Образовательный потенциал человеческого капитала как фактор конкурентоспособности региона российско-белорусского приграничья

Марина Владимировна Шеломенцева

Ольга Анатольевна Лапшова

Аннотация: В условиях модернизации отечественной экономики образовательный потенциал  человеческого капитала  рассматривается как драйвер экономического роста страны. Поддержка развития системы образования является важнейшим стратегическим направлением российской внутренней политики. В статье представлены результаты сравнительного анализа образовательного потенциала регионов российско-белорусского приграничья. Выявлены направления модернизация региональной политики в области образования.

В современных условиях одним из факторов, оказывающих влияние на экономический рост, является накопленный человеческий капитал. Качество человеческого капитала оказывает влияние на уровень и темпы экономического развития всех стран. По мнению экономистов, предыдущее столетие  может быть названо веком чело­веческого капитала, поскольку на смену индустриальной эко­номики, трансформировавшейся   из «экономики угля и стали» в экономику мас­сового производства, приходит «умная» экономика —  экономика информации и знаний, другими словами, экономика человеческого капитала.[1-3]

Современные процессы глобализации и регионализации затрагивают все сферы человеческой деятельности. Тенденции развития общества оказывают влияние на процессы модернизации экономики на основе высокотехнологичных инновационных технологий, предъявляющих повышенные требования к развитию человеческого капитала, уровню образования и квалификации трудовых ресурсов.  Получение новых знаний носит непрерывный характер и происходит как в процессе образования, так и в сфере профессиональной деятельности.[4-6]

В настоящем исследовании предпринята попытка сравнительного анализа процессов накопления и использования человеческого капитала приграничных территорий России и Белоруссии. В узком смысле под «человеческим капиталом» мы понимаем совокупность образовательных и профессионально-квалификационных характеристик действующих работников, поскольку выполнение работником своих обязанностей основывается на имеющихся знаниях, умениях и навыках, полученных в результате образования, а также благодаря про­изводственному опыту. В результате качество рабочей силы в значительной степени зависит от образова­ния, профессии и квалификации, что в конечном итоге определяет экономический по­тенциал страны в целом.

В резюме «Доклад о человеческом развитии 2015 года. Труд во имя человеческого развития», подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций, отмечается, что «ситуация в сфере труда постоянно меняется, что несет с собой последствия для человеческого развития».[7]

К одним из таких последствий относится тот факт, что в последние годы первоочередное значение для производства приобретают знания. По данным экспертов ООН в 2012 году объем торговли наукоемкими товарами, услугами и финансами – на сумму почти 13 трлн долл. США –рос в 1,3 раза быстрее, чем трудоемкими товарами, и выразился в более значительной их доле в совокупном объеме торговли товарами и услугами.

Технологическая революция демонстрирует технические перемены, ориентированные на высокую квалификацию, выдвигая тезис о том, что чистый эффект от внедрения новых технологий содействует сокращению спроса на менее квалифицированные кадры и увеличению спроса на высококвалифицированные кадры. По определению, подобные перемены оказывают предпочтение людям с более высоким уровнем человеческого капитала, что ведет к поляризации возможностей в области трудовой деятельности.

В современных условиях конкурентоспособность территории (стран, макрорегионов, регионов, областей, микрорегионов, муниципальных образований и др.) тесно взаимосвязана с ее человеческим капиталом, являющегося структурным элементом интеллектуального потенциала. С позиций системного подхода интеллектуальный потенциал объединяет образовательную, научную, кадровую, культурную и другие подсистемы. В широком понимании к интеллектуальному потенциалу относят патенты, лицензии, авторские права на изобретение или полезную модель как разновидность промышленной, интеллектуальной собственности. Образовательная система оказывает прямое воздействие на количественно-качественные характеристики трудовых ресурсов, обеспечение национальной безопасности, развитие отраслей нового технологического уклада и др. Формирование инновационного профиля региона напрямую зависит от развития науки, региональных инновационных систем и др.

Как отмечают отечественный и зарубежные ученые, пространственное развитие территориальных единиц, их конкурентоспособность и инновационная активность напрямую зависят от качества рабочей силы или трудовых ресурсов (ТР). Высокое качество ТР (высокий уровень образования, квалификация, физическое здоровье и др. характеристики работников) предоставляет возможность эффективного использования производственных ресурсов.

В данном исследовании представлены результаты сравнительного анализа эволюции человеческого капитала приграничных территорий России и Белоруссии на основе количественных (численность населения, возраст, ожидаемая продолжительность жизни и др.) и качественных характеристик (образование, профессия, квалификация и др.) за последнее десятилетие. Особое внимание уделяется состоянию системы образования как процессу «производства» человеческого капитала и его использования на рынке труда.

Информационно-аналитическая база данного исследования формируется на основе данных, разрабатываемых и публикуемых в информационно-аналитических системах Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (Росстата, www.gks.ru) и Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата, www.belstat.gov.by).

Необходимо отметить, что человеческий капитал является сложной экономической дефиницией, для описания которой используются неоднородные и различающиеся по многим свойствам показатели, характеризующие работников как носителей человеческий капитала, а также его потребителей – организации, предприятия, фирмы и т.д. Для характеристики изменений человеческого капитала с точки зрения образования, профессии и квалификации используются, как правило, средние показатели, которые сглаживают эту неоднородность, скрывая истинные и глубинные по­веденческие механизмы. Достоверность и надежность результатов анализа обеспечивается за счет привлечения данных, основывающихся на регулярных обследованиях домохозяйств или предприятий. Наличие больших массивов микроданных открывает возможности для анализа при­чинно-следственных связей с помощью современного эконометрического аппарата.

В экономической теории среди основных факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие человеческого капитала, выделяются образование, квалификация, здравоохранение, миграция, рынок труда, время поиска работы, рождаемость и воспитание детей. Так, образование и профессиональная переподготовка способствуют приросту  объемов челове­ческого капитала, срок его «службы» продлевают мероприятия в области здравоохранения,  миграция и поиск информации  на рынке труда оказывают влияние на изменение цен за его услуги, рождение и воспитание детей воспроизводят его в следующем поколении. С практической точки зрения к инвестициям в человеческий капитал относят, как правило, затраты на образование и профессиональную переподготовку, поскольку именно они представляют собой специализированный вид деятельности по формированию компетенций в соответствии с профессиональными стандартами.

Анализ дискуссий научного сообщества в области экономики и социологии образования показал, что особое внимание в теоретических и прикладных исследованиях рассматриваются проблемы функционирования и совершенствования системы образования (организация, нормативное регулирование финансирование и деятельности учебных заведений, взаи­моотношения между органами власти (федеральной, региональной и местного самоуправления) в сфере образования и др.).

В настоящей работе проводится анализ шести приграничных регионов, образующих российско-белорусское приграничье-российские регионы (области Брянская, Псковская, Смоленская) и   регионы Республики Беларусь (области Витебская, Гомельская, Могилевская).

Сопоставления численности российских и белорусских студентов государственных образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО) и образовательных организаций высшего профессионального образования (ВПО) за период 1996 – 2016 гг. (табл. 1) на уровне стран позволили сделать вывод о том, что направленность государственной политики России и Белоруссии в области образования в целом совпадает.

Если взглянуть через призму актуальных сегодня тенденций – уменьшения рождаемости, депопуляции, старения населения, становится очевидным уменьшение трудовых ресурсов в России и Беларуси. Существенно повлиять на складывающуюся неблагоприятную ситуацию может только проведение в жизнь системной, научно обоснованной семейной политики, ориентированной на воспроизводство и формирование человеческого капитала.[8-10]

Динамики численности студентов России и Белоруссии за период 1996 – 2016

Таблица 1. – Динамика численности студентов России и Белоруссии за период 1996 – 2016 гг., в расчете на 10 тыс. чел. населения

Источник: составлено авторами по данным Росстата (www.gks.ru)  и Белстата (www.belstat.gov.by).

Совокупность областей российско-белорусского приграничья по численности ТР является неоднородной, что проявляется в деформации структуры региональных ТР (рис.1).

Динамика снижения численности ТР регионов российско-белорусского приграничья за период 2006-2016

Рисунок 1. Динамика снижения численности ТР регионов российско-белорусского приграничья за период 2006-2016 гг.

Как видно из рисунка, наибольший дефицит на рынке труда характерен для субъектов РФ, где наряду с демографическими проблемами наблюдается «вымывание» региональных ТР рынком труда столичных регионов – городов Москва, Санкт-Петербург и областей Московской и Ленинградской.

Технологическое перевооружение предприятий и повышение производительности труда могут в некоторой степени смягчить проблему нехватки трудовых ресурсов. Модернизация экономики, техническое и технологическое переоснащение предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства осложняется состоянием на рынке труда регионов российско-белорусского приграничья, что особо остро проявляется в Смоленской области (Россия) и Могилевская область (Белоруссия).[11-14]

Есть основания полагать, что последствия экономических санкций против России отрицательно сказались на экономике Смоленской области, тесно интегрированной в экономику Могилевской области.[15-18]

Таким образом, сравнительный анализ приграничных территорий России и Белоруссии позволяет сделать вывод о том, что наблюдающаяся деформация структуры человеческого капитала препятствует модернизации экономики регионов российско-белорусского приграничья и может негативно сказаться на конкурентоспособности  территорий.

Результаты проведенного исследования формируют информационную основу для разработки и реализации органами власти программ в области управления трудовыми ресурсами. По нашему мнению, как перспективное направление исследований следует рассматривать  проведение постоянного мониторинга за территориальными единицами, входящими в «срединную» группу и группу «регион–аутсайдеров». Своевременное выявление факторов, оказывающих дестабилизирующий эффект на процессы социально-экономического развития регионов будет способствовать приближению отстающих к «середнякам» и формированию группы лидеров за счет территориальных единиц наблюдения «срединной» группы.

Подготовлена статья при финансовой поддержке гранта РГНФ № 17-22-01008 «Социально-экономическая модернизация, структурные трансформации и конкурентоспособность регионов российско-белорусского приграничья».

Список использованной литературы:

  1. Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья: коллективная монография/под ред. А.П. Катровского. Смоленск, 2016.
  2. Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг инноваций в сфере торговли: теория, методология, практика. Москва, 2012.
  3. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство/ коллективная монография / Москва, 2017.-252с.
  4. Земляк С.В/.Структуризация и сегментация пространства российско-белорусского приграничья//Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 78-86.
  5. Киященко Л.Т. Качество трудовых ресурсов как фактора инвестиционного развития региона //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2. С. 40-42
  6. Сивакова С.Ю. Качество трудовых ресурсов и инвестиционный потенциал приграничных регионов России и Белоруссии//Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 30
  7. Доклад о человеческом развитии 2015 года. Труд во имя человеческого развития. Резюме, подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН 1)
  8. Кондрашов В.М. Основные тенденции развития малого бизнеса в Смоленской области// Предпринимательство. 2013. № 4. С. 37-40.
  9. Земляк С.В. Развитие малого бизнеса приграничных регионов: инновационный аспект // Интернет-журнал Науковедение, 2015. — Т.7, № 3 (28). – [Электронный ресурс] — М.: Науковедение, — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN315.pdf, свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ. (Дата обращения 15.02.2018)
  10. Основы финансового контроля и государственного регулирования: отраслевой и региональный аспект / Под редакцией Гнездовой Ю.В, Матвеевой Е.Е. Москва, 2017.-330с.
  11. Жильцов Д.А. Инструменты онлайн-маркетинга для малого и среднего бизнеса// Маркетинг и логистика. 2016. №6 (8). с. 32-39.
  12. Науменков А.В. Российское предпринимательство и региональное управление//Экономика. Бизнес. Банки. 2017. Т. 1. С. 45-59.
  13. Катровский А.П., Демографическая ситуация как индикатор и фактор развития российско-белорусского приграничья//Региональные исследования, 2016. № 3 (53). С. 102-109
  14. Жильцова О. Н. Особенности развития современного PR в России// Маркетинг и логистика. 2016. №4 (6). с. 38-43.
  15. Управление человеческими ресурсами / под ред. Лапшовой О.А. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 457 с.
  16. Земляк С.В. Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. № 5. С. 105-112
  17. Ларионова Е.И. Статистический анализ миграционных процессов в Российской Федерации и странах СНГ// Совершенствование методологии статистического анализа социально-экономических явлений и процессов. / под ред. В.Н. Салин. — Москва, ООО «Издательская торговая компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2014. С. 105-118.
  18. Кожевникова Г.П. Классификация муниципалитетов по состоянию социально-экономической системы// Инновационное развитие российской экономики. – Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. — С. 187-190.

УДК 332.1, 311.31

М. В. Шеломенцева — научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Смоленск, Россия

E-mail: MVShelomenseva@fa.ru

О. А. Лапшова — к.пс.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУ ВО  «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Смоленск, Россия

E-mail: OALapshova@fa.ru

Educational potential of human capital as a factor in the competitiveness of the region of the Russian-Belarusian borderland

M. Shelomentseva — researcher, Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk, Russia

O. Lapshova — Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk, Russia

Annotation: In the context of modernization of the domestic economy, the educational potential of human capital is seen as the driver of the country’s economic growth. Support for the development of the education system is the most important strategic direction of Russian domestic policy. The article presents the results of a comparative analysis of the educational potential of the regions of the Russian-Belarusian borderland. The directions of modernization of the regional policy in the field of education are identified.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шеломенцева М. В., Лапшова О. А. Образовательный потенциал человеческого капитала как фактор конкурентоспособности региона российско-белорусского приграничья // Маркетинг и логистика. – 2018. – №1 (15). – с. 71-80. 

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».