Экономика и технология контейнеризации грузов

Маргарита Александровна Вандарьева

Надежда Владимировна Князева

Аннотация: в статье обосновывается необходимость совершенствования процессов контейнеризации грузов по техническому и транспортному направлению. Обосновывается актуальность поиска новых технических решения для получения дополнительных конкурентных преимуществ при реализации транзитного потенциала России и других стран-членов ЕАЭС в торговых отношениях между Европой и Китаем. Формируются рекомендации по разработке динамической модели ценообразования логистической услуги и совершенствования технологии изготовления контейнеров на основе применения полимерных и композитных материалов отличающихся устойчивостью к динамическим нагрузкам и коррозии.

Рост объема контейнерных перевозок обуславливает необходимость поиска эффективных решений в области снижения логистических издержек данного процесса. В общем виде контейнеризация грузов представляет собой размещение груза в стандартном контейнере с целью сокращения времени погрузочно-разгрузочных работ в терминале (порту или железнодорожной станции). Начиная с середины прошлого века контейнерные перевозки, динамично развиваются как по количественной, так и по территориальной составляющей. Контейнерные перевозки занимают основные позиции в логистике, являются одним из самых современных и наиболее экономичных видов транспортировки штучных (генеральных) грузов. Универсальность контейнера заключается в том, что в нем можно транспортировать любые практически любые грузы в таре, сократив объём промежуточных погрузочно-разгрузочных работ в терминалах (порт или железнодорожная станция).

Наша страна имеет огромный потенциал для перевозки грузов контейнерами, как по железной дороге, так и по новому логистическому проекту «Северный морской путь». На рисунке 1 представлена карта основных трансъевразийских транспортных коридоров разработанная российскими учеными под эгидой Евразийского банка развития и Центра интеграционных исследований.

трансъевразийские транспортные коридоры

Рисунок 1. Основные трансъевразийские транспортные коридоры [1]

Представленная карта транспортных коридоров Евразии, иллюстрирует потенциал России и Казахстана в организации транзита грузов из Европы в Китай и из Китая в Европу соответственно. Таким образом, транзитный потенциал нашей страны и других членов ЕАЭС, определяет актуальность исследований в области совершенствования контейнерных перевозок и технологии изготовления и эксплуатации контейнеров как таковых. К проблемам контейнерных перевозок можно отнести жесткий, неизменяемый объем грузового отсека контейнера, в целях повышения экономической эффективности многие перевозчики занимаются «сбором груза», то есть заполняют контейнер грузами нескольких клиентов. Это определяет необходимость научного и практического поиска по разработке концепции развития контейнерных перевозок и их совершенствования самими компаниями перевозчиками.

В целях совершенствования контейнерных перевозок необходимо рассмотреть на экспертном уровне и сформировать рекомендации по следующим направлениям:

  1. Разработка модели управления транспортными потоками использующими контейнеры в качестве объекта перевозки, а именно составить прогноз потенциала транзитной системы России и ЕАЭС в части объемов перевозимых грузов;
  2. Обновление и капитальный ремонт подвижного состава (фитиновых платформ), обеспечивающего процесс транспортирования, а именно рассчитать затраты и сформировать динамическую модель стоимости логистической услуги в части контейнерных перевозок.[2]

Еще одной из важнейших задач при реализации процесса транспортировки является сохранение потребительских свойств груза при значительных динамических нагрузках в пути следования при преодолении почти 9000 км. В этой связи технические аспекты очень важны. Можно выделить следующие технические аспекты, которые должны быть учтены на современном этапе развития научно-технического прогресса:

  1. Необходимость выполнения контейнеров из полимерных и композитных материалов, обеспечивающих техническое преимущество относительно листовой стали, из которой в настоящее время изготовляются контейнеры: 1) отсутствие коррозийного воздействия на материал контейнера и его конструкцию. Полимерные материалы не подвержены коррозии в отличии от металла и не нуждаются в антикоррозийном ремонте (окрашивании, латании), 2) гибкость контейнерной конструкции позволяющая компенсировать динамические нагрузки на контейнер и на груз расположенный в нем.
  2. Применение полимерных и композитных материалов обеспечивает снижение неэффективной нагрузки на железнодорожное полотно. Стандартный контейнер из металла весит 2,5 т., по прогнозам экспертов вес подобного контейнера выполненного из полимерных или композитных материалов оставит 1,5 т., что в свою очередь обуславливает изменение схемы загрузки контейнеров при формировании железнодорожного состава.

Естественно, что на начальном этапе стоимость производства контейнеров будет значительно выше, чем их аналогов из металла, однако массовое производство обеспечит снижение этой стоимости.[3]

Научная новизна изложенных выше подходов состоит в комплексном учете потенциала транзитных контейнерных перевозок выполняемых посредством использования новых контейнеров изготовленных из полимерных или композитных материалов.

Использование контейнеров нового типа позволит в перспективе 5-10 лет снизить логистические издержки операторов контейнерных перевозок, что в конечном итоге отразится на стоимости товаров обращающихся на внешних рынках. Совершенствование в области контейнерных перевозок позволит осуществлять антикризисное управление на более высоком уровне в части экономической отдачи.[4]

Поиск перспективных направлений снижения логистических издержек, может и должен быть осуществлен на всех уровнях системы науки и образования, начиная колледжами и заканчивая научно исследовательскими центрами к которым можно отнести «Сколково» и Федеральные университеты, занимающиеся техническими разработками в сфере полимерных и композитных материалов.[5]

Разработки студентов, ученых и практиков в области логистики, помогут предпринимательскому сообществу активней включаться в логистические бизнес-процессы и активно выходить на внешние рынки.[6]

Авторы данного исследования уверены, что сближение теории и практики при оптимизации логистических процессов, позволит предприятиям и отраслям экономики России получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке международных перевозок.[7, 8] Проблемы развития контейнеризации требуют решения, так как на сегодняшний день наиболее эффективным и надежным способом транспортировки грузов являются контейнерные перевозки, а динамика строительства судов-контейнеровозов позволяет предположить, что данный вид перевозок будет востребован и в будущем.

Список использованной литературы:

  1. Винокуров Е.Ю., Лобырев В.Г., Тихомиров А.А. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. – СПб.: ЦИИ ЕАБР.– 2018. – 74 с.
  2. Арский А.А. Особенность формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 1. – С. 44-47.
  3. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – 2013. – № 4. – с. 54-56.
  4. Арский А.А. Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок // Стратегии бизнеса. – 2017. – №2. – С 3-6.
  5. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. – 2016. – № 1(35). – с. 31–33
  6. Арский А.А. «Дорожная карта» логистических стартапов // Стратегии бизнеса.– 2015. – № 2 (10). – с. 3-5
  7. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки // Вестник Московского финансово-юридического университета. – – № 3. – с. 68-74.
  8. Арский А.А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 1. – с. 98-102.

УДК 338

М. А. Вандарьева  – студент группы ОДЛ 31-16-9 Профессионального образовательного учреждения «Колледж современного управления», Москва, Россия

Н. В. Князева – студент группы ОДЛ 31-16-9 Профессионального образовательного учреждения «Колледж современного управления», Москва, Россия

e-mail: mvlogistics00@mail.ru

Научный руководитель — Ниятбеков Т. И., заместитель директора по учебно-производственной работе Профессионального образовательного учреждения «Колледж современного управления», Москва, Россия

Economy and technology of cargo containerization

M. Vandareva — student Professional educational institution «College of modern management», Moscow, Russia

N. Knyazeva — student Professional educational institution «College of modern management», Moscow, Russia

Scientific adviser — T. Niyatbekov, Deputy director for academic and Industrial work, Professional educational institution «College of modern management», Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need to improve the processes of containerization of goods in the technical and transport direction. The relevance of the search for new technical solutions to obtain additional competitive advantages when realizing the transit potential of Russia and other EAEU member countries in trade relations between Europe and China is substantiated. Formation of recommendations for the development of a dynamic pricing model for logistics services and the improvement of container manufacturing technology based on the use of polymeric and composite materials that are resistant to dynamic loads and corrosion.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вандарьева М. А., Князева Н. В. Экономика и технология контейнеризации грузов // Маркетинг и логистика. – 2018. – №5 (19). — с. 5-11.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».