Формирование имиджа колледжа при организации профориентационной работы

Лариса Владимировна Селезнёва

Аннотация: в статье раскрывается процесс формирования имиджа образовательного учреждения, который формируется, прежде всего, на стимулировании положительных эмоций потенциальных аудиторий абитуриентов и их родителей. Имидж позволяет на основе определенного уровня знаний сформировать представление о преимуществах профессионального колледжа и развивать общественное мнение с помощью инструментов профориентационной направленности.

В России осознанный PR образовательных учреждений только набирает свои обороты, однако конкуренция между образовательными учреждениями уже довольно велика. Правильная PR-политика поможет образовательным учреждениям выделиться на фоне остальных и привлечь как можно больше абитуриентов. Одним из самых эффективных методов PR образовательных учреждений, как в России, так и за рубежом является интернет реклама, создание веб-сайта учебного заведения.

Продвижению учебного заведения способствует так же реклама в СМИ и печатных изданиях. PR в сфере образования крайне важен, так как способствует удовлетворению потребности учебного заведения в выгодном имидже: он помогает учащимся осознать качество получаемого образования, а, соответственно, напрямую влияет и на их отношение к образовательному процессу. Специфика PR в сфере образования заключается в том, что целевой аудиторией являются не только потенциальные клиенты, но и уже имеющиеся. Происходит это из-за того, что при выборе учебного заведения практически все ориентируются на мнение обучающихся знакомых, поэтому устные средства PR играют очень большую роль.

Применение методов PR в российском образовании постоянно растет, из года в год эти методы становятся все более и более совершенными.

Целью профориентационной работы  является создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора абитуриентами  будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.

В колледже при проведении профориентационной работы рекомендуется использовать следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.

Информационно-справочные, просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • справочная литература;
  • информационно-поисковые системы;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников в ресурсные центры колледжа, в лаборатории и кабинеты;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения, о здоровом образе жизни и способах поддержания здоровья;
  • профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
  • учебные фильмы и видеофильмы о колледже и социальных партнерах;
  • использование средств массовой информации;
  • конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

Проработанный имидж – реальная выгода для любой организации, в том числе и экономическая. Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

Можно предложить следующие практические рекомендации для повышения имиджа колледжа в целом:

— необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия обычных общеобразовательных школ с колледжем, используя все имеющиеся возможности и формы, ориентируясь на то, что школьники имеют определенную свободу в выборе колледжа;

— необходимо активное сотрудничество с местными средствами массовой информации, используя для этого любые информационные поводы, для пропаганды профессионального образования. Использование при этом самых разных аргументов. Постоянный поиск наиболее эффективной и актуальной формулы такой пропаганды. Ведь средства массовой информации являются своеобразными посредниками между колледжем и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах или достижениях, можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и/или сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих;

— поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа колледжа формируется благодаря распространению в обществе знаний о нем или целей профессионального колледжа относительно них, то основная маркетинговая задача, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на ее основе определенного уровня знаний и уже как следствие определенного представления о колледже. Главным образом, почти все способы передачи информации аудитории можно объединить в общее направление деятельности — рекламирование. Это определяет специфическую особенность рекламной политики колледжа, где информирующая реклама преобладает над другими видами рекламы. Для рекламирования необходимо выбирать каналы продвижения, дающие наибольшую отдачу. Самые распространенные — это статьи и публикации в газетах и интервью на радио, участие в выставках и фестивалях. Также для этого необходимо использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды профессионального образования и создания имиджа колледжа;

— целевая аудитория колледжа — это учащиеся школ и их родители, люди, желающие получить профессиональное образование, поэтому лучше всего действуют именно точечные мероприятия, а не обширные акции. В частности, это участие в выставках, где каждый колледж имеет возможность донести информацию до конечной аудитории;

— формирование имиджа тесно связано с информационной открытостью, поскольку имидж создается посредством коммуникаций на основе той информации, которую получает целевая аудитория из разных источников, главным образом из средств массовой информации;

— еще один способ заинтересовать будущих учеников — день открытых дверей, позволяющий представить свои программы, рассказать о преимуществах, кроме того, нужно активизировать работу с детьми-сиротами с целью увеличения контингента учащихся.

Среди других рекомендаций по формированию имиджа колледжа можно назвать следующие:

— содействие в повышении квалификации педагогов, а также демонстрирование потребности колледжа в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения. Кроме того, следует предъявлять высокие требования при приеме на работу, что дает коллективу колледжа ощущение особой ценности рабочего места, поскольку высокие стандарты увеличивают привлекательность колледжа в глазах кандидатов на вакантные места;

— предоставление педагогам возможности творческой и профессиональной реализации;

— информирование коллектива педагогов и коллектива учащихся с историей колледжа, нормами поведения в колледже, этике и этикете.

— необходимо постоянно проводить анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

Реалии развития современного мира и России, в том числе, таковы, что сегодня для родителей наиболее важным является не само наличие образовательного учреждения в непосредственной близости от места проживания, а его дру­гие характеристики, важнейшими из которых являются: качество образова­ния, условия в которых проходит процесс обучения и оснащенность учреждения. Можно сказать, что в силу вступает принцип конкурентоспособности уч­реждений, а указанные характеристики являются не чем иным, как частным проявлением такого важного их показателя как потребительская ценность.

Программа продвижения образовательных услуг колледжа предполагает следующие направления:

  1. Интеграцию ресурсов колледжа и социальных партнеров, включая предприятия среднего и малого бизнеса (на базе которых должны быть созданы ресурсные центры по подготовке рабочих кадров).
  2. Обеспечение качественными рекламными материалами приемной комиссии. Мероприятия: организация рекламы в средствах массовой информации: печатные издания, интернет, школы, листовки, пакеты, ручки, флешки, календари, изготовление книги о колледже.
  3. Информирование потенциальных абитуриентов о специальностях колледжа. Мероприятия: интернет, социальные сети, активная работа по продвижению сайта колледжа, участие в «Ярмарках вакансий» округа города, экскурсии на предприятия соц. партнеров.
  4. Обеспечение качественного проведения «Дня открытых дверей». Мероприятия: организационная работа по подготовке «Дня открытых дверей», подготовка кабинетов и лабораторий, оформление рекламного баннера, оформление информационных стендов по специальностям, анкетирование гостей колледжа «Откуда получена информация о «Дне открытых дверей», выступление агитбригад «презентация специальностей».
  5. Обеспечение Плана набора на учебный год. Мероприятия: выступление на родительских собраниях в школах с информацией о специальностях колледжа, вывешивание рекламных плакатов на информационных стендах школ, беседы с учащимися выпускных классов о колледже, экскурсии учащихся школ города в колледж, проведение товарищеских соревнований со школьниками старших классов среди юношей и девушек.
  6. Корректировка профориентационной работы в соответствии с интересами студентов. Мероприятия: анкетирование студентов колледжа: по вопросам заинтересованности в будущей профессии, по вопросам будущего возможного трудоустройства, по вопросам дальнейшего обучения, по вопросам конкурентно — способности и востребованности профессии.
  7. Приведение в соответствие плана набора и специальностей колледжа с требованиями предприятий города.

Мероприятия: сбор информации по предприятиям города о потребностях в специалистах по качественным и количественным показателям, изучение потребностей работодателей.

Несмотря на значимые успехи в формировании положительного имиджа, забота о его укреплении и о высокой репутации колледжа должна вестись постоянно и быть направлена на увеличение количества поступающих. Необходимо постоянно налаживать систему более тесного взаимодействия обычных общеобразовательных школ с колледжем; активно сотрудничать с местными СМИ; использовать все возможности Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для создания положительного имиджа образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

  1. Романенкова О.Н. Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования. — Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 36. № 8 (262), 2012, с. 143-146.
  2. Земляк С.В., Романенкова О.Н. Оценка уровня имиджа страховых компаний // Маркетинг в России. Справочник Гильдии Маркетологов / Под общей редакцией И.С. Березина. – М. – 2015, 272 с., с. 222-231.
  3. Кудикова Е.С., Земляк С.В. Разработка плана мероприятий улучшения бренда потребителями и сотрудниками // Маркетинг и логистика. – 2015. – №1 (1). – с. 21-32.
  4. Романенкова О.Н. Тенденции развития и современные подходы к организации рекламного рынка России // Международный журнал «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда» (ЭПОС), №4 (52), 2012. – 150 с., 140-144 с.
  5. Арский А.А. Виртуальные филиалы как основа системы высшего образования в моногородах // Маркетинг и логистика. – 2015. – №1 (1). – с. 4-8.
  6. Романенкова О.Н. Методы планирования продаж и составления трейд-маркетингового бюджета. — Тольятти: Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Экономика и управление. №4 (11), 2012 г. С. 141-144.
  7. Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 552 с.

УДК 336.1

Л. В. Селезнёва — студентка магистратуры «Экспертиза в образовании», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Email: larissa-nakhodka@mail.ru

Formation of image of the organization of college career guidance

L. Selezneva — graduate student of «Expertise in Education, Russian State Pedagogical University A. Herzen, St. Petersburg, Russia

Annotation: The article deals with the formation of the image of the educational institution, which is formed primarily on stimulating positive emotions of potential audiences applicants and their parents. The image allows, based on a certain level of knowledge to form an idea of the benefits of professional college and develop the public opinion with the help of professional orientation direction of the tool.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Селезнёва Л. В. Формирование имиджа колледжа при организации профориентационной работы // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 90-97.

Полная версия журнала  в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».