Инициирование рыночного интереса к новым стратегическим целям государственной политики

Константиниди Христофор Александрович

Аннотация: в статье обосновывается необходимость формирования когнитивных инструментов реализации государственной политики в экономической и социальной сферах на основе систематизации стратегических целей.

Научная новизна исследования представлена разработкой когнитивного инструмента инициации рыночного интереса к выдвигаемым стратегическим целям развития социально-экономической системы, задающим базовые идеи, принципы и курс государственной политики в экономической и социальной сферах.

Принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» обозначило сдвиг в пользу применения когнитивных инструментов в государственной политике. Приведем необходимые аргументы в пользу такого вывода.

Прежде всего отметим использованный в разработке указанного акта интеграционный подход к прогнозированию, стратегическому планированию и государственной политике, ориентированный на широкое привлечение, адекватную оценку, корректное обобщение и синтез имеющегося научного потенциала для выдвижения стратегических целей развития, разработки перспективных идей политики, что предполагает опору на комплекс апробированных когнитивных инструментов. Выделим заложенное в законе требование о формировании информационной системы для обеспечения потребностей стратегического планирования, что предполагает разработку инструментов, насыщенных знанием и обеспечивающих доступ к нему, а также требование о проведении квалифицированного обсуждения проектов, относящихся к сфере государственной политики, что связано с обеспечением потребностей экспертизы.

Одним из важных векторов разработки комплекса когнитивных инструментов формирования государственной политики является инициация рыночного интереса к выдвигаемым стратегическим целям развития социально-экономической системы, задающим базовые идеи, принципы и курс государственной политики в экономической и социальной сферах. Данный вектор дополнительно актуализируется отсутствием в данной политике средств, привлекающих к ней внимание участников рынка, что, во многом, обусловлено ее инерционностью, преемственностью по отношению к политике эпохи централизованной социально-экономической системы, где преобладали иные механизмы и инструменты, приспособленные к трансляции команд. Выдвигаемая система новых стратегических целей развития системы экономики, адекватная вызовам глубоких технологических сдвигов, должна быть хорошо известна участникам рынка, поскольку инициация у них интереса к новому курсу государственной политики и формирование соответствующих доходных ожиданий позволит разработчикам данной политики изучить опережающую реакцию рынка и, при необходимости, внести в выдвигаемые цели и идеи политики определенные изменения.

Зарубежные исследователи, имеющие большой опыт анализа государственной политики в условиях глубоких технологических сдвигов, приходят к выводу, что отток обладателей интеллектуального капитала опаснее оттока денежного капитала. Недостаточная обеспеченность процесса формирования государственной политики ресурсами интеллектуального капитала снижает ее созидательный потенциал, а социально-экономическую систему лишает возможности создания продуктивных капитальных комбинаций, инициированных с участием интеллектуального капитала.

Руководствуясь указанным ранее вектором разработки комплекса когнитивных инструментов формирования государственной политики, предложим когнитивный инструмент инициации рыночного интереса к выдвигаемым стратегическим целям развития социально-экономической системы, задающим базовые идеи, принципы и курс государственной политики. Приведем аргументы в пользу разработки данного когнитивного инструмента формирования государственной политики.

Отметим, что непосредственных аналогов такого инструмента нет в практике формирования государственной политики. Вместе с тем, схожие инструменты реализуются рядом территорий России в целях активизации инвестиционной политики, рыночного продвижения виртуального бренда собственной социально-экономической системы, что представляет интерес для решения поставленной нами задачи. Выделим в данном отношении позитивный опыт, накопленный Краснодарским краем в использовании инструмента рыночного продвижения бренда территориальной социально-экономической системы. Это дало существенные результаты в области инвестиционной политики – край на протяжении трех лет (2011-2013 гг.) занимал лидерские позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности территориальных систем России, где в расчетах использовался адекватный для данной задачи критерий максимизации отношения стоимости привлеченных инвестиций за год инвестиций к стоимости созданного за такой же период валового продукта территориальной социально-экономической системы.

Оценивая инструмент рыночного продвижения бренда территориальной социально-экономической системы, сфокусируем внимание на его целевой ориентации – рыночное продвижение виртуального по своему характеру бренда социально-экономической системы обусловливает формирование столь же виртуальных доходных ожиданий потенциальных инвесторов, которые могут – в случае достаточности таких ожиданий – инициировать участие в предлагаемых территорией инвестиционных проектах. Таким образом, при использовании данного инструмента выстраивается определенная логическая цепь, представляющая интерес для разработки искомого инструмента формирования государственной политики: «обеспечение дополнительной капитализации бренда социально-экономической системы (виртуальный результат) – приращение доходных ожиданий потенциальных инвесторов (виртуальный результат) – повышение оценки конкретных инвестиционных проектов, предлагаемых территорией (виртуальный результат) – приращение инвестиций в развитие социально-экономической системы (реальный результат)».

Преобразуем установленную нами логическую цепь применительно к преобразованию государственной экономической политики (рис. 1).

государственная мезоуровневая политика

Рисунок 1 – Связи результатов в процессе инициации рыночного интереса к новым стратегическим целям, выдвигаемым при формировании государственной мезоуровневой политики. Источник: разработано автором

Приведем пояснения к данным, представленным на рисунке 1. Результаты, получаемые в виде реакций субъектов внешней среды мезоуровневой государственной политики на изменения в ее характере, по своей форме отличаются от результатов, достигаемых при рыночном продвижении территориального бренда, но, по существу, мы сталкиваемся здесь с аналогичной цепью виртуальных и реальных результатов использования специфически рыночных инструментов в целях привлечения дополнительного потока инвестиций в развитие приоритетных сфер социально-экономической системы, соответствующих выдвинутым стратегическим целям.

Генерация и взаимодействие двух виртуальных результатов  (ожиданий перспективного приращения результатов развития на основе выдвижения новых стратегических целей развития и приращения доходных ожиданий потенциальных инвесторов) обусловливают извлечение третьего, на этот раз реального эффекта формирования политики – приращения инвестиций в развитие социально-экономической системы.

Определим конкретные средства, востребованные для инициации первичного рыночного интереса к выдвигаемым новым стратегическим целям развития социально-экономической системы:

— организация презентаций нового курса государственной политики;

— организация презентаций пионерных образцов и макетов продуктов и услуг, которые будут получены в результате выдвижения новых стратегических целей развития;

— организация презентаций новой карты социально-экономической системы, формируемой с учетом ожидаемых результатов выдвижения стратегических целей ее развития;

— встраивание ожидаемых результатов реализации новых стратегических целей развития указанной системы в структуру уже реализуемых крупных инвестиционных проектов (обеспечение виртуальных синергетических эффектов);

— встраивание ожидаемых результатов реализации новых стратегических целей развития указанной системы в структуру регулярно проводимых и пользующихся вниманием праздников, культурных фестивалей и др.;

— встраивание ожидаемых результатов реализации новых стратегических целей развития указанной системы в структуру юбилейных дат, значимых для нее и интересных для потенциальных инвесторов;

— проведение профессиональных конкурсов с учетом профилей выдвигаемых стратегических целей;

— организация научных конгрессов, форумов, результаты которых могут быть востребованы при реализации стратегических целей.

Все указанные выше конкретные средства, востребованные для инициации первичного рыночного интереса к выдвигаемым новым стратегическим целям развития указанной системы ориентированы на достижение интегрального результата – формирования устойчивой и позитивной оценки субъектами внешней среды нового курса государственной политики.

Опираясь на современные научные представления о взаимосвязи курса государственной политики и процесса развития социально-экономической системы, определим ряд позитивных эффектов, которые могут быть получены в развитии указанной системы на основе инициации рыночного интереса к выдвигаемым стратегическим целям:

— позитивные изменения в структуре миграционного движения населения, что весьма важно для многих регионов России, сталкивающихся с притоком малоквалифицированных людей и оттоков носителей развитых компетенций;

— улучшение параметров институциональной среды развития предпринимательства, снижение или преодоление ранее существовавших барьеров для регистрации и ведения бизнеса;

— создание качественно новых локальных рынков, формирование состав их участников, продвижение на ранее сложившиеся рынки новых продуктов и услуг, созданных на основе инициации интереса к выдвинутым стратегическим целям;

— приращение общей занятости и совокупных доходов активного населения территорий, достигнутое благодаря инициации рыночного интереса к выдвинутым стратегическим целям;

— приращение капитализации резидентов территории, где успешно презентуются выдвинутые стратегические цели и др.

Инструмент инициации рыночного интереса к выдвинутым стратегическим целям развития социально-экономической системы органично вписывается в процесс создания интегрированных инструментов преобразования государственной политики и публичного управления, соединяющих в себе возможности менеджмента и маркетинга, что соответствует синергетической парадигме современной науки управления, ориентированной на привлечение познавательных и преобразовательных потенциалов смежных направлений исследования. Указанный инструмент корреспондирует с инструментами рыночного продвижения образцов новых технологий, продуктов, организационных механизмов, методик стратегического планирования, подкрепленных инструментарием решения перспективных задач. Совокупным результатом процесса создания интегрированных инструментов формирования государственной политики и публичного управления, соединяющих в себе возможности менеджмента и маркетинга, становится система средств рыночного продвижения целей и ожидаемых результатов реализации нового курса политики и соответствующих такому курсу механизмов публичного управления, ориентированных на формирование качественно новых конкурентных преимуществ преобразуемой социально-экономической системы, результаты оценки направлений (табл. 1).

Современные условия, в которых стагнация экономики сочетается с элементами кризиса и импульсами роста в отдельных сферах, дополнительно актуализирует задачу рыночного продвижения стратегических целей, ожидаемых результатов, принципов и инструментов нового курса государственной политики и соответствующих такому курсу механизмов публичного управления.

конкурентные преимущества

Таблица 1 – Системная оценка возможных векторов создания конкурентных преимуществ, связанных с ними задач нового курса государственной политики и средств рыночного продвижения стратегических целей, выдвигаемых в рамках данного курса

Ситуация острого дефицита ресурсов развития социально-экономической системы вынуждает искать более продуктивные способы рыночного позиционирования виртуальных результатов формирования государственной политики. Присущее такому позиционированию соединение возможностей менеджмента и маркетинга дает возможность предварительно, до начала реализации обремененных высокими рисками проектов преобразований в социально-экономической системе, провести селекцию и отказаться от менее продуктивных проектов, получивших низкую оценку участников рынка (по результатам опросов, а также по итогам подписания протоколов о намерениях). Такой маневр в области преобразования курса политики позволяет снизить издержки ее формирования, а также переориентировать высвободившиеся средства

Решение задач нового курса государственной политики, исследованных в табл. 1, предполагает проведение адекватных преобразований в сфере поддержки принятых политический решений, направленных на формирование соответствующего комплекса инструментов рыночной поддержки. Указанный комплекс может быть сформирован на основе взаимодействия двух структур, обеспечивающих ядро механизма преобразования государственной экономической политики – Совета по социально-экономической политике и Министерства экономического развития РФ. В научном отношении такая деятельность предполагает подкрепление научными услугами крупных исследовательских центров, ориентированных на задачи преобразования государственной политики.

Раскроем когнитивные возможности предложенного инструмента инициирования рыночного интереса к новым стратегическим целям, выдвигаемым в ходе формирования государственной политики. Эти возможности обусловлены природой процесса рыночного позиционирования стратегических целей развития, в котором используются и возникают элементы новых знаний о текущем и перспективных состояниях социально-экономической системы. В ходе инициации рыночного интереса к выдвинутым стратегическим целям развития указанной системы возникают и фиксируются наблюдателями предварительные оценки потенциальных покупателей проектируемых продуктов и услуг, а также ожидания инвесторов в отношении перспектив реализации проектов, предусмотренных выдвижением стратегических целей.

Такие предварительные оценки и ожидания инвесторов в отношении перспектив реализации указанных целей содержат в себе определенные элементы нового знания о процессе формирования государственной политики, будущих результатах и рисках, с которыми она сопряжена. Продвигая стратегические цели развития, выдвинутые в процессе преобразования экономической политики, мы одновременно получаем возможность получать новое знание о системе экономики и соотносить его с уже существующим знанием, обеспечивая потребности развития науки. Таким образом, в инструменте инициирования рыночного интереса к стратегическим целям, выдвигаемым в ходе формирования государственной политики, прикладные возможности комбинируются с познавательными возможностями, что характерно для когнитивных инструментов.

Список использованных источников:

  1. Бернстайн П. Фундаментальные идеи финансового мира: Эволюция / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – С. 87-89.
  2. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Стратегия капитализации инновационных ресурсов периферийных регионов России с учетом их ограниченности // Terra economicus. — – Т.12. — №1. – С. 23-28;
  3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http: cbr.ru.
  4. Основные экономические и социальные показатели Краснодарского края. — Краснодар: ТО ФСГС, 2017. — С. 15-31.
  5. Пригода, Л.В., Чекеревац, З.К. Оценка эффективности современных санкционных войн // Новые технологии. – 2016. – №4. – С. 54-59.
  6. Сорокин, Д.Е. Стратегические ориентиры экономического развития России. – М.: Алетейя, 2010. – 664 с.
  7. Социально-экономическое положение Краснодарского края / Комплексный доклад за 2017 год. – Краснодар: Краснодарстат, 2018. – С.53-56.
  8. Татаркин, А.И., Фетисов, Г.Г., Цветков, В.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. – 2011. – №3. – С.34-42.
  9. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html
  10. Цирель, С.В. Экономика ближайшего будущего // Terra economicus. – 2017. – Т.15. – №1. – С.44-67.

УДК 338.22

Константиниди Х. А. – к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал), г. Краснодар, Россия

e-mail: kx81@mail.ru

Initiating market interest in the new strategic objectives of public policy

Konstantinidi Kh. A. — Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Management and Marketing, Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar Branch), Krasnodar, Russia

Annotation: the article substantiates the need for the formation of cognitive tools for the implementation of public policy in the economic and social spheres based on the systematization of strategic goals.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Константиниди Х.А. Инициирование рыночного интереса к новым стратегическим целям  государственной политики // Маркетинг и логистика. – 2020. – №2 (28). — с. 42-52.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».