Коммерциализация научно-технических разработок в агроинженерном комплексе

Георгий Андреевич Лысенко

Аннотация: в статье обосновывается необходимость внедрения на основе коммерческого и государственного финансирования, продуктов научно-технических разработок в сфере агроинженерного комплекса. В условиях сложившейся динамики программ импортозамещения, отечественный агропромышленный комплекс нуждается в инновационных подходах реализации собственных конкурентных преимуществ. Формируется дорожная карта коммерциализации научно-технических разработок в АПК.

Актуальность исследования проблем коммерциализации научно-технических разработок в агропромышленном комплексе (далее – АПК) и в частности в агроинженерии обусловлена динамическими изменениями в сельском хозяйстве России сложившимися за последние три года. В результате санкционного противостояния с Евросоюзом и США, России удалось разработать, внедрить и реализовать с разными результатами программы импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Реализация данных программ, например, в части производства и экспорта зерновых культур, привели и к росту экспорта зерновых культур  в 2017 г. на 34%, что является значительным результатом на мировом рынке сельхозпродукции.

Возникает необходимость интенсификации научно-практических работ по поиску, разработке и внедрению технологий в агроинженерном комплексе на основе инноваций. Поиск и разработка современных, перспективных технологий и механизмов возможна только при обеспечении достаточного финансирования обеспечивающего не только формирование модели или опытного образца, но и апробацию такой разработки, испытание её в реальных условиях. Финансирование возможно из двух типов источников: государственного бюджета или коммерческих инвестиций. Государственное финансирование может быть выражено финансированием конкретных разработок проводимых на базе научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений АПК. Коммерческое же финансирование может иметь формы внешнего финансирования в виде инвестиций в разработку или покупку готовой разработки как таковой или внутреннее финансирование исследований самим предприятием АПК.

Следует определить основные понятия в области инноваций и коммерциализации научно-технических разработок, которые позволят точно передать смысл предложений автора, формируемых в данном исследовании. Коммерциализация – это деятельность предприятия АПК или инициатива частного лица, направленная на извлечение прибыли любыми легальными способами и средствами.[1] То есть, можно считать, что коммерциализация научно технических разработок это перевод их из состояния проекта или опытного экземпляра в стадию использования данной разработки в решении практических задач производства сельхозпродукции или услуг и дальнейшего получения прибыли от их реализации. Инновация (от латинского «novatio» (что означает обновление, изменение), а приставка «in» переводится с латинского «в направлении»; если переводить дословно «innovatio» – «в направлении изменений». Из этого следует, что инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга, механизм, технология) или процесс.

Инновации, как объект научного познания стали популярны в середине прошлого века, одним из самых известных теоретиков в области изучения инновационных механизмов можно назвать американского ученого Йозефа Шумпетера (1883-1950 гг.). Й. Шумпетер выделял сведущие признаки инновационности: 1. Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности; 2. Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее; 3. Открытие нового источника факторов производства; 4. Создание новой организации в отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции; 5. Создание нового товара, или значительное повышение качественных характеристик уже существующего товара.

Основная задача нововведение – повышение экономической эффективности деятельности предприятия АПК.[2]

Важным аспектом инноваций является присутствие в них научного поиска и нахождения оптимальных форм для их практической реализации.[3]

Все инновации без исключения содержат элемент интеллектуальной собственности, то есть  — закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.[4]

С недавних пор на информационном портале государственных услуг существует сервис государственной регистрации селекционного достижения и государственной регистрации перехода исключительного права на селекционное достижение.[5] Данный сервис помогает обеспечить защиту прав на интеллектуальную собственность и приближает новаторов и изобретателей к внедрению своих продуктов в практику.

Исходя из изложенного выше можно разработать типовую «дорожную карту» коммерциализации научно-технических разработок в секторе агроинженерии, последовательность шагов которой будет понятна не только профессиональному исследователю, но и практику, который впервые пробует свои силы в области научно-технических разработок. [6; 7]

Предлагается представить «Дорожную карту коммерциализации научно-технических разработок в агроинженерии» последовательностью сведущих этапов.

Этап 1 – анализ существующих технологий и тенденций реализованных в конкретном сегменте агроинженерных технологий и продуктов.

Этап 2 – формирование результатов анализа и определение сегментов, в которых существует дефицит инновационных решений применительно к системе конкретного предприятия АПК или отрасли в целом.

Этап 3 – определение места научно-технической разработки в решении текущих и перспективных задач предприятия АПК или отрасли в целом.

Этап 4 – формирование технико-экономического обоснования эффективности применения разработки на предприятии АПК или отрасли в целом.

Этап 5 – регистрация права на интеллектуальную собственность автором или авторским коллективом.

Этап 6 – разработка бизнес-плана коммерциализации научно-технической разработки для получения государственной поддержки или поиска инвестора.

Этап 6 – оформление соглашения о сотрудничестве с инвестором или участие в конкурсе государственной поддержки.

Этап 7 – практическая реализация проекта.

Этап 8 – контроль результатов внедрения научно-технической разработки.

Этап 9 – совершенствование научно-технической разработки (доводка).

Представленная дорожная карта, по своей сути является замкнутым циклом обновления технологий, методик и машин и оборудования в  АПК.

Научная новизна описанной выше дорожной карты, состоит в последовательном, замкнутым в цикл поиске инновационных решений и создании научно-технических разработок для использовании их в практической деятельности предприятий АПК[8].

Примером эффективного внедрения агроинженерной научно-технической разработки в практику предприятия АПК может являться гидропонная установка для производства биологических кормов для скота (рис. 1).

Гидропонная установка

Рисунок 1. Гидропонная установка для производства биологических кормов для скота [9]

В условиях динамических изменений, на внешних рынках сельхозпродукции выраженных в трансформации экономических союзов, Россия может и должна использовать имеющийся потенциалы –  территориальный, транзитный и самое главное научный потенциал в целях усиления конкурентных преимуществ и в формате импортозамещения и в формате экспансии на внешние рынки.[10]

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – – № 4. – с. 54-56.
  2. Арский А.А. Хронометраж линейного логистического процесса // Управленческие науки. – 2014. – № 2(11). – с. 52-55.
  3. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. – – № 1(35). – с. 31–33
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 69. [электронный документ]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/87519ca6a4c2213e2a2f21c661cff23242859808/ : (дата обращения 08.04.2018г.).
  5. Информационный портал Государственные услуги. [электронный документ]. URL: https://www.gosuslugi.ru/16500/4/info : (дата обращения 08.04.2018г.).
  6. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – 2015. – № 4(32). – с. 32-35
  7. Капитонова О.Л. Классификация информации в системе управления субъекта малого бизнеса // Маркетинг и логистика. – 2016. – №4 (6). – с. 44-49/
  8. Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – – № 2(46). – с. 3-6.
  9. Торговый информационный портал [электронный документ]. URL: http://www.cmlt.ru/ad-b5991407 : (дата обращения 08.04.2018г.).
  10. Ерохин В.Л. Развитие сельских территорий на Дальнем Востоке России и в провинции Хэйлунцзян КНР // Вестник АПК Ставрополья. – 2016. – № 3 (23). – С. 256–260.

УДК 33

Г. А. Лысенко – студент факультета агроинженерии, промышленного и гражданского строительства, ФГБОУ ВО Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, г. Курган, Россия.

e-mail: Lys1101@mail.ru

Научный руководитель — А. А. Арский —  к.э.н., доцент кафедры управления АПК, ФГБОУ ДПО Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Москва, Россия

Commercialization of scientific and technical developments in agroengineering complex

G. Lysenko — a student of the faculty of agroengineering, Industrial and civil engineering, Kurgan state agricultural academy. Kurgan, Russia.

Scientific adviser — A. Arskiy, PhD in economics, associate professor of the Department of  management in the agro-industrial complex, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex. Russia, Moscow

Annotation: the article substantiates the necessity of introduction on the basis of commercial and state financing, products of scientific and technical developments in the field of agroengineering complex. In the current dynamic of import substitution programs, the domestic agro-industrial complex needs innovative approaches to realize its own competitive advantages. A roadmap for the commercialization of scientific and technical developments in the agro-industrial complex is being formed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Лысенко Г. А. Коммерциализация научно-технических разработок в агроинженерном комплексе // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 40-46.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».