Коммуникационное взаимодействие кипрских инвестиционных компаний с потенциальными и действующими клиентами

Анна Сергеевна Ляхова

Аннотация: статья представляет собой описание процесса взаимодействия кипрских инвестиционных компаний с клиентами, начиная от момента заключения соглашения на предоставление брокерских услуг и заканчивая предоставлением брокерских отчетов по исполненным сделкам.

В условиях современного мира инвестиционный бизнес для клиентов становится все привлекательнее: волатильность рынка позволяет зарабатывать до 200% в год. В этой статье будет раскрыт весь процесс взаимодействия кипрских инвестиционных компаний с клиентами.

Кипрская инвестиционная компания (Cyprus Investment Firm — CIF) – это компания, зарегистрированная и имеющая головной офис на Кипре, предоставляющая инвестиционные и иные, связанные с ними, услуги, которая регулируется Кипрской комиссией по ценным бумагам и биржам (Cyprus Securities and Exchange Commission — CySEC).

В соответствии с законодательством Кипра компании необходимо получить лицензию на осуществление соответствующего набора услуг, от чего будет зависеть минимальный уставный капитал. После проведения первой операции, лицензия компании считается активированной.

Для того, чтобы физическое или юридическое лицо стало клиентом CIF, необходимо пройти ряд процедур – KYC (know your client), который регламентируется Кипрским законодательством Directive 144-2007-08 (http://www.cysec.gov.cy/en-GB/legislation/financial-crimes/AML/#; http://www.cysec.gov.cy/CMSPages/GetFile.aspx?guid=8d1c4f43-2406-4923-8aa7-9bec580eac1e).

KYC (know your client) – это процедура, которая требуется в соответствии с Законодательством Кипра о предотвращении отмывания денежных средств и финансирования терроризма, а также любого иного Законодательства, которое требует идентификации клиента.

Для начала компания присваивает клиенту один из трех уровней риска (low/medium/high), на основе которого впоследствии определяется минимальный список документов, который должен предоставить клиент. Как правило, определение уровня риска клиента производится на основании одной из политик компании, но Directive 144-2007-08 определяет, какие из клиентов однозначно относятся к высокому уровню риска. Обычно для оценки уровня риска для юридических лиц используются такие показатели, как страна регистрации компании, место ведения бизнеса, национальность конечных бенефициаров и т.д. Также процесс KYC регламентируется законом Law 188(I)/2007 The prevention and suppression of money laundering and terrorist financing law (http://www.cysec.gov.cy/en-GB/legislation/financial-crimes/AML/#; http://www.cysec.gov.cy/CMSPages/GetFile.aspx?guid=c91b8eef-d9e1-4411-8e07-d76ad2afe1a1). Кроме того, по отношению к юридическим лицам применяется процедура под названием Due Diligence, которая, в свою очередь, подразделяется на две в зависимости от уровня риска клиента – Enhanced due diligence и Simplified due diligence.

Due Diligence (юридическая экспертиза) – это комплексная проверка с целью идентификации клиента и его бизнеса. Юридическая экспертиза проводится при открытии счета клиенту и на регулярной основе в процессе ведения бизнеса.

Enhanced due diligence – это наиболее комплексная проверка клиентов, применяемая к тем, которые отнесены к группе высокого риска. Обычно это касается траст счетов, «клиентских счетов», открытых в пользу третьих лиц, счетов компаний с акциями «на предъявителя».

Simplified due diligence – это упрощенная комплексная проверка клиента, которая применяется к тем, кто регулируется Европейским законодательством. Как правило, это относится к финансовым институтам, соблюдающим требования Европейского законодательства, листингованным компаниям, торгующим на бирже в Европейской экономической зоне.

По отношению к физическим лицам – частным инвесторам, участвующим в экономической деятельности компании: гражданам республики Кипр, иностранным гражданам и лицам без гражданства —  применяется несколько упрощенная процедура идентификации: необходимо предоставление следующих документов: документ, удостоверяющий личность, и подтверждение адреса регистрации, заполнение анкет, разработанных компанией, включающих в себя информацию о происхождении дохода, цели открытия счета и иных личных данных (см. Приложение 1).

Кипрские инвестиционные компании (CIF) разделяют клиентов на три категории: retail client (розничный клиент), professional client (профессиональный клиент) и eligible counterparties (уполномоченный контрагент). В зависимости от этой категории клиентам присваивается разный уровень «защиты», например, для retail обязательны предупреждения о типах инструмента и возможных рисках. Кроме того, каждая компания является участником Investor Compensation Fund – инвесторского компенсационного фонда, то есть в случае банкротства компании часть вложенных средств будет возмещена, но только retail клиентам.

После того, как клиент прошел все необходимые идентификационные процедуры, он может приступить к торговле ценными бумагами, которая состоит из нескольких этапов:

  • подача поручения;
  • оценка соответствия инструмента интересам клиента;
  • исполнение поручения;
  • отчет клиенту о сделке.

Необходимо отметить, что ответственность за уплату налогов остается полностью на клиенте, так как компания не имеет права раскрывать конечных бенефициаров ценных бумаг, то есть именно клиенту необходимо обращаться в налоговые органы страны резидентства и предоставлять налоговую декларацию.

В первую очередь, клиенту необходимо подать поручение на торговую операцию одним из авторизованных способов: по телефону, по e-mail или подписав соответствующий документ на бумажном носителе в офисе. После того, как ордер получен сотрудниками CIF, проверяется, авторизован ли подписант и корректна ли подпись. Затем необходимо оценить, является ли «подходящим» для клиента (suitability/appropriatness test – в зависимости от предоставляемой услуги) тот или иной финансовый инструмент, так как в соответствии с Кипрским законодательством компания обязана действовать в наилучших интересах клиентов (Best Execution), при этом оберегая их от риска убытков ввиду непонимания инструментов. Но относится это только к физическим лицам. Клиент вправе отказаться от рекомендации не торговать каким-либо финансовым инструментом. Сотрудники компании обязаны убедиться в том, что клиент понимает инвестиционный риск и взаимосвязь между рисками и прибылью/убытком. Для того, чтобы клиент смог в полном размере оценить инвестиционный риск, компании стоит предоставить всеобъемлющую информацию относительно уровня убытков, которые могут возникнуть впоследствии. Компания также обязана хранить все записи поручений и проведения тестов на соответствие в течение 5 лет.

После того, как компания проверила соответствие инструмента интересам, знаниям и инвестиционному горизонту клиента, начинается процедура исполнения поручения, то есть покупки или продажи инструмента (акций/облигаций/валютных пар/деривативных инструментов). На этом этапе компания не может пренебречь «Best Execution Policy», то есть CIF обязана предпринять все возможные действия для получения наилучшего результата для клиента, включая цену, издержки, скорость исполнения, площадку, дату расчетов, объемы сделки и т.д. Такое исполнение регламентируется одним из документов компании – политикой Best Execution, которая должна обновляться на регулярной основе и проверяется CySEC и аудиторами.

Наконец, на следующий рабочий день после исполнения сделки клиент получает по авторизованному адресу электронной почты брокерский отчет, содержащий информацию об исполненной сделке, текущей оценке активов и о балансах. В случае если в течение 24х часов клиент не оспорил полученный отчет, считается, что сделка подтверждена.

Таким образом, процесс работы инвестиционной компании с физическими и юридическими лицами должен обязательно включать в себя эффективную коммуникацию всех подразделений компании для предоставления клиентам наилучшего результата и для соблюдения всех Кипрских директив, регламентирующих данную сферу деятельности. Анализ процесса исполнения торговых поручений говорит о высокой производительности компании. Для повышения эффективности исполнения клиентских поручений рекомендуется внедрение подачи поручения через Личный кабинет – сервис, привязанный к сайту, и отражающий текущую стоимость активов. Помимо этого, внедрение автоматизированных подтверждений об исполнении сделок также повысит скорость отчитывания сделок и упростит работу сотрудников компании. Данные мероприятия будут способствовать повышению уровня предоставляемых компанией услуг.

Приложение 1.

Ляхова Приложение 1Ляхова Приложение 2

Ляхова Приложение 3

Список использованной литературы:

  1. Сайт кипрской комиссии по ценным бумагам и биржам, раздел — информация о директивах и законах, регулирующих деятельность по анти отмыванию денег. Дата обращения: 12.04.2016. Доступно по ссылке — https://clck.ru/9vvvb
  2. Сайт кипрской комиссии по ценным бумагам и биржам, раздел — информация об общих правилах и принципах работы кипрских инвестиционных компаний. Дата обращения: 12.04.2016. Доступно по ссылке — https://clck.ru/9vvvf

 

УДК 316.77

А. С. Ляхова – руководитель мидл офиса компании «Fintailor Investments Limited (Кипр), студентка 1-го курса группы ДМИФ-1м Института заочного и открытого образования кафедры «Инвестиции и инновации», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва

e-mail: aliahova@gmail.com

The cooperation of Cyprus investment firms with potential or existing clients

А. Lyakhova — Head of Middle office, Fintailor Investments Limited (Cyprus), the 1st year student (group DMIF-1m) of Financial University under the Government of Russian Federation

Annotation: this research elaborates on very significant nowadays subject of the communication of Cyprus investment firms and potential or existing clients because this business becomes more and more popular every day considering the volatility of securities’ prices. The paper contains the information about the whole process starting with the client’s identificationand finishing with trading confirmations and brokerage reports.

Добавить комментарий