качественного образования как профессионального, так и высшего в сельской местности. Этот фактор оказывает влияние на принятие решения мигрировать в крупные города для получения профессии. Естественно, что если молодой специалист, получив высшее образование, возвращается работать в родное село, то есть работать в агропромышленном комплексе, это можно расценить как благо для развития села. Но чаще всего попав в городскую среду, ощутив востребованность на городском рынке труда в качестве специалиста, даже без опыта работы, молодой человек или девушка предпочитают остаться в городе, а не возвращаться на работу в агропромышленный комплекс.

Здесь можно назвать следующую группу побудительных факторов, которые не относятся к данному исследованию, однако они должны быть освещены с точки зрения институционального подхода. Социум, в котором живёт человек должен быть обеспечен максимально благами, как материальными, так и нематериальными, к которым можно отнести сферу услуг, коммунальную сферу, сферу развлечений и сферу обеспеченности различными продовольственными и потребительскими товарами. Ни для кого не секрет, что доступность этих благ в городах выше, чем в сельской местности, в сельской местности некоторых благ просто нет (киноконцертные залы, гипермаркеты, химчистки, фитнес-центры и т.д.).

Возникает вопрос, который необходимо исследовать в формате данной научного исследования, каким образом обеспечить гражданину, проживающему на селе его права на доступ к качественному образованию и в тоже время не отрывать его от непосредственной работы в агропромышленном комплексе, не создавать предпосылок для трудовой миграции в города?

Существует несколько вариантов материального и нематериального стимулирования молодого специалиста для работы в агропромышленном комплексе:

  1. Оплата обучения специалиста, непосредственно предприятиям агропромышленного комплекса, то есть предприятие агропромышленного комплекса заключает договор с будущим студентом о том, что после окончания обучения молодой специалист должен заключить трудовой договор с предприятием и отработать определенное время на данном предприятии в качестве специалиста. Данный подход очень схож с распределением молодых специалистов практикуемый в плановой экономике советского периода.
  2. Распределение на предприятия агропромышленного комплекса при условии поступления жителя села на бюджетной основе, когда за обучение специалиста оплата производится из государственного бюджета. В этом случае специалист после окончания вуза, следует в регион для работы в агропромышленном комплексе по специальности.
  3. Материальное стимулирование молодого специалиста, посредством выделения жилья на селе и предоставление ему места работы по выбору. Данный подход практикуется к тем категориям специалистов, которые получают образование в очной форме длительное время и, соответственно, не проживают на селе, и профессия которых крайне востребована на селе, например учитель начальных классов, фельдшер медицинская сестра, врач терапевт.

Не последним фактором, который напрямую относится к проблематике данного исследования, является получение образования молодым специалистам, дистанционно. То есть получение образования и специализации без отрыва от непосредственного производства в агропромышленного комплекса или без отрыва от непосредственной деятельности. Конечно, стоит отметить, что дистанционно невозможно овладеть некоторыми видами специальностей, которые требуют непосредственного наставничества от педагога, преподавателя и требуют практики под присмотром опытных специалистов, но некоторыми профессиями можно овладеть дистанционно.

К числу таких профессий можно отнести специалистов в области логистики, специалистов в области маркетинга, специалистов в области менеджмента и организации малого бизнеса.

Представляется, что одним из эффективных направлений профилактики внутренней трудовой миграции, может являться развитие дистанционных технологий обучения, реализуемых в образовательных кластерах.[4-6] Данная форма может предусматривать краткосрочное очное обучение на базе образовательного кластера с предоставлением проживания на время обучения и прибытием ведущих преподавателей-специалистов для ведения учебного процесса в это время. Таким образом, генерируется дистанционно-очная форма обучения, обеспечивающая высокий уровень овладения компетенциями.[7] Необходимо коснуться и вопроса научной работы студентов, которая является важнейшим элементом в воспитании молодых ученых и определении наиболее успешных в исследованиях молодых ученых с целью оказания им поддержки (гранты, стипендии). Научный поиск, организованный на базе образовательного кластера, отличается большей прикладной ориентированностью, так как в большинстве случаев реализуется на практике, на базе образовательного кластера. Эта особенность является ключевой в сравнении с классическими исследованиями, проводимыми на базе образовательной организации. Схематично, процесс дистанционного обучения на базе образовательного кластера, представлен на рисунке 1.

Процесс дистанционного обучения

Рисунок 1. Процесс дистанционного обучения на базе образовательного кластера

Схема сопровождения студента (будущего специалиста), представленная на рисунке 1, предусматривает альтернативу выбора формата обучения специалиста по классическому варианту – дистанционно на базе образовательной организации и кластерную форму, когда специалист обучается на базе образовательного кластера дистанционно, с организацией практических занятий и научной работы молодым ученым непосредственно на рабочем месте. Кластерный подход обеспечивает максимальное сближение теории и практики, что является позитивным фактором, влияющим на качество практической подготовки специалиста и на качество его научных исследований, которые приобретают большее прикладное значение.

Научная новизна данного подхода, состоит в комплексном учете факторов, оказывающих влияние на причины трудовой миграции молодежи из сельской местности и профилактику данной проблемы посредством формирования новой формы реализации учебного процесса. Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, проводит исследования перспектив генерации данной формы обучения для агропромышленного комплекса с 2017 г. и полученные результаты, в том числе и в режиме обратной связи со слушателями курсов повышения квалификации, свидетельствуют об интересе работников агропромышленного комплекса к данной проблеме.

Список использованной литературы:

  1. Шафиров В.Г., Пенькова И.В. Применение инноваций в АПК как способ повышения продовольственной безопасности в России // Инновации и продовольственная безопасность. – 2018. –№ 3 (21). – с. 7-20.
  2. Федеральная служба государственной статистики. Структура инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/ (дата обращения 22 января 2019 г.)
  3. Арский А.А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. –  № 1. – с. 98-102
  4. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – 2015. – № 4(32). – с. 32–35
  5. Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 2(46). – с. 3-6.
  6. Шафиров В.Г., Заговалова Е.М. Кластерный подход к научно-образовательной деятельности в интересах развития экономики АПК // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 9. – с. 45-49.
  7. Арский А.А. Учет регионального фактора в логистическом проектировании // Стратегии бизнеса. – 2015. – №9 (17). – с. 3-7

УДК 332.1

В. Г. Шафиров — кандидат юридических наук, профессор кафедры аграрных отношений и кадрового обеспечения АПК, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Москва, Россия

e-mail: rako-apk@mail.ru

Distance learning in the agro-industrial complex as a prevention of internal labor migration

V. Shafirov — Candidate of law sciences, professor of the Department of agrarian relations and staffing of the agro-Industrial complex, The Russian academy of staffing of agro-industrial complex, Moscow, Russia

Annotation: the article explores the issue of the organization of remote professional and higher education for rural residents or workers of the agro-industrial complex, as measures to prevent labor migration from regions of residence to major cities and regional centers. It has been established that the dynamic growth of investments in the agro-industrial complex of the Russian Federation necessitates the involvement of additional labor resources in the agro-industrial complex. It is proposed to implement the learning process remotely in the formation of the competence of a specialist in the field of information technology, logistics, marketing based on educational clusters.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шафиров В. Г. Дистанционное обучение в агропромышленном комплексе  как профилактика внутренней трудовой миграции // Маркетинг и логистика. – 2019. – №1 (21). — с. 77-86.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».