Методический подход к исследованию проблем развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок

Алексей Васильевич Тебекин

Аннотация: в статье описан методический подход к исследованию проблем развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок. Представлены результаты оценки степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТ различными странами от уровня экономической свободы этих стран. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.

В условиях продолжающихся западных санкций для Российской Федерации большое значение играет как решение проблем импортозамещения, так и наращивание экспортного потенциала [1, с. 12-17], определяющего объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны.

Современные проблемы развития национальной экономики определяются не только суперпозицией фаз больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности, присущих России (табл.1) [2, c.27].

Результаты анализа совместного влияния больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности на российскую экономику

Таблица 1. Результаты анализа совместного влияния больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности на российскую экономику

Во многом проблемы отечественной экономики связаны и с мировыми тенденциями, обусловленными надвигающимся глобальным экономическим кризисом, пик которого, предопределяемый сменой технологических укладов [3, c.34-38], ожидается на рубеже 2020-х годов (рис. 1) [4, с.2-8].

Динамика технологических укладов

Рисунок 1. Динамика технологических укладов

Известно, что в период кризиса любая организация стремится к минимизации издержек.[5, с.335-361]

Поэтому все издержки непроизводительного характера, к коим относятся любые логистические издержки, связанные с физическим перемещением товаров.[6, с.11]

В этой связи представляет интерес знакомство с данными, изложенными в письме Марека Ретельски Генеральной Ассамблее Международного союза автомобильного транспорта — (МСАТ, англ. The International Road Transport Union — IRU) и своим коллегам — членам МСАТ об общем количестве таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций Международных дорожных перевозок (МДП, фр. Transports International Routiers — TIR)  с 1995 по 2015 год и суммах комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (табл.2).[7]

Таблица 2. Оценки общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП на основе статистики выпуска таможенных документов с 1995 по 2015 год

Страна Ассоциация Общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП(1995-2015) Сумма комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ(в швейцарских франках)
Азербайджан ABADA 99 800 158 100 CHF
Таджикистан ABBAT 17 300 27 900 CHF
Болгария AEBTRI 4 105 200 6 528 600 CHF
Франция AFTRI (SCT/ACF) 219 600 353 400 CHF
Армения AIRCA 11 550 18 600 CHF
Узбекистан AIRCUZ 99 550 158 100 CHF
Босния AIRH 7 200 9 300 CHF
Кыргызстан AIRTO 181 650 288 300 CHF
Австрия AISO 340 800 539 400 CHF
Германия AIST 208 700 334 800 CHF
Молдова AITA 971 700 1 543 800 CHF
Македония AMERIT 580 650 920 700 CHF
Албания ANALTIR 13 500 18 600 CHF
Португалия ANTRAM 6 100 9 300 CHF
Румыния ARTRI 2 741 400 4 361 700 CHF
Россия ASMAP 7 589 750 12 071 400 CHF
Украина ASMAP UA 4 824 900 7 672 500 CHF
Швейцария ASTAG 40 900 65 100 CHF
Испания ASTIC 49 200 74 400 CHF
Беларусь BAMAP 3 742 250 5 952 000 CHF
Германия BGL 562 300 892 800 CHF
Чехия CESMAD BOHEMIA 723 000 1 153 200 CHF
Словакия CESMAD SLOVAKIA 836 400 1 329 900 CHF
Дания DTL 126 450 204 600 CHF
Эстония ERAA 1 062 500 1 692 600 CHF
Нидерланды EVO-SIEV 11 150 18 600 CHF
Бельгия FEBETRA 31 050 46 500 CHF
Великобритания FTA 71 550 111 600 CHF
Грузия GIRCA 72 650 111 600 CHF
Иран ICCIMA 987 000 1 571 700 CHF
Словения INTERTRANSPORT 370 650 585 900 CHF
Казахстан KAZATO 369 250 585 900 CHF
Нидерланды KNV 10 500 18 600 CHF
Латвия LATVIJAS AUTO 1 968 600 3 134 100 CHF
Литва LI NAVA 3 794 400 6 035 700 CHF
Венгрия MKFE 1 983 850 3 152 700 CHF
Норвегия NLF 8 700 9 300 CHF
Греция OFAE 430 500 688 200 CHF
Иордания RACJ 10 600 18 600 CHF
Великобритания RHA 85 550 139 500 CHF
Швеция SA 81 650 130 200 CHF
Сербия SCC-ATT 307 300 325 500 CHF
Финляндия SKAL 382 700 604 500 CHF
Сирия SNC ICC 26 800 46 500 CHF
Кипр TDA 11 650 18 600 CHF
Туркменистан THADA 51 300 83 700 CHF
Нидерланды TLN-NIWO 592 200 939 300 CHF
Турция TOBB 10 046 100 15 968 100 CHF
Хорватия TRANSPORTKOMERC 156 200 251 100 CHF
Италия UICCIAA 469 150 744 000 CHF
Румыния UNTRR 1 542 300 2 455 200 CHF
Польша ZMPD 5 550 850 8 825 700 CHF
ВСЕГО 58 494 500 93 000 000 CHF

МСАТ — Международный союз автомобильного транспорта — (англ. The International Road Transport Union — IRU) представляет собой международную организацию, объединяющую интересы национальных автотранспортных союзов (ассоциаций и организаций). Она была основана в Женеве в 1948 году и на сегодняшний день насчитывает порядка 180 членов – национальных союзов и ассоциаций в сфере международных/внутренних грузовых и пассажирских перевозок различными видами автотранспортных средств (грузовиков, автобусов, такси и др.).[8]

Многие члены МСАТ, список которых представлен на сайте ЕЭК ООН [9] и на рисунке 2 [10], в том числе его российский член — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), функционируют в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки МДП (Carnet TIR). Система таможенного транзита МДП осуществляет свою деятельность в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.).

География стран, использующих книжки МДП

Рисунок 2. География стран, использующих книжки МДП

Необходимо отметить, что книжка МДП как документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур, покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1957 г. и 1975 г. При этом все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование, которые выдаются национальным гарантийным объединением (ассоциацией), авторизованной в свою очередь компетентными органами страны.[10]

Не вдаваясь в подробности взаимоотношений профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, у которых усилились опасения в отношении прозрачности деятельности МСАТ [7], анализируя таблицу 2, обратим внимание на диспропорции между общим количеством таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП и соответствующими суммами комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ, с одной стороны, и размерами экономик разных стран, с другой стороны.

В частности, обращает на себя внимание лидерство по абсолютному лидерству Турции (17-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год) по общему количеством таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальной гарантирующей организации МДП — TOBB — 10 046 100 (ед.). В то время как для Германии (5-я экономика мира на 2015 год) было выпущено МСАТ всего 771000 таможенных документов. То есть в 13 раз меньше, при том, что ВВП Германии в 2,24 раза больше ВВП Турции.

Тоже самое можно сказать и о многих других лидерах по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП:

— Польша — 24-я экономика мира,

— Румыния – 45-я экономика мира,

— Украина – 49-я экономика мира,

— Венгрия – 59-я экономика мира,

— Белоруссия – 69-я экономика мира,

— Болгария – 76-я экономика мира,

— Литва — 88-я экономика мира,

— Латвия – 107-я экономика мира,

— Эстония – 111-я экономика мира.

Исключение составляет Россия – 6-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год.[11]

Таким образом, общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, по странам-пользователям книжек МДП далеко не равномерно. В абсолютном выражении лидерами по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ, являются Турция и Россия, следом идут Польша, Болгария, Литва и Беларусь. То есть, это не самые богатые страны в географии хождения книжек МДП. Эти же страны стали «лидерами» по суммам комиссий от страховых премий, возможно сокрытых МСАТ и подлежащих возврату перевозчикам. Это может свидетельствовать о том, что степень распределения комиссионных МСАТ по странам-пользователям книжек МДП напрямую зависит от количества использованных книжек МДП. И Россия здесь является одним из трёх лидеров.

В процессе исследований был поставлен вопрос – как соотносится количество используемых странами-членами Конвенции МДП таможенных документов, выданных МСАТ, с масштабами внешнеторговой деятельности этих стран?

В основу расчетов было положено отношение общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций (табл. 2), к объемам ВЭД этих стран в части импорта за этот же период (с 1995 по 2015 год).

Результаты оценок отношения общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций к объемам ВЭД этих стран в части импорта в период с 1995 по 2015 год, именуемые коэффициентом «МСАТо зависимости» стран, и выраженные в условных пунктах, представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень «МСАТо зависимости» стран в условных пунктах

Страна Коэффициент «МСАТо зависимости»(в условных пунктах)
1 Молдова 2,857390204
2 Латвия 1,729996181
3 Литва 1,719314132
4 Болгария 1,703826698
5 Беларусь 1,331883622
6 Македония 1,242071938
7 Украина 0,960944742
8 Румыния 0,784767184
9 Эстония 0,768466718
10 Турция 0,62976937
11 Кыргызстан 0,541949184
12 Россия 0,417759559
13 Польша 0,375026304
14 Венгрия 0,252602427
15 Иран 0,250061643
16 Сербия 0,165619748
17 Азербайджан 0,158885139
18 Словения 0,157097925
19 Узбекистан 0,141714139
20 Словакия 0,156210615
21 Грузия 0,15385075
22 Казахстан 0,142000981
23 Туркменистан 0,118461232
24 Хорватия 0,078751578
25 Греция 0,073033795
26 Таджикистан 0,070689172
27 Чешская Республика 0,068397569
28 Финляндия 0,059503811
29 Армения 0,040830255
30 Албания 0,036354919
31 Сирия 0,026596231
32 Австрия 0,024230307
33 Кипр 0,017058684
34 Дания 0,015629031
35 Нидерланды 0,014889732
36 Италия 0,011086328
37 Германия 0,008174743
38 Босния 0,008050806
39 Иордания 0,007620272
40 Швеция 0,006290557
41 Франция 0,004030354
42 Великобритания 0,002691681
43 Швейцария 0,002284928
44 Испания 0,001640544
45 Норвегия 0,001270488
46 Португалия 0,000886715
47 Бельгия 0,000864406

Как видно из таблицы 3, лидером по «МСАТо зависимости» является Молдова (140 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ), а среди «аутсайдеров» – Норвегия (4 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ).[12]

Россия (66 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ) в этом условном рейтинге находится ближе к началу списка – на 12 месте (между Киргизией и Польшей) среди 47 рассмотренных стран в рамках исследования.

Таким образом, проведенный анализ данных за 1995-2015 годы показал, что количество используемых странами, участвующими в Конвенции МДП таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, находится в обратно пропорциональной зависимости от объема внешнеэкономической деятельности стран — членов Конвенции МДП. Это свидетельствует об отказе экономически развитых стран от книжек МДП – услуги, предоставляемой МСАТ.

Закономерно возникает вопрос – а нужно ли России «тянуться» за Молдавией, и почему экономически развитые страны лишь в очень незначительных объемах пользуются услугами данной структуры?

Так, например, у Швейцарии, где и зарегистрирован МСАТ, и которой нет выхода к морю, коэффициент «МСАТо зависимости» в 140 раза меньше, чем у России, имеющей выходы к множеству морей.

В дополнение к уже представленным результатам был рассчитан коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран, охватывающего как свободу торговли, так и свободу от коррупции, и свободу предпринимательства.

Расчеты показали, что коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран —  минус 0,67.

То есть связь отрицательная (чем ниже уровень экономической свободы, тем выше «МСАТо зависимость» страны), и приближающаяся к сильной.

В результате сравнения показателей возникает вопрос – нужна ли России столь высокая «МСАТо зависимость»? Особенно учитывая, что деньги за услуги МСАТ собираются с российских участников ВЭД и в значительной ее части формируют доход нерезидентов, в то время как при системе гарантий таможенного транзита, предусмотренной в Таможенном кодексе, все вырученные деньги остаются внутри страны и работают на благо российской экономики.

Говоря о содержательной стороне проблемы необходимо отметить, что специалисты не случайно отмечают, что внутри Евросоюза не используются книжки МДП, а используется процедура внутриевропейского транзита  — Т1. Процедура Т1 упрощает и удешевляет таможенный транзит, в то время как странам СНГ, Балтии и Китаю вместо создания своей единой и эффективной системой организации таможенного транзита — например по маршруту Шелкового пути  — вероятно пытаются навязать устаревшие, менее конкурентоспособные с точки зрения экономических издержек документарные технологии на базе книжек МДП. Можно предположить, что целью таких действий является стремление достичь преимуществ в условиях транзита перед странами с переходной экономикой, к которым, в том числе, относятся страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

Таким образом, проведенные исследования показали, что чем выше уровень экономического развития стран, тем меньше степень их зависимости от действия монополий в той или иной сфере. В данном исследования, в частности показано, что выше уровень экономической свободы страны, тем меньше степень зависимости ее ВЭД от услуг Международного союза автомобильного транспорта (IRU), предоставляющего для таможенного транзита книжки МДП.

Высокоразвитые страны сами заботятся о создании наиболее благоприятных условий хозяйствования, в том числе в вопросах таможенного транзита, пекутся о своей страховой, информационной, финансовой, и в конечном итоге государственной безопасности. Ни одна из этих стран не доверяет обеспечение и сопровождение своей ВЭД зарубежным организациям, деятельность которых неподконтрольна и не регулируема. По этому пути следует идти и России.

Говоря о методической базе представленных исследований, необходимо отметить следующее.

1. Назначение. Представленная Методика оценки «комиссионной МСАТо зависимости» стран (далее Методика) позволяет на основе оценки связи объема комиссий МДП, которые должны быть возвращены членам IRU с показателями внешнеэкономической деятельности (ВЭД) разных стран, выраженный в годовом обороте, оценить характер влияния использования книжек МДП на эффективность ВЭД. Сумма комиссий, которые должны быть возвращены членам IRU (в швейцарских франках) с экономической точки зрения позволяет  при расчетах нормализовать внешнеторговый оборот для разных стран в привязке к их сотрудничеству со МСАТ, так как объективно отражает объем  и стоимость трансграничных перевозок с использованием книжек МДП для каждой страны и прямо привязана к общему количеству таможенных документов, выпущенных IRU за репрезентативный период времени для ассоциаций каждой из оцениваемых стран за 1995-2015 годы.

2. Исходные данные для расчетов.

2.1. В качестве исходных данных для оценки возможного влияния деятельности МСАТ на результаты ВЭД разных стран в Методике использованы материалы оценки суммы выведенных средств из ассоциации МДП МСАТ на основе статистики выпуска с 1995 по 2015 год (см. табл. 2).[7]

2.2. Для определения объемов ВЭД стран используются следующие источники внешнеторговой статистики:

— статистическая информация о внешней торговле ФТС России;

— официальные электронные данные (базы данных, системы электронных таблиц, динамические ряды) национальных статистических служб, ведающих учетом внешней торговли, публикуемые на их интернет-ресурсах;

— детализированные данные внешнеторговой статистики стран, публикуемые в TradeMap;

— периодические печатные издания внешнеторговой статистики стран, подготавливаемые соответствующими национальными ведомствами;

— годовые данные по внешней торговле стран, публикуемые UN COMTRADE;

— другие официальные источники, содержащие статистические сведения о ВЭД стран.

2.3. Для определения основных характеристик развития стран с учетом результатов ВЭД целесообразно использовать результаты глобальных исследований и сопровождающих их рейтингов стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum).

3. Порядок расчетов

3.1. Для каждой страны (i) рассчитывается соотношение объема комиссий МДП (SK) (некоторые страны представлены в МСАТ несколькими ассоциированными членами, размеры комиссий по таким странам просуммированы) (см.п.2.1 Методики) и объема ВЭД страны (Q) (см.п.2.2) за аналогичный период времени (коэффициент «МСАТо зависимости»):

%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%83%d0%bb%d0%b0-13.2. Для удобства интерпретации все рассчитанные значения коэффициента «комиссионной МСАТо зависимости» KМСАТ(i) представляются в условных пунктах и ранжируются в порядке убывания рассчитанного коэффициента (см. табл.3).

3.3. На основе данных глобальных исследований и сопровождающих их рейтингов стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum) определяется интересующий показатель экономической деятельности страны – члена МСАТ.

Пример определения уровня (индекса) экономической свободы этих стран представлен в таблице 4.

Таблица 4. Индекс экономической свободы стран – членов МСАТ

Страна Рейтинг экономической свободы
1 Молдова 57,4
2 Румыния 65,6
3 Латвия 70,4
4 Литва 75,2
5 Македония 67,5
6 Болгария 65,9
7 Беларусь 48,8
8 Украина 46,8
9 Эстония 77,2
10 Турция 62,1
11 Кыргызстан 59,6
12 Албания 65,9
13 Россия 50,6
14 Польша 69,3
15 Венгрия 66
16 Иран 43,5
17 Грузия 72,6
18 Словения 60,6
19 Хорватия 59,1
20 Словакия 66,6
21 Сербия 62,1
22 Греция 53,2
23 Таджикистан 51,3
24 Узбекистан 46
25 Финляндия 72,6
26 Азербайджан 60,2
27 Казахстан 63,6
28 Туркменистан 41,9
29 Чешская Республика 73,2
30 Армения 67
31 Кипр 68,7
32 Австрия 71,7
33 Сирия  —
34 Нидерланды 74,6
35 Италия 61,2
36 Дания 75,3
37 Босния 58,6
38 Иордания 68,3
39 Германия 74,4
40 Швеция 72
41 Молдова 62,3
42 Румыния 76,4
43 Латвия 81
44 Литва 68,5
45 Македония 65,1
46 Болгария 68,4
47 Беларусь 71,8

3.4. По аналогии с п.3.3 может быть определен любой из десяти показателей, среднее арифметическое которых составляет индекс экономической свободы:

  • Права собственности
  • Свобода от коррупции
  • Фискальная свобода
  • Участие правительства
  • Свобода предпринимательства
  • Свобода труда
  • Монетарная свобода
  • Свобода торговли
  • Свобода инвестиций
  • Финансовая свобода

3.5. По аналогии с п.3.3 может быть определен любой другой показатель экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum):

  • Рейтинг валового внутреннего продукта
  • Рейтинг валового национального дохода
  • Рейтинг глобальной конкурентоспособности
  • Рейтинг ведения бизнеса
  • Рейтинг защиты прав собственности
  • Рейтинг международной торговли
  • Рейтинг привлечения прямых иностранных инвестиций
  • Рейтинг потребления электроэнергии
  • Рейтинг продовольственной безопасности.

3.6. Рассчитывается корреляционная связь между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) и выбранными показателями экономического развития стран.

Например, оценка уровня корреляционной связи между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) (табл.3) и индексом экономической свободы стран – членов Конвенции МДП  IE(i) (табл.4), показывает, что уровень этой связи R(KМСАТ(i);IE(i))  составляет:

R(KМСАТ(i) ; IE(i))  = – 0,67.

4. Оценка уровня корреляционной связи между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) и выбранным показателем экономического развития страны–члена Конвенции МДП определяется в соответствии с порядком перевода количественных значений в качественные оценки  таблицы 5.

Таблица 5. Порядок перевода количественных значений коэффициентов корреляции в качественные оценки

Количественное значение модуля  коэффициента корреляции Качественная оценка(оценка тесноты связи)
1 0,0-0,1 Связь практически отсутствует
2 0,1-0,3 Слабая связь
3 0,3-0,5 Связь умеренная
4 0,5-0,7 Заметная связь
5 0,7-0,9 Сильная связь
6 0,9-1,0 Связь абсолютная

Приведенный пример оценки уровня корреляционной связи R(KМСАТ(i);IE(i))  между коэффициентом «комиссионной МСАТо зависимости» стран KМСАТ(i) и индексом экономической свободы стран – членов Конвенции МДП IE(i) показывает, что связь отрицательная (чем ниже уровень экономической свободы, тем выше «комиссионная «МСАТо зависимость»» страны) и приближающаяся к сильной.

Список использованной литературы:

  1. Тебекин А.В., Пуресев Д.Н. Анализ вариантов стратегического развития национальной экономики в условиях западных санкций. Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 12-17.
  2. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).
  3. Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной экономики. Проблемы современной экономики. 2015, № 1 (53), С. 34-38.
  4. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. — №2, С.2-8.
  5. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. – М.: Кнорус, 2016. – 696с.
  6. Тебекин А.В. Логистика. – М.: Дашков и К, 2014. – 352с.
  7. https://www.linkedin.com/pulse/iru-hid-554-million-members-funds-through-tir-carnet-scheme-milne(дата обращения 01.09.2016)
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_союз_автомобильного_транспорта/ (дата обращения 01.09.2016)
  9. http://www.unece.org/tir/system/tir-system-countries.htm (дата обращения 01.09.2016)
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Carnet_TIR (дата обращения 01.09.2016)
  11. Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP.
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(номинал)_на_душу_населения. (дата обращения 01.09.2016)

УДК 338.242.2

А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

e-mail: Tebekin_63@mail.ru

The methodical approach to the study of problems of development of foreign economic activity on the example of the analysis of processes of cross-border road transport

A. Tebekin — Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economic Sciences, professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor, Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia

Abstract: A methodological approach to the study of problems of development of foreign economic activity on the example of the analysis of processes of cross-border road transport. The results of the evaluation of the degree of dependence of cross-border transport of various countries of the IRU use documents. The dependence of the level of use of the IRU documents the various countries on the level of economic freedom in these countries. Presents proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.