Компетентностный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов

Александр Александрович Арский

Аннотация: в статье обосновывается необходимость повышения качества подготовки выпускных квалификационных работ студентами при исследовании проблем в области таможенного дела на основе принципов поиска новых подходов, к решению существующих и перспективных проблем. Отмечается необходимость критического подхода при анализе существующих моделей системного взаимодействия в области таможенного дела.

Основной целью выполнения студентом вуза выпускной квалификационной работы (ВКР) является демонстрация умения применять наработанные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки, приобретенные во время преддипломной практики для решения проблемных вопросов исследуемой темы.

Уровень умений и знаний каждого отдельного выпускника зависят не только от качества организации учебного процесса в вузе, но и от индивидуальных качеств студента, в числе важнейших из которых: 1) способность к самообразованию; 2) осознание роли и места своей будущей профессии в таможенной деятельности государства и бизнеса; 3) способности к рационализаторству и новаторству.

К сожалению, некоторые студенты формально подходят к проведению исследования по выбранной теме ВКР, нередки случаи большой доли заимствований текста ВКР студентом-исследователем в опубликованных ранее работах (плагиат), и хотя с этой проблемой борется научный руководитель студента (выявляя с помощью системы «Антиплагиат»), все же доля таких работ на этапе предзащиты составляет от 10 до 15%.[1]

Однако если проблема плагиата в ВКР имеет количественные критерии оценки (процент заимствования, количество источников), то рассматриваемая в контексте данной статьи проблема относится к области качества научных исследований студентов. Рассмотрим проблему отсутствия научного поиска и критики существующих моделей в ВКР студентов вузов. Для начала введем ограничения: 1) ВКР не рассматривается как диссертация на соискание степени кандидата наук и не подменяет это понятие; 2) рассматривается предметная область общественных наук, а именно экономика и юриспруденция.

Предполагается, что научный поиск в ВКР должен преследовать своей целью выполнение одного или нескольких алгоритмов, Представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Алгоритмы научного поиска и решения

Алгоритмы научного поиска и решения

Рассмотрим подробнее сущность алгоритмов (нумерация дана без ранга и приоритетов): «1» — научный изыскания опираются на поиск стандартного решения, доказавшего свою эффективность на практике; «2» — научный поиск опирается на решение новой проблемы с учетом соизмерения природы новой проблемы с существующими проблемами при использовании стандартных решений; «3» — научный поиск основан на нахождении новых, более эффективных в сравнении со стандартными решениями (в практической среде – новаторство, рационализация); «4» — научный поиск на альтернативной основе с «3» генерирует решение, не имеющее аналогов в предметной области, при этом результат в анализе принимается за единицу (как исходный). Автор считает, что эффективным направлением повышения качества исследований и предлагаемых решений в ВКР является научный поиск по алгоритму «3» и «4», что же касается алгоритмов «2» и «3», то они могут быть реализованы студентами во время подготовки курсовых работ и преддипломной практики, служа прологом к исследованию предметной области темы ВКР. В этом случае достигается эффект «научной новизны» предлагаемых решений, т.е. предложения студента-исследователя носят инновационный характер, что актуально в современных условиях отечественной экономики, особенно при реализации программ импортозамещения.[2] Несмотря на теоретический оттенок термина «научная новизна», подходы и решения, сформированные по алгоритмам «3» и «4», имеют определяющее значение в конкурентной среде рынка, а в предметной области технических наук входят в разряд так называемых «ноу-хау». Таким образом, в текущих экономических условиях актуальным представляется проведение исследования в ВКР по алгоритму «3» или «4», так как практическое их внедрение позволит получить конкурентное преимущество организации их внедряющей.

При исследовании ВКР студент может и, должен критически рассматривать существующие модели, занимаясь поиском уязвимости системы на основе результатов сравнительного, функционально-стоимостного и факторного анализов. Так, например, в области таможенного дела рекомендовано подвергать критике (исключительно обоснованной) алгоритмы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов.[3] Кроме того, критике должны подвергаться также алгоритмы реализации таможенными органами своих функций.[4] Стоит особо отметить, что критика должна нести элемент конструктива, недопустимо, как это иногда происходит на защите ВКР, причитать о том, что «все плохо» и не предлагать собственных решений после четырех-пяти лет обучения в вузе и прохождения практики. В этой связи уместно действовать последовательно по принципу: «критикуй – предлагай – действуй – отвечай».

Исследование проблем таможенного дела в ВКР студентов Московского финансово-юридического университета (МФЮА) опирается не только на анализ актуальной динамической нормативно-правовой базы, но и учитывает перспективы развития ЕАЭС и его интеграцию с прочими экономическими объединениями международной торговли. Рациональным направлением поиска актуальных проблем системного взаимодействия, помимо проводимых под эгидой Московского финансово-юридического университета (МФЮА) научно-практических конференций, является сбор информации о проблемах и тенденциях от участников внешнеэкономической деятельности через информационные ресурсы, управление которыми осуществляют сами студенты.

Особую роль играет общение студентов с действующими сотрудниками таможенных органов, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и декларантами в формате круглых столов и мастер-классов, организуемых на базе вузов. Посредством данного общения достигается эффект «приближения» теории таможенного дела к практике.

Все описанные выше подходы, исключительно при их комплексной реализации, позволят повысить качество научных исследований студентов не только при выполнении ВКР, но и при проведении исследований в НИР, реализуемых вузами и заинтересованными организациями.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. – М.: № 21, 2011, с. 132-134.
  2. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. – М.: № 1 (35), 2016, с. 31-34.
  3. Арский А.А. Механизм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистических компаний. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Российская таможенная академия]. – М., 2011. –154 С.
  4. Арский А.А. Реализация двухфакторной теории мотивации Герцберга в управлении таможенными органами // М.: Маркетинг и логистика. – №3 (5), 2016. – 89 с., с. 5-9.

УДК 378

А. А. Арский —  к.э.н., доцент Кафедры теории и практики таможенного дела АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА)

e-mail: arskiy@list.ru

The competent approach to the study of problems of customs business in the final qualifying works of students

A. Arskiy — Candidate of economic sciences, Associate professor Chair of the theory and practice of customs Moscow financial and law university (MFUA)

Annotation: the necessity of improving the quality of final qualifying works of students in the study of problems in the field of customs affairs on the basis of the search for new approaches to solving existing and emerging problems. The necessity of a critical approach in the analysis of the existing system of interaction models in the field of customs.

Добавить комментарий