Концептуальные основы логистических услуг аутсорсинга в современной организации

Василий Владимирович Синяев

Аннотация: В статье представлена концепция логистического аутсорсинга в современной организации. Раскрыты цели, задачи и  принципы организации аутсорсинга. Практический интерес представляют анализ современного рынка логистических услуг и основные этапы реализации контракта на аутсорсинг. В заключении даются направления перспективного развития логистических услуг.

«Важно понимать, что надо делать.

Но не менее важно еще понимать, что делать не надо».

 Стив Джобс

В современном мире все явления стремительно меняются. Участие в целевом сегменте сбыта требует от коммерческих структур адекватных перемен с учетом влияния факторов деловой среды взаимодействия. Сегодня ни одна организация не может самостоятельно на 100%  выполнить принятую программу стратегического развития и поэтому успешно использует услуги аутсорсеров. Целесообразность перехода на аутсорсинг выражена в стремлении участника рынка сосредоточить все ресурсы на основном виде деятельность, а все вспомогательные функции и процессы передать на исполнение внешним организациям, которые отличаются высоким профессионализмом и мастерством исполнения.

В современной организации аутсорсинг логистических услуг используют в целях: экономии времени, сосредотачиваясь на профильной деятельности; разделения ответственности по управлению для повышения качества транспортно-складских операций со стороны внешних операторов и оптимизации уровня производственных запасов; создания эффективных каналов дистрибуции с оперативной реакцией на рыночные перемены и потребительские предпочтения; использования опыта и профессионализма логистических посредников.

Практика подтвердила, что концепция логистики аутсорсинга является выражением корпоративной философии рыночного участия в виде системного документа целей, задач, принципов создания организационного механизма для максимального удовлетворения спроса заказчиков логистических услуг.

Генеральная цель логистического аутсорсинга направлена достижение миссии компании, формирование достойного имиджа и популярности в деловом сообществе. Только в этом случае аутсорсинг может стать эффективным инструментом управления компанией в целом.

Актуальными задачами аутсорсинга для логистических систем являются задачи по достижению генеральной цели за счет своевременного исполнения заказов, повышению качества работы и сокращению логистических издержек.

Рыночное участие с использованием аутсорсинга невозможна без соблюдения таких принципов, как принцип качества своевременного исполнения заказов; компетентности руководства и исполнителей; информационной  обеспеченности; стимулирования всех участников рыночного оборота в рамках программы партнерства; экономии затрат. Сфера логистических услуг аутсорсинга представляет динамичный комплекс с учетом пространства и времени, обеспечивающей высокое качество выполнения работы (услуги), оптимизацию совокупных затрат и  сокращение времени исполнения для успешного совершения обмена товара на деньги. Схема организации рыночного участия с использованием концепции аутсорсинга, выполненная автором, представлена на рисунке 1.

Схема организации рыночного участия с использованием концепции аутсорсинга

Рисунок 1. Схема организации рыночного участия с использованием концепции аутсорсинга

Концепцию логистической  услуги аутсорсинга (Los), как системного документа, включающего цели, задачи принципы можно представить в виде функциональной зависимости от анализа рыночной среды, важности обоснования целесообразности логистической услуги, компетентности исполнителей и репутации аутсорсера:

Los =  f (S, E, К; R),  где:

S – комплексная оценка емкости, рыночной доли, конкурентного окружения и влияния экономических, технологических, социальных и политических факторов.

E — корпоративные усилия в области обоснования экономической целесообразности перераспределения заказов на использование программного продукта между внешними исполнителями (аутсорсерами);

К — компетентность исполнителей заказа (аутсорсера) на логистические услуги с учетом запросов компании — заказчика;

R — репутация поставщика услуги, направленная на успешное позиционирование логистической услуги в обществе с использованием системы бенчмаркинга, паблисити, инструментов масс—медиа и PR.

Современный аутсорсинг охватывает все отрасли промышленного производства. Использование чужого опыта и знаний лежит в основе логистического аутсорсинга. Механизм аутсорсинга  является   современным методом создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции.

В практике российского предпринимательства, начиная с 2006 года, накоплен положительный опыт логистического аутсорсинга, который выражен в  оптимизации процесса управления  материальными потоками на базе создания достоверного банка информационных данных,  исследования закупочного рынка сырья и оборудования, обоснования эффективных каналов распределения, эксплуатации мобильного транспорта, погрузочно-разгрузочного оборудования и использования транспортно—экспедиторских услуг сопровождения грузов.

Основными игроками современного рынка логистических услуг являются компании среднего и крупного бизнеса, нацеленные на доставку грузов, исполнение складских операций, экспедиторского сопровождения грузов и многих других видов работ программного обеспечения.

Среди крупнейших игроков мирового рынка аутсорсинга логистических услуг следует выделить транснациональные корпорации UPS, DB Schenker, ItellaNLC, Kuehne+Nagel, DHL, TNT; компании Shenker; Kuehne & Nagel Inc; Группа компаний «Panalpina»; российские компании ISG, Orange Business Services; Национальная Логистическая Компания (НЛК), «ФМ Ложистикс», «ВЛС Групп», «DASgroupPROFESSIONAL»,  группа компаний «ЕвроСиб», «АЛИДИ», «Совфрахт — Совмортранс» и многие другие.[1, с. 179]

В 2015 году наблюдается активное развитие рынка услуг аутсорсинга во всех отраслях национальной экономики России, что проиллюстрировано на рисунке 2. Согласно исследованиям аналитиков независимой компании Finam в 2015 году на: транспортные перевозки приходился наибольший удельный вес аутсорсинга до 89%, хранение и складские операции до 8%, экспедирование до 2%, управление цепями поставок до 1% от общего объема операций.[2]

Структура рынка логистики в 2015 году

Рисунок 2. Структура рынка логистики в 2015 году

Десятилетняя практика российского предпринимательства подтвердила эффективность использования аутсорсинга в целях повышения качества выполнения работ, обслуживания потребителей и оптимизации затрат.

Существенный вклад в теорию логистического аутсорсинга осуществили и отечественные ученые Б. А. Аникин, В. Д. Билинкис, Б. В. Дук, А. В. Игнатьев, С. О. Календжян, А. Х. Курбанов, В. Б. Кушниров, Д. М. Михайлов, А. В. Овчаренко, Н. И. Петрыкина, A. B. Руснак, Ф. Н. Филина, И. С. Шелухин и другие.

Основными направлениями исполнения заказов на логистический аутсорсинг являются: снабжение и сбыт материалов, оборудования, комплектующих изделий; транспортировка грузов; управление запасами и др. Логистический аутсорсинг представляет целостную систему управления товарными, информационными и финансовыми потоками в целях удовлетворения запросов потребителей.

Многообразный процесс реализации аутсорсинга логистической услуги включает управленческий процесс цепью поставок в рамках товарных, финансовых потоков от компании поставщика до коммерческой структуры заказчика.[3, с. 221] При этом целевыми функциями логистического аутсорсинга являются закупка материалов и комплектующих изделий (снабжение), транспортировка грузов, хранение, распределение, управление заказами, управление запасами и др. Аутсорсинг при грамотном построении и реализации  товарных, финансовых и информационных потоков является одним из важнейших инструментов оптимизации логистической цепочки.[4, с. 318]

Направления практического использования аутсорсинга в сфере услуг логистики начинается с разработки логистической  программы бизнес — процесса, маркетинговых исследований рынка закупочных материалов, обоснования выгодной дистрибуции продвижения грузов (финансово-стоимостной анализ), оценки передовых форм и методов логистики доставки, хранения, сбыта и сервиса послепродажного обслуживания и заканчивается принятием менеджментом управленческого решения на аутсорсинг, выбором выгодного поставщика услуги аутсорсинга (организация тендера) и заключением контракта на аутсорсинг.

Перспектива развития рынка аутсорсинга логистических услуг формируется с учетом обострения конкуренции на национальном рынке; роста доли логистических услуг на мировом рынке; использование передовых форм и методов логистики; увеличения электронных форм доставки грузов (использование электронной подписи, оформление декларации, коносамента и других сопроводительных документов). Совершенствование творческого подхода, профессионализма и компетентности исполнителей заказов логистического аутсорсинга позволит повысить авторитет России в мировом сообществе и увеличить приток инвестиций в национальную экономику.

Список использованной литературы:

  1. Синяев В. В. Аналитическая оценка маркетинга услуг аутсорсинга в строительной индустрии/ Сборник научных трудов научно-практической1 конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» — М.: РИМ Университет», 2016, с. 177-189 , с.179.
  2. Интернет-портал Finam.ru — обзоры валютного и фондового рынков, комментарии к событиям в экономике. Доступ по ссылке: htpp/www.finam.ru/analysis/search
  3. Коммерческая деятельность: учебник для бакалавров / Синяева И.М., Романенкова О.Н., Земляк С.В., Синяев В.В.- М.: Издательство Юрайт, 2014. — 506 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  4. Маркетинг для магистров. Учебник / под ред. Синяевой И.М. [Артемьева О.А., Жильцов Д.А., Карпова С.В., Козлова Н.П., Романенкова О.Н., Синяев В.В., Стыцюк Р.Ю., Тюрин Д.В.] – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016, 368 с.

УДК 339.138  

В. В. Синяев — доктор экономических наук, доцент, доцент Департамента менеджмента, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», генеральный директор ФСК «ВАЛЕКС», Москва, Россия

e-mail: s.514@yandex.ru

Conceptual bases of logistics outsourcing in modern organizations

V. Sinyaev — Grand PhD in (Economic) sciences, assistant professor, Department of The Department of management, Financial University under the Government of the Russian Federation, General Director FSK «VALEX», Moscow, Russia

Annotation: The article presents the concept of logistics outsourcing in the modern organization. Disclosed goals, objectives and principles of the organization of outsourcing. Practical interest in the analysis of the current logistics market and key stages of implementation of the contract on outsourcing. In conclusion, given the promising directions of development of logistics services.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Синяев В. В.  Концептуальные основы логистических услуг аутсорсинга в современной организации // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 98-105.

Полная версия журнала  в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».