Основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в 2018-2021 гг.

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в ближайшие 3 года в свете вступления в силу изменений таможенного законодательства. Предлагаются меры по эффективной реализации данных направлений.

В октябре 2017 года в Москве состоялась международная выставка «Таможенная служба – 2017», организованная Федеральной таможенной службой России (ФТС России) и традиционно совмещённая с празднованием Дня таможенника. В нынешнем году форум прошел уже в 18-ый раз, были приглашены к участию представители из 30 стран [1].

Участники выставки обсудили главные направления развития ФТС России (рис. 1), в результате чего в ближайшие месяцы таможенным органам и бизнесу предстоит выйти на качественно иной уровень взаимодействия.

Основные направления развития ФТС России

Основные направления развития ФТС России

Рисунок 1. Основные направления развития ФТС России в 2018-2021 гг.

На торжественном открытии форума выступили министр финансов РФ Антон Силуанов, руководитель ФТС России Владимир Булавин и генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия.

На пленарном заседании «Таможня для бизнеса и государства» выступавшие обсудили Комплексную программу и приоритеты развития таможни, пути повышения качества таможенного администрирования и возможности взаимодействия с представителями бизнеса. Доклады представили глава ФТС России Владимир Булавин, директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексей Сазонов.[2]

В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы определения приоритетных направлений деятельности таможенных органов России в 2018-2021 гг., которые были отмечены в докладе Булавина В. И.:

  1. Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Перед таможенными органами поставлена весьма амбициозная цель: к 2021 году достичь 100% доли автоматически зарегистрированных ДТ и 80% автоматически выпущенных товаров.[3] При этом отметим, что на сегодняшний день автоматическая регистрация ДТ применяется в основном при заявлении таможенной процедуры экспорта, а автоматический выпуск товаров пока практически не применяется.[4]

По мнению автора, реализация данного направления позволит достичь следующих результатов:

  • значительное сокращение времени совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств;
  • экономия материальных и трудовых ресурсов таможенных органов и участников ВЭД;
  • снижение коррупционной составляющей совершения таможенных операций.
  1. Приоритет электронного декларирования товаров в торговом и неторговом обороте. На сегодняшний день электронная форма декларирования в полной мере применяется только в торговом обороте при подаче участниками ВЭД деклараций на товары (99,98%). Доля транзитных деклараций, поданных в электронной форме, составляет около 55%.[1] Декларации на транспортное средство и пассажирские декларации, в основном, подаются в письменной форме. Для реализации указанного направления ФТС России планирует постепенный перенос таможенного декларирования товаров в Центры электронного декларирования (ЦЭД). Всего будет функционировать 16 таких ЦЭД, на других постах ДТ подаваться не будут (рис. 2). При этом ЦЭД будут располагаться исключительно на государственных площадках, что позволит свести до минимума контакты участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов.
Перечень действующих Центров электронного декларирования

Рисунок 2. Перечень действующих Центров электронного декларирования [5]

На наш взгляд, в целях эффективной реализации указанного направления необходимо запланировать и организовать возможность концентрации таможенного декларирования товаров в едином электронном центре. Данный подход позволит эффективно распределять ресурсы таможенных органов, поскольку из единого центра таможенные декларации смогут направлять в наименее загруженные подразделения таможенных органов. Очевидно, это потребует финансовых вложений в материально-техническую базу ФТС России, но будущий эффект от таких затрат будет значительным.

  1. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В процессе таможенного декларирования формы таможенного контроля будут применяться в минимальном объеме в соответствии с системой управления рисками (СУР) таможенных органов. Основной акцент работы СУР будет направлен на этап после выпуска товаров, что существенно упростит совершение таможенных операций добросовестными участниками ВЭД.[6]

В целях реализации указанного направления необходимо разработать эффективную систему категорирования участников ВЭД по уровням риска. Причем основные критерии и индикаторы рисков должны базироваться на результатах финансовой деятельности организаций, поскольку основная часть таможенных правонарушений связана с уклонением и неполнотой уплаты таможенных платежей.

  1. Отказ от представления документов, на основании которых заполнена декларация на товары. С 1 января 2018 года отпадет необходимость сопровождения ДТ документами. Однако эти документы декларанту нужно будет хранить в течение 3-х лет с момента выпуска товаров, поскольку в указанный срок таможенные органы вправе проводить таможенную проверку.[7]

На наш взгляд, реализация данного направления позволит достичь следующих результатов:

  • значительное сокращение времени подготовки и подачи таможенной декларации, поскольку большая часть времени уходит на формализацию документов;
  • снижение бюрократизации процесса таможенного декларирования товаров;
  • отмена двойного представления документов (в электронном и письменном виде), на основании которых заполнена таможенная декларация;
  • значительная разгрузка информационных систем таможенных органов в связи с поступлением меньшего количества документов от участников ВЭД.
  1. Сокращение срока выпуска товаров до 4 часов. Указанное направление будет применяться в случае прохождения ДТ форматно-логического контроля таможенных органов. Если СУР выявляет индикатор риска, тогда срок выпуска будет увеличиваться от одного до десяти рабочих дней.[8, 9]

Реализация данного направления позволит ускорить прохождение товарами таможенной границы и увеличить товарооборот в целом по всему ЕАЭС. В этой связи участникам ВЭД и таможенным органам необходимо программное обеспечение, которое позволит выпускать декларации в автоматическом режиме, сами документы участники ВЭД должны доводить до идеала.

Также необходимо отметить результаты круглого стола «Техническое регулирование в ЕАЭС как инструмент интеграции». В числе докладчиков были представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), министерств и ведомств: Арман Шаккалиев (ЕЭК), Константин Леонидов (Министерство промышленности и торговли РФ), Александр Вдовин (Минэкономразвития России), Сергей Шкляев (ФТС России) и другие.

Приоритетными направлениями круглого стола стали [10]:

  • система технического регулирования в ЕАЭС,
  • нормативное правовое обеспечение технического регулирования в Российской Федерации,
  • развитие национальной системы аккредитации в России и ряд других актуальных проблем.

Большое внимание участников выставки было приковано к важнейшему вопросу – подписанию Декларации о поддержке Хартии добросовестных участников ВЭД, поддержанной Сергеем Катыриным (ТПП РФ), Алексеем Репиком («Деловая Россия»), Александром Шохиным (РСПП) и Александром Калининым («Опора России»). Подписание Декларации обязывает участников Хартии предоставлять таможенным органам только достоверную информацию о декларируемых товарах. Присоединиться к ней могут отечественные и зарубежные компании и индивидуальные предприниматели. Подписание Декларации показало готовность представителей бизнеса к реализации Комплексной программы в сотрудничестве с таможенным ведомством. По обозначенному в программе 41 показателю таможенники будут определять, в какой мере достигаются поставленные цели.[11]

Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что 2018 год будет непростым для всех, кто задействован в сфере ВЭД. Однако руководство ФТС заверило, что сейчас делается всё возможное, чтобы новый ТК ЕАЭС и Закон № 311-ФЗ вступили в силу одновременно. Результаты форума позволяют свидетельствовать, что неустанно совершенствуется работа таможенных органов ради достижения высочайших стандартов.

Таким образом, реализация обозначенных в статье направлений развития таможенной службы России будет способствовать повышению эффективности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств. В этой связи особое внимание следует уделять правоохранительной функции таможенных органов, а именно борьбе с контрабандой и содействию развития потенциала таможенной территории России.[12,13]

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт ФТС России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  2. Информационный портал ООО «Альта-Софт»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  3. Информационный портал ПРОВЭД: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: провэд.рф – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  4. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика. 2017. № 3 (11). С. 117-125.
  5. Информационный портал компании «Универсальные Грузовые Решения»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ucsol.ru/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  6. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.
  7. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды // Маркетинг и логистика. 2016. № 6 (8). С. 107-115.
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. 2017. № 2 (10). С. 173-181.
  9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  10. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  11. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/ – Дата доступа: 24 декабря 2017 г.
  12. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – – №4 (12). – с. 5-10
  13. Арский А.А. Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика. – – №5 (13). – с. 6-12.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов. Россия Москва

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

The main directions of development of customs service of the Russian Federation in 2018-2021

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia

Annotation: The article considers the main directions of development of customs service of the Russian Federation in the next 3 years in light of the entry into force of the changes in customs legislation. Measures for the effective implementation of these directions.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в 2018-2021 гг. // Маркетинг и логистика. – 2017. – №6 (14). – с. 79-86.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».