Оценка инвестиционного потенциала приграничных с республикой Беларусь российских регионов

Алексей Владимирович Науменков 

Аннотация: Развитие инвестиционного потенциала российских территорий невозможно без модернизации региональной социально-экономической системы. К основным факторам цифровой трансформации отечественной экономики относятся ее диверсификация и укрепление научно-технологического комплекса. На основе данных рейтинга инвестиционного потенциала субъектов РФ проведен сравнительный анализ приграничных с Республикой Беларусь российских регионов. Выявлены направления модернизация региональной политики, нацеленные на улучшение инвестиционного климата в субъектах РФ.

Стратегические цели внутренней политики Российской Федерации направлены на устойчивое развитие национальной экономики, обеспечение экономической безопасности и создание условий для повышения качества жизни населения. Необходимым условием достижения поставленных целей является развертывание в предстоящие шесть лет масштабной программы пространственного развития России, включающая развитие городов и других населённых пунктов. В послании Федеральному собранию на 2018 год президент РФ В. В. Путин отметил, что создание комфортной среды для проживания невозможно без модернизации региональной социально-экономической системы (СЭС), направленной на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских территорий.

Проблема управления пространственным развитием рассматривается зарубежными и отечественными учеными в контексте обеспечения устойчивого развития территорий. Особую остроту  исследование факторов, оказывающих влияние на состояние и развитие СЭС региона, приобретает в условиях  регионализации и   динамичности социально-экономических процессов. Обеспечение повышения конкурентоспособности   российских регионов требует разработки методологического инструментария управления региональными СЭС, что  позволит проводить сравнительный анализ территориальных единиц (регионов, макрорегионов, федеральных округов и др.) по состоянию СЭС на основе количественных показателей, характеризующих как в целом СЭС, так и ее подсистемы (природно-ресурсную инвестиционную, инновационную, инфраструктурную и др.).

Цель данного исследования провести сравнительный анализ инвестиционного потенциала приграничных с Республикой Беларусь российских регионов.

Проведенный анализ результатов теоретических и прикладных исследований по вопросам данной проблематики позволяет сделать вывод о том, что к основным факторам цифровой трансформации отечественной экономики относится инвестиционный потенциал субъектов РФ.[1-3]

Современная наука располагает разнообразным методологическим инструментарием построения рейтингов инвестиционного потенциала административно-территориальных единиц. В международной практике экспертные агентства (эксперты Всемирного банка, консультационной фирмы «PlanEcon», журналов «The Wall Street Journal Europe’s», «Multinational Business» и др.) используются как экспертные оценки факторов, так и количественные данные официальной статистики. В ряде случаев применяется комбинированный вариант первого и второго вариантов.[4-6]

В отечественной практике уровень инвестиционного потенциала, полученный экспертами национального агентства «РА-эксперт», показывает удельный вес региона в общероссийском уровне. Интегральный показатель является декомпозицией частных количественных показателей, характеризующих социальные (труд, образование, здоровье и др.) и  экономические (производство, финансы, институциональные преобразования экономики и др.) факторы  формирования специфических особенностей СЭС региона.[7-9]

В данной работе представлены результаты сравнительного анализа приграничных с Республикой Беларусь российских регионов – области Брянская, Псковская и Смоленская по уровню инвестиционного потенциала (табл. 1). Информационная база исследования основывается на данных рейтингового агентства «РА-эксперт» за 2017 года.

Таблица 1. Динамика инвестиционного потенциала приграничных российских регионов с Республикой Беларусь

Субъект Федерации (область) Ранг потенциала Доля региона в общерос-сийском потенциале, % Изменение доли в потенциале, п. п. Изменение ранга потенциала,
2017 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. / 2016 г. 2017 г. / 2016 г.
А 1 2 3 4 5
Брянская 45 47 0.704 0.003 2
Псковская 67 66 0.490 -0.005 -1
Смоленская 54 55 0.652 -0.003 1

Источники: составлено автором по данным рейтингового агентства «РА-эксперт» [Электронный ресурс] режим доступа raexpert.ru (Дата обращения 03.03.2018)

Изменение ранга инвестиционного потенциала регионов (гр. 5 табл. 1) позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции к улучшению ситуации в областях Брянской и Смоленской. Есть основанием полагать, что предпосылки для роста региональных экономик создало проведенное государством оздоровление региональных бюджетов. После долгих лет неизменного роста началось сокращение долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, которое сопровождалось и оздоровлением структуры долга: за январь – сентябрь 2017 года портфель банковских кредитов региональным бюджетам сократился на 33%, почти половина от этого сокращения – заслуга займов из федерального бюджета. При осмысленном выборе приоритетов и грамотной экономической политике средства, не потраченные на погашение высоких процентов по коммерческим кредитам, можно будет пустить на развитие.[10-12]

Следует отметить, что, несмотря на лидерство Псковской области по семи из девяти составляющим инвестиционного потенциала (природно-ресурсному, инновационному, институциональному, финансовому, производственному, трудовому, потребительскому)  в регионе наблюдаются низкие уровни развития инфраструктуры и туристического потенциала (рис.1). Данные показатели снижают общую оценку инвестиционного потенциала Псковской области.

Ранги составляющих инвестиционного потенциала приграничных регионов

Рисунок 1. Ранги составляющих инвестиционного потенциала приграничных с Республикой Беларусь российских регионов на начало 2018 года

Источники: составлено автором по данным рейтингового агентства «РА-эксперт» [Электронный ресурс] режим доступа raexpert.ru (Дата обращения 15.03.2018)

Как отмечают специалисты, особое внимание в региональной политики демографически проблемных регионов российского Нечерноземья, типичными представителями которых являются области Псковская и Смоленская, должно быть сконцентрировано на инфраструктурном развитии сельских территорий на основе применения цифровых технологий в работе различных секторов экономики (агропромышленный комплекс, сфера обслуживания, здравоохранение, образование и др.). Важной составляющей региональной политики приграничных с Республикой Беларусь российских регионов является модернизация территориальной логистической системы, а также инвестиционной инфраструктуры управления территорией в условиях интеграционных процессов.[13-15]

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях  необходимыми условиями повышения инвестиционного потенциала субъектов РФ являются рациональное использование природно-ресурсного потенциала, модернизация производства на основе инновационных технологий,  развитие инфраструктуры. Для получения объективной оценки состояния выделенных критериев необходима качественная методологическая основа, включающая различные взаимодополняющие показатели процессов формирования инвестиционного потенциала региона, поддерживаемые информационно-вычислительной системой Росстата и данными ведомственной статистики.

Список использованной литературы:

  1. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство/ коллективная монография / Москва, 2017.-252с.
  2. Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья: коллективная монография/под ред. А.П. Катровского. Смоленск, 2016. – 250с.
  3. Науменков А.В. Российское предпринимательство и региональное управление//Экономика. Бизнес. Банки. 2017. Т. 1. С. 45-59.
  4. Катровский А.П., Демографическая ситуация как индикатор и фактор развития российско-белорусского приграничья//Региональные исследования. 2016. № 3 (53). С. 102-109.
  5. Земляк С.В. Инвестиционные показатели оценки развития регионов в финансовом маркетинге// Научные труды Вольного экономического общества России, 2016. Т. 198. С. 356-360.
  6. Маркетинговые исследования: теория и практика : учебник для академического бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 314 с.
  7. Лапшова О.А. Структуризация и сегментация пространства российско-белорусского приграничья//Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 78-86.
  8. Шеломенцева М.В. Экономико-статистические модели процессов формирования трудовых ресурсов: ретроспективный аспект// Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 40.
  9. Земляк С.В. Развитие малого бизнеса приграничных регионов: инновационный аспект // Интернет-журнал Науковедение, 2015. Т.7, № 3 (28).
  10. Лапшова О.А. Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. № 5. С. 105-112
  11. Киященко Л.Т. Качество трудовых ресурсов как фактора инвестиционного развития региона //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2. С. 40-42
  12. Кожевникова Г.П. Сравнительный анализ состояния трудовых ресурсов муниципальных образований Смоленской области//Региональные исследования. 2013. № 2. С. 33-36.
  13. Сивакова С.Ю. Качество трудовых ресурсов и инвестиционный потенциал приграничных регионов России и Белоруссии //Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 30
  14. Маркетинг территорий : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 258 с.
  15. Шеломенцева М.В. Сравнительная оценка дифференциации территорий по состоянию социально-экономической системы// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2 (29). С. 98-103

УДК 332.1

А. В. Науменков — к.ю.н., доцент, доцент кафедры «Математика, информатика и общегуманитарные науки», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Смоленск, Россия

e-mail: smolensk.fa@gmail.com

Assessment of investment potential of Russian regions bordering with the Republic of Belarus

A. Naumenkov — PhD of jurisprudence, associate professor, Associate Professor of the Department of Mathematics, Informatics and General humanities Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Smolensk, Russia

Annotation: The development of the investment potential of Russian territories is impossible without the modernization of the regional socio-economic system. The main factors of the digital transformation of the domestic economy include its diversification and strengthening of the scientific and technological complex. Based on the rating of the investment potential of the constituent entities of the Russian Federation, a comparative analysis of the Russian regions bordering the Republic of Belarus was carried out. The directions of modernization of the regional policy aimed at improving the investment climate in the subjects of the Russian Federation are identified.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Науменков А. В. Оценка инвестиционного потенциала приграничных с республикой Беларусь российских регионов // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 47-54.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».