Международное научное сотрудничество по развитию Арктики: возможности объединения усилий для России и Китая

Василий Леонидович Ерохин

Аннотация: Научное сотрудничество в Арктике в последние десятилетия развивается крайне динамично. Значительно возросла техническая оснащенность арктических исследований, расширился круг участников исследовательских программ – уже не только полярные страны, но и ряд неарктических стран, в том числе наиболее активно – Китай. В статье рассматривается современное состояние международного научно-исследовательского сотрудничества по развитию и освоению Арктики и оцениваются перспективы взаимодействия России и Китая в сферах разработки месторождений природных ресурсов, развития коммерческой навигации в полярных водах, транспортного и специального машиностроения для нужд Арктики, а также инфраструктуры энергоснабжения и связи.

Институциональные основы международного научного сотрудничества в Арктике. Среди основных международных научных организаций, вносящих наибольший вклад в изучение арктических проблем, следует выделить Международный арктический научный комитет, Международный союз циркумполярного здоровья, Арктический институт, Университет Арктики и Европейский полярный консорциум. Международные исследования в Арктике интенсивно реализуются различными международными организациями, в первую очередь, Арктическим советом. В 2017 г. между государствами-участниками Арктического совета было заключено «Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества», направленное на упрощение взаимодействия между учеными из стран-членов Совета при проведении исследований.[16] Документ призван облегчить проведение международных научных исследований путем содействия своевременному выполнению всех необходимых процедур, максимально оперативно, насколько это возможно. Стороны соглашения, в частности, договорились об облегченном режиме пересечения границ для исследователей, трансграничном перемещении исследовательского оборудования и материалов, а также предоставлении доступа к исследовательской инфраструктуре.[14]

Для осуществления экспедиционной деятельности участники Соглашения содействуют доступу исследователей в районы, находящиеся в различных режимах национальной юрисдикции, для обеспечения проведения научно-исследовательских работ. В части морских научных исследований в Соглашением закрепляется режим, соответствующий положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Особо выделено, что страны Арктического совета обязуются обеспечивать открытый режим доступа к максимально полному объему научных данных и результатам их обработки. Также декларируются расширение возможностей для включения в проведение научно-исследовательских проектов в Арктике студентов и молодых ученых и всевозможной поощрение использования традиционного и местного знания коренных народов, населяющих арктические территории.[3]

Под эгидой Арктического совета функционируют различные специализированные международные организации, в том числе, Международный арктический научный комитет, который в значительной степени и определяет повестку научно-исследовательской деятельности в Арктике на краткосрочную и среднесрочную перспективу.[12] Комитет представляет собой неправительственную, международную научную организацию, задачей которой является содействие развитию международного научно-исследовательского сотрудничества в Арктике. В составе Комитета функционируют шесть рабочих групп, которые конкретизируют научно-исследовательскую деятельность и международное сотрудничество в Арктике по соответствующим направлениям: устранение загрязнения Арктики, реализация Программы арктического мониторинга и оценки, сохранении арктической флоры и фауны, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, защита арктической морской среды, а также устойчивое развитие Арктики.

Актуальная тематика арктических исследований. Современные полярные исследования носят международный характер: они осуществляются различными странами, международными и национальными институтами и организациями, объединенными по сетевому принципу. Практически все страны в своих стратегиях арктических исследований фокусируют внимание на столько на сохранении и защите природной среды Арктики, что являлось характерной чертой полярных стратегий большинства европейских стран в 1990-2000-х гг., а на усилении международного сотрудничества по обеспечению рационального природопользования на северных территориях; развитии зеленой энергетики; проведении передовых исследований в области экологичного освоения биологических и минеральных ресурсов; управления арктическими экосистемами. Современный международный подход основан на принципе сохранения биоразнообразия, традиционного образа жизни, промыслов, языков и культуры коренных народов Севера. Одна из наиболее актуальных и непростых задач – обеспечить устойчивый рост разработки ресурсов шельфа морей Северного Ледовитого Океана при соблюдении международных стандартов экологической безопасности.[4, 11]

По своей тематике арктические исследования делятся на:

  • Географические исследования, направленные на изучение континентального шельфа и уточнение морских границ.
  • Геологические исследования, заключающиеся в разведке запасов природных ископаемых и оценке возможностей освоения месторождений в материковых и шельфовых зонах.
  • Экологические исследования, в частности, анализ экологических проблем с особым акцентом на негативные последствия хозяйственной деятельности человека и возможного дальнейшего потепления климата.
  • Социально-экономические исследования развития и освоения Арктики, в том числе экономическая оценка разработки месторождений природных ресурсов, перспектив развития транспортных коридоров, использования потенциала природных ресурсов лесов, морей и рек.
  • Изучение проблем обеспечения устойчивого развития Арктики в части экологии, консервации уникальных природных ресурсов, проблематики зон вечной мерзлоты, обеспечения биоразнообразия арктических морей, устойчивого лова рыбы и продовольственной безопасности.
  • Исследования в сфере обеспечения безопасности, в частности, анализ военно-стратегических аспектов международных отношений. В них особое внимание уделяется возможным конфликтам из-за ресурсного потенциала Арктики.

Хотя большинство стран Арктического совета в настоящее время проводят исследования по крайне широкому спектру направлений, в национальных стратегиях отдельных государств, тем не менее, можно заметить различия в расстановке приоритетов. Так, США традиционно в меньшей степени занимаются исследованиями возможностей экономического освоения Арктики, чем Канада и страны Европы, концентрируясь на проведении фундаментальных научных исследований.[10, 20] Сфера научных, исследовательских и технических интересов Канады в Арктике включает в себя геологические изыскания, исследования биологического разнообразия и сохранения природной среды, вопросы безопасности пищевых цепочек, развития территорий и обеспечения социально-экономической интеграции коренного населения Канадской Арктики в экономику страны.[19]

Среди стран Северной Европы лидером в проведении арктических исследований является Норвегия. В стране создана эффективная и разветвленная структура научно-исследовательских организаций, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями, необходимыми для обеспечения устойчивого экономического и социального развития северных территорий страны, разработки месторождений природных ископаемых, добычи нефти в шельфовых зонах, защиты природной среды и биоразнообразия Арктики, рыболовства в акваториях морей северной части Атлантического океана и в пределах архипелага Шпицберген и других арктических территорий Норвегии.

Швеция и Финляндия, не имеющие прямого выхода к морям Северной Атлантики и Северного Ледовитого Океана, в качестве приоритетов научно-исследовательской деятельности в Арктике видят изучение климатических изменений в регионе и их эффектов для различных видов экономической деятельности на Крайнем Севере и динамики развития экосистем, оценку антропогенного воздействия на арктические территории, включая экосистемы и биоразнообразие, разработку подходов к сохранению коренных народов, их промыслов, уклада жизни, культуры, языка и традиционного природопользования.

Для неарктических стран приоритеты научно-исследовательской деятельности в Арктике, напротив, преимущественно включают в себя вопросы экономического освоения ресурсов, территорий и транспортного потенциала Севера.[4] Япония, Южная Корея и в последние годы все активнее Китай включаются в изучение экономических, эколого-климатических и геополитических аспектов усиления своего присутствия в Арктике. Многие из такого рода исследований в настоящее время реализуются в тесном сотрудничестве с арктическими государствами, в том числе с Россией.

Российская система арктических исследований. Российские научно-исследовательские организации и университеты занимаются различными вопросами развития и освоения Арктики, в том числе техническими, экономическими, социальными, экологическими, климатическими, политическими и рядом других. В последние годы в российской парадигме научных исследований Арктики сформировались два приоритета. Первый – исследование шельфа морей Северного Ледовитого Океана в зоне российской юрисдикции в целях увеличения его геологической изученности. Второй приоритет – развитие и модернизация специфического комплекса различных видов деятельности по экономическому и территориальному освоению Арктической зоны страны, в том числе, полярной гидрографии, мониторинга движения и скопления льдов, проведение наблюдений за состоянием экосистем.

Действующая «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» направлена на привлечение в территории Крайнего Севера инвестиций и развитие их производственного потенциала по имеющимся конкурентным преимуществам.[15] Для реализации такого рода политики, в первую очередь, необходима, модернизация всей инфраструктуры Арктической зоны – как научно-исследовательской, так и в целом инфраструктуры освоения северных территорий для обеспечения устойчивого характера использования биологических и минеральных ресурсов, сохранения экологических систем и традиционного уклада жизни и промыслов коренных народов Севера.

Приоритеты научно-исследовательской деятельности России в Арктике определяются вышесказанными направлениями и включают в себя, в частности, исследование разведанных и перспективных запасов природных и минеральных ресурсов Арктической зоны страны, поиск решений для наиболее актуальных вопросов социально-экономического и инфраструктурного развития регионов Крайнего Севера, повышение эффективности и экологической безопасности процессов природопользования, предупреждение и экологически-эффективная локализация возможных негативных эффектов техногенной активности в Арктике, повышение действенности программ медицинского обслуживания и обеспечения здоровья населения Арктической зоны России, в том числе коренного населения.[9] Основные российские научно-исследовательские организации и предприятия по изучению Арктики сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге, а также крупных российских городах, расположенных непосредственно в арктических зонах страны.

Научно-исследовательские и технические интересы Китая в Арктике и возможности для сотрудничества с Россией. Для Китая наиболее перспективными направлениями научно-исследовательской работы в Арктике являются:

  • изучение имеющихся природных ресурсов и возможностей их разработки;
  • проведение геологоразведочных работ и совершенствование технологий освоения ресурсов в труднодоступных местах Арктической зоны, в том числе, на шельфе;
  • исследование и оценка возможностей осуществления грузовых перевозок в водах Северного Ледовитого Океана [1];
  • институционализация юридического статуса Арктики как зоны реализации международных интересов;
  • формирование двусторонних и многосторонних партнерств с государствами региона по актуальным темам научных исследований.[5]

Несмотря на «закрытость» ряда научно-исследовательских проектов для участия иностранных партнеров с точки зрения обеспечения государственной безопасности России, для Китая имеется ряд возможностей по сотрудничеству с Россией (табл. 1).

сферы научно-технического сотрудничества Китая и России по освоению Арктики

Таблица 1. Возможные сферы научно-технического сотрудничества Китая и России по освоению Арктики

Основной проблемой развития и освоения Арктики для России является отсутствие или несовершенство технологий и оборудования, доступ к которым ограничен в связи с наложенными на страну санкциями. При текущем уровне российских технологий из 4,1 млн кв. км российской Арктики для освоения доступно менее 40 тыс. кв. км.[18] Освоение арктического шельфа требует наличия платформ, крепящихся ко дну, поскольку плавучие платформы в Арктике неприменимы из-за сложной ледовой обстановки. Такого рода технологий в России нет. Российская газодобывающая компания «Газпром» в настоящее время испытывает дефицит оборудования и технологий в 200 сферах: необходимы системы подводной добычи и специальная техника (устьевое оборудование, фонтанная устьевая арматура, гибкие бурильные установки), донные сейсмические комплексы и сейсмические станций, оборудование для морской электроразведки и подводные буровые комплексы, которые в России не производятся.[7] Министерство промышленности и торговли России признает недостаточность технологий и возможностей для создания компьютерных морских комплексов испытания скважин и мобильных программно-аппаратных комплексов для подводной и морской сейсморазведки для транзитных зон; скважинных комплектов для испытания пластов на кабеле и с закрытием на забое; электроэнергетических систем морских платформ; средств спасения персонала морских объектов в условиях сверхнизких температур.[8] Также необходимы разработки стойких к агрессивным средам материалов, новых сплавов для получения хладостойких сталей именно для нужд северных широт, особенно для доставки углеводородов.[17]

С точки зрения производства сжиженного природного газа на Ямале, Россия обладает собственными технологиями только в сфере мало- и среднетоннажного производства сжиженного природного газа, а в крупнотоннажных проектах использует зарубежные технологии и оборудование. В условиях вынужденного ухода с российского рынка в связи с западными санкциями ряда компаний китайские производители могут занять нишу разработок по очистке природного газа, его сжижения, хранения и транспортировки, обеспечения эффективности и экологичности строительства скважин, а также поставлять в Россию технологические модули и криогенные теплообменники с использованием смешанного хладагента. Транспортировка сжиженного газа, а также других минеральных ресурсов, должна производится посредством танкеров усиленного ледового класса Arc7. В России строительство таких танкеров технически невозможно, страна не обладает построечными местами необходимой длины и ширины и заказывает танкеры в Южной Корее. В перспективе разработка и строительство Китаем собственного флота усиленных танкеров, которые могли бы проходить по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения или с минимальным его использованием, позволило бы ликвидировать зависимость от российского ледокольного и танкерного флота и гарантировать устойчивые и дешевые поставки сжиженного природного газа не только с Ямала, но и из других заводов в Арктике, в том числе из США.

Инфраструктура большинства портов на протяжении Северного морского пути не позволяет принимать и обслуживать танкеры. Необходимо проведение постоянной работы по дноуглублению и поддержанию глубины морского канала, в то время как у России практически нет дноуглубительного флота.

Важной задачей в развитии и освоении арктических территорий является обеспечение их устойчивым энергоснабжением. Одним из вариантов решения такой задачи являются плавучие атомные электростанции. В россиийской Арктике такого рода станций пока нет, хотя имеется острая потребность нескольких десятках маломощных станций. Одна энергоустановка «Академик Ломоносов» строится с 2007 г., но пока не завершена. Планируется, что это будет несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками на борту, которые будут способны в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 мегаватт электроэнергии и 300 мегаватт тепловой энергии. Установка «Академика Ломоносова» планируется на Северном морском пути (порт Певек) в 2019 г. Подобные проекты разрабатывались в Великобритании, Германии и США, однако эти страны к настоящему моменту отказались от плавучих атомных электростанций, посчитав их экономически бесперспективными. Стоимость строительства «Академика Ломоносова» – около $900 млн. [13], что неоправданно дорого для массового использования такого рода установок в малонаселенной Арктике с крайне удаленными друга от друга местами добычи природных ресурсов и транспортными узлами. Около 10% стоимости станции составляет береговая инфраструктура, которая должна обеспечивать безопасность эксплуатации и исключать риски техногенной катастрофы при сильном шторме или цунами.

Несмотря на экономическую неочевидность проекта и множество сложностей, связанных с обеспечением безопасности (кроме природных катаклизмов должна быть обеспечена защита реакторов от террористических угроз), для Китая сотрудничество с Россией в разработке и строительстве плавучих атомных энергоустановок является потенциально выгодным. В России такого рода сотрудничество видят как использование китайского опыта в проектировании и строительстве крупнотоннажных судов, а также в строительстве несамоходных судов для атомных станций на китайских верфях с последующей установкой генераторов энергии в России.[13] Однако, для Китая более перспективно вести самостоятельные разработки в данной области. Для китайских проектов в Арктике необходимы автономные, надежные и мощные источники энергии [2]. Решением вопроса является создание независимого от России флота плавучих атомных энергоустановок как мобильных и гибких источников энергии для строительных, инфраструктурных и ресурсодобывающих проектов. В частности, плавучие электростанции могут быть объединены с энергозатратными шельфовыми платформами.

Сотрудничество Китая и России в Арктике следует экстраполировать с добычи природных ресурсов и их транспортировки и на другие сферы: туризм, агропромышленный комплекс, устойчивое развитие региона.[2] Перспективным является взаимодействие на межрегиональном уровне между провинцией Хэйлунцзян и регионами Дальневосточного и Сибирского федерального округов. На территории Камчатского края возможно создание туристско-рекреационной базы на основе горячих источников, горнолыжных баз и центров экстремального туризма; в Чукотском автономном округе и Магаданской областях – предприятий по добыче и переработке продукции оленеводства и традиционных видов промысла; в северных районах Республики Якутия – производство по выпуску кожаных и меховых изделий  [6], на Сахалине – инвестиционные проекты по глубокой переработке рыбы, морепродуктов и объектов марикультуры.

Заключение. С точки зрения перспектив арктических исследований, следует ожидать, что в Арктике продолжат преобладать тенденции международного сотрудничества и совместного поиска оптимальных решений для возрастающих глобальных проблем. Естественным образом в поиске ответов на глобальные экологические, климатические, социальные и экономические вызовы арктический регион будет привлекать неарктические государства. Для России и Китая в свете реализации своих арктических стратегий важно увязать участие в международных арктических исследовательских проектах с приоритетными интересами двустороннего сотрудничества по развитию и освоению Арктики, ее природных ресурсов и транспортных возможностей. Для совместной реализации полноценных научно-исследовательских проектов в регионе необходимо иметь полный комплект всех видов инфраструктуры: флот, сервис, наземные сети наблюдений, что затратно и неэффективно. Вследствие этого целесообразно выстраивать механизмы сетевого взаимодействия с международными партнерами и делить с ними издержки организации арктической научной инфраструктуры.

Список использованной литературы:

  1. Гао Т. Российско-китайское сотрудничество по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 3. – С. 51-55.
  2. Гао Т. Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон // Вестник университета. – 2018. – № 4. – С. 43-50.
  3. Данилов А.И. Россия подписала Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества // Российские полярные исследования: информационно-аналитический сборник. – 2017. – №2 (28). – С. 7.
  4. Зайков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкий А.М. Стратегические приоритеты научных исследований России и зарубежных государств в арктическом регионе // Арктика: экология и экономика. – 2016. – №3 (23). – С. 29-37.
  5. Иванов И.С. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. – Москва: Российский совет по международным делам, 2016.
  6. Иволга А.Г. Сотрудничество России и Китая в сфере развития арктического туризма: инновационный аспект // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 сентября 2017 г.). – Харбин, КНР: Харбинский инженерный университет, 2017. – с. 320-327.
  7. Ласкутова А. Скованные одними льдами. В российскую Арктику предложено пустить иностранцев и частные капиталы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nakanune.ru/articles/112195.
  8. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Минпромторг продолжит поддержку импортозамещающих проектов по освоению шельфа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_prodolzhit_podderzhku_importozameshhayushhih_proektov_po_osvoeniyu_shelfa.
  9. Павленко В.И., Подоплекин А.О. Научный компонент российской политики в Арктике: актуальные аспекты программирования и институционального обеспечения арктических исследования // Арктика: экология и экономика. – 2015. – №1 (17). – С. 4-9.
  10. Павленко В.И., Подоплекин А.О., Куценко С.Ю. Система фундаментальных научных исследований в Арктике и реализация геополитических интересов циркумполярных стран // Арктика: экология и экономика. – 2014. – №4 (16). – С. 86-92.
  11. Пилясов А.Н. Прогнозное развитие российской Арктики: трансформация пространства, внешние связи, уроки зарубежных стратегий // Арктика: экология и экономика. – 2011. – №2. – С. 10-17.
  12. Пилясов А. Научные исследования и инновации в арктическом регионе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/614-nauchnye-.
  13. Попова Н. Атомная баржа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://versia.ru/neprilichno-dolgij-srok-stroitelstva-plavuchej-ayes-akademik-lomonosov-vyzyvaet-mnogo-voprosov.
  14. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 19.04.2017 г. №735-р «О подписании Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456059402#loginform.
  15. Правительство Российской Федерации. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://правительство.рф/docs/22846/.
  16. Севунц Л. Страны Арктики подписали соглашение о научном сотрудничестве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thebarentsobserver.com/ru/arctic/2017/05/strany-arktiki-podpisali-soglashenie-o-nauchnom-sotrudnichestve.
  17. Скляренко М., Подплетько К. Импульс от импортозамещения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2016/40/impuls-ot-importozamescheniya/.
  18. Топалов А. Нефтяники потянулись на север. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2017/03/29/10601189.shtml.
  19. Харевский А.А. Арктическая политика Канады: трансформация подхода к управлению северными территориями // Вестник Коми научного центра Уральского отделения РАН. – 2011. – Выпуск 2. – С. 97-102.
  20. Conley, H., & Craut, J. (2010). Arctic: An Assessment of Current Challenges and New Opportunities for Cooperation: A Report of the CSIS Europe Program. Washington: Center for Strategic and International Studies.

УДК: 378; 327.7

В. Л. Ерохин – кандидат экономических наук, доцент Института экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР

E-mail: basilic@list.ru

V. Erokhin – candidate of economic sciences, associate professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, P.R. China

International Scientific Cooperation on the Development of the Arctic: Opportunities for Russia and China to Integrate Their Efforts

Annotation: Contemporary collaboration in the Arctic is being carried out in the increasingly global and dynamic forms than several decades ago. Technical capacity of the Arctic studies has increased substantially along with the pool of participants of research programs (not Nordic countries only, but some of the non-Arctic countries, including China, one of the most active actors). The paper investigates the current situation in the sphere of international scientific and research cooperation on the development and exploration of the Arctic and discusses the perspectives of Russia-China collaboration in exploration of mineral resources, promotion of commercial navigation along the Northern Sea Route, transport and special-purpose engineering, and development of infrastructure for power supply and communication in the Arctic.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ерохин В. Л. Международное научное сотрудничество по развитию Арктики: возможности объединения усилий для России и Китая // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 40-56.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».