Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей

Александр Александрович Арский

Аннотация: в статье рассмотрены аспекты совершенствования таможенного контроля культурных ценностей на таможенном пункте пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Обосновывается необходимость создания специализированного информационного ресурса, обеспечивающего профилактику преступлений в области контрабанды культурных ценностей посредством учета и контроля культурных ценностей, информировании заинтересованных лиц о состоянии безопасности охраны культурных ценностей и о порядке их перемещения.

Поиск современных подходов к предотвращению незаконного оборота объектов мирового культурного наследия и культурного наследия России в частности, является объектом изучения отечественных и зарубежных специалистов на протяжении всего времени существования понятия «культурная ценность». Так же эффективным поиском решений в области профилактики контрабанды культурных ценностей, можно считать исследования молодых ученых – студентов и аспирантов вузов.[1]

Немало отечественных ученых посвятили свои работы техническим средствам идентификации культурных ценностей, применяемым при проведении таможенного контроля физических лиц в пунктах пропуска через таможенную границу, а также алгоритмам проведения таможенного контроля как такового с разработкой авторских технологических схем его проведения. Нормативная база, регулирующая порядок перемещения культурных ценностей, так же отличается динамикой в последние годы в свете развития интеграционных процессов в формате ЕАЭС.[2] Спрос на мировом черном рынке стимулирует совершенствование ухищрений контрабандистов на всех этапах совершения данного преступления. Данные реалии обуславливают актуальность совершенствования не только технических средств лабораторного (экспертного) контроля, но и развития информационно-технических ресурсов обеспечивающих идентификацию культурных ценностей на всех этапах её физического перемещения в пространстве.

Известно, что основным показателем успешной деятельности правоохранительной системы является профилактика преступлений, недопущение их реализации, прекращение преступной деятельности на этапе зарождения преступных замыслов. Новый таможенный кодекс ЕАЭС и Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 226.1) относят контрабанду культурных ценностей к уголовным преступлениям. При этом,  регламентированные наказания лишением свободы преступника на срок от 3-х до 12-ти лет, уже само по себе является превентивной мерой в профилактике контрабанды культурных ценностей. Исследуя популярные направления профилактики незаконного оборота культурных ценностей, представляется возможным генерация и функционирование специализированного информационного ресурса администрируемого  уполномоченными государственными органами (Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная таможенная служба), осуществляющего информирование граждан и заинтересованных лиц об актуальном состоянии дел в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. На рисунке 1 представленные некоторые культурные ценности, изъятые при таможенном контроле на Шереметьевском таможенном посту.

Экспозиция некоторых изъятых культурных ценностей

Рисунок 1. Экспозиция некоторых изъятых культурных ценностей на Шереметьевском таможенном посту, представленная на выставке, посвященной 25-летию ФТС (фото автора)

Структура информационного ресурса должна включать: 1) информацию о положениях нормативно-правовой базы в области перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС; 2) виды разрешительных документов на перемещение культурных ценностей и инструкции по их получению в уполномоченном органе; 3) визуализированный реестр культурных ценностей находящихся в международном и российском розыске; 4) статистику и содержание пресеченных случаев контрабанды культурных ценностей; 5) визуализацию культурных мероприятий по возврату культурных ценностей владельцам (музеи, духовенство, частные коллекционеры); 6) раздел предусматривающий оказание консультаций по предварительному запросу (режим обратной связи), в том числе телефон доверия для сообщения о готовившихся и совершенных преступлениях.

Особый интерес у пользователей вышеописанного информационного ресурса может представлять раздел 3, посвященный розыску культурных ценностей. Однако для подготовки материалов для данного раздела требуется огромная работа, заключающаяся, по сути, в «отцифровке» изображений всех движимых (физических) объектов отнесенных к культурным ценностям находящихся в ведении музеев, государственных учреждений и религиозных организаций. Создание подробного электронного каталога культурных ценностей (специализированной базы данных) значительно облегчит идентификацию культурной ценности при проведении таможенного досмотра физических лиц сотрудником таможенного поста и позволит принять верное решение оперативно. Нельзя не отметить, что создание подобного каталога позволит провести инвентаризацию культурных ценностей, выявив при её проведении отдельные преступления в отношении культурных ценностей (повреждение, хищение, замена дубликатом-копией). В отношении некоторых культурных ценностей в местах их хранения и экспозиции осуществляются мероприятия по «чипированию» культурных ценностей на основе технологии RFID, следует отметить, что «чипирование» некоторых объектов невозможно по религиозным соображениям (иконы) в виду протеста представителей духовенства. Данные противоречия могут быть преодолены при развитии проекта электронного каталога описанного выше.

Научная новизна комплексного подхода профилактики контрабанды культурных ценностей состоит в одновременной реализации двух направлений – информационном и техническом.

Информационное направление – информирование граждан и заинтересованных лиц о состоянии охраны (текущей безопасности) отечественных и мировых культурных ценностей посредством специализированного информационного ресурса.[3] Психологическое, моральное воздействие на потенциальных контрабандистов с целью предотвращения планируемых и совершаемых преступлений. Культурное и историческое просвещение широких масс общества по проблемам охраны отечественного и мирового культурного наследия.

Техническое направление – повышение качества таможенного контроля над перемещением культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС реализуемое по двум аспектам 1) ускорение обмена информацией между контролирующими государственными органами (ФТС, ФСБ, Министерство культуры) с целью гармонизации контроля в пункте пропуска на таможенном посту для участников ВЭД и физических лиц; 2) повышение точности первичной идентификации объектов культурного наследия на таможенном посту сотрудником таможенного органа; 3) мультипликативный эффект образуемый от ревизии объектов культурного наследия на территории ЕАЭС экспонируемых и хранящихся в специализированных учреждениях.

Список использованной литературы:

  1. Арский А. А. Компетентностный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов // Маркетинг и логистика. – 2016. – №4 (6). – с. 5-9.
  2. Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории / Учебное пособие. / РИО Российской таможенной академии, — М.: 2012 – 231 С.
  3. Худжатов М. Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров// Маркетинг и логистика. – 2017. – №3 (11). – с. 117-125.

УДК 339.5

А. А. Арский — кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики таможенного дела АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), г. Москва, Россия

e-mail: arskiy@list.ru

Information and technical aspects of preventing the smuggling of cultural property

A. Arskiy — candidate of economic sciences, Associate professor Chair of the theory and practice of customs Moscow financial and law university (MFUA), Moscow, Russia

Annotation: In the article aspects of perfection of the customs control of cultural values at the customs checkpoint across the customs border of the EAEC are considered. The necessity of creation of a specialized information resource providing crime prevention in the field of smuggling of cultural values through accounting and control of cultural values, informing interested persons about the state of security of the protection of cultural values and the order of their movement is substantiated.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: А. А. Арский. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 5-10.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».