Проблема системы идентификации антиквариата в ЕАЭС

Анастасия Николаевна Додельцева

Аннотация: В статье рассматриваются характеристики антиквариата в соответствии с пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Проводится анализ идентификационных признаков антиквариата, подлежащему ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Международная торговля имеет огромное значение в современном мире. Для облегчения системы товарооборота между странами был разработан классификатор товаров. Необходимо выделить особенный интерес к классификации антиквариата в связи с тем, что такой вид товаров является очень редким и ценным. Проблема классификации и идентификации антиквариата актуальна, так как в Таможенном кодексе ЕАЭС и в единой Товарной Номенклатуре отсутствует определение антиквариата и нет определённых критериев отнесения того или иного товара к антиквариату. Так же отсутствует чёткое разделение понятий «культурная ценность» и «антиквариат». Целью данной статьи является представление предложений по совершенствованию системы идентификации антиквариата. В ходе работы был произведён анализ проблем практических основ идентификации антиквариата.

Антиквариат в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется в разделе XXI «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат». В этом разделе присутствует всего одна группа, которая систематизирует товары, имеющие культурную ценность и оказывающие эстетическое воздействие на человека. Эта группа также является заключающей в номенклатуре, и её название полностью совпадает с названием XXI  раздела.[1, 2]

Классификация производится по совокупности идентификационных признаков товаров в соответствии с ОПИ в следующем порядке:

— определение вида товара: из чего сделан, для чего используется, готов ли товар к использованию или его необходимо доработать, это самостоятельно функционирующий объект или часть чего-то, однородный ли это товар, какую роль играет его упаковка.[3]

Антиквариат преимущественно относят к товарной позиции 9706, которая называется «Антиквариат возрастом более 100 лет». Существует важная особенность отнесения товара к данной товарной позиции: товары, относящиеся к товарным позициям  9701 – 9705, включаются в эти товарные позиции, даже если их возраст более 100 лет. Это значит, что возрастной критерий является не единственным критерием, по которому товар можно отнести к антиквариату. В позицию 9706 включают весь антиквариат возрастом более 100 лет, если он не включен в товарные позиции 9701 – 9705.[4]

В ТН ВЭД ЕАЭС в 97 группе собраны товары, являющиеся предметами коллекционирования: произведения искусства, антиквариата. Для того чтобы точно отнести товар к предметам коллекционирования или антиквариату необходимо провести специальную экспертизу, в которой будут выявлены характерные признаки. Однако подробное описание таких признаков в товарной группе 97 отсутствуют.

В качестве решения выявленных проблем автор предлагает следующие меры. Во-первых, следует ввести определения таких понятий как «антиквариат» и «культурная ценность» в пояснения к товарной номенклатуре. Необходимо разграничить признаки каждого из этого понятия и составить чёткий перечень идентификационных признаков, благодаря которым предмет можно будет отнести либо к антиквариату, либо к культурной ценности. Грань между этими двумя понятиями достаточно тонкая и размытая в законодательстве ЕАЭС, поэтому на этой почве возникает множество конфликтов между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.[5]

Автор предлагает определение культурой ценности как объекта, имеющего культурное значение для определённого народа или же целой страны в том числе относящегося к жизни или деятельности определённой личности.

Основные признаки культурной ценности:

  1. Уникальность данного произведения;
  2. Значимость для общества.

Понятия антиквариата и культурной ценности очень схожи. Антиквариатом будет являться старинная вещь, возраст которой превышает сотню лет, и которая несёт в себе художественную/историческую/культурную ценность.[5]

Ещё одна проблемная сфера, которую, по мнению автора, необходимо отрегулировать, это несоответствие некоторых положений в Российском законодательстве с законодательством Евразийского Экономического Союза в отношении антиквариата.  Необходимо установить общие требования  к антиквариату и его возрастной категории, чтобы избежать не состыковок в дальнейшем. В законодательстве ЕАЭС присутствует сравнительно мало информации об антиквариате, хоть попытки его незаконного перемещения через границу являются очень частыми случаями. Необходимо выделить отличительные особенности антиквариата и закрепить их в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС.

  1. Антиквариатом можно назвать только редкую и уникальную вещь;
  2. Антиквариат должен быть связан с определённой исторической эпохой;
  3. Выполнен в соответствии с определённым художественным стилем, если речь идёт о мебели, украшениях, картинах и т.д.;
  4. Антиквариат должен обладать определённой ценностью.

Для того чтобы определить, относится ли товар к антиквариату проводят идентификационную экспертизу, осуществляющуюся благодаря накоплению информации о предметах и сравниванию полученных данных с теми, которые были получены при исследовании других товаров.

Для того чтобы должностные лица, без проведения экспертизы, могли идентифицировать антиквариат, необходимо выделить идентификационные признаки антиквариата и закрепить их в ТН ВЭД или должностной инструкции.

Автор исследовал предметы мебели и выделил характерные признаки антикварной мебели, по которым представитель таможенных органов смог по крайней мере приблизительно определить, какой товар перед ним находится. В мебели очень важен материал, из которого она изготовлена и её состояние. Если мебель сделана из редкого материала, то необходимо понять к какой эпохе относится тот или иной материал. Например, ампир девятнадцатого века будет намного дешевле, чем сталинский (с середины 1940-х до середины 1950-х годов).  Причиной тому является то, что хорошую мебель в периоде с 1930 по 1940 делали в основном по специальному заказу.

Для идентификации предмета, изготовленного из фарфора, должностному лицу в первую очередь необходимо обратить внимание на клеймо, если оно имеется. Важным критерием является декорирование предмета. Чаще всего белый фарфор не представляет большой ценности и редко является предметом для коллекционирования. На предметах из фарфора очень часто наносят рисунки, необходимо определить является ли этот рисунок деколью, деколью с прорисовкой или же живописью. Фарфор с живописью является очень ценным.

Статуэтки являются самыми распространенными предметами коллекционирования. Не обладая профессиональными знаниями в данной сфере, очень сложно определить ценность статуэтки. Однако для того, чтобы понять, когда и кем была изготовлена статуэтка, необходимо посмотреть на клеймо. Ограниченные серии статуэток являются очень ценными, в особенности, если на них изображены известные личности.

Столовые приборы достаточно сложно идентифицировать как антиквариат без проведения экспертизы. Однако на ценных столовых приборах рядом с пробой всегда указывается имя мастера или клеймо фабрики. В особенности важна сложность узора, изображенного на столовом приборе и наличие драгоценных камней.[6]

Определить является ли икона или картина подлинником очень сложно без помощи специалиста. В таком случае, должностное лицо, не имея необходимых знаний в сфере технологии изготовления икон и картин в определённые исторические периоды, не сможет определить время создания картины или иконы. Подлинность икон и картин должна быть подтверждена посредством экспертизы.

Существуют также проблемы с идентификацией антиквариата даже во время проведения искусствоведческой экспертизы. Бывают случаи, когда несколько экспертов не приходят к единому мнению относительно классификации предмета искусства из-за недостатка информации. Заключения экспертов зачастую могут носить уникальный характер. Личностная (субъективная) оценка эксперта имеет весомое значение в процессах выявления культурных ценностей и антиквариата.

Для упрощения системы идентификации и классификации антиквариата необходимо создать единый реестр антиквариата. Таким образом, появится возможность быстрее проводить оценку предметов, которые будут относиться к категории ранее зарегистрированных в реестре. Создание отдела по работе с антиквариатом в ЕАЭС значительно уменьшило бы количество конфликтных ситуаций и могло бы способствовать эффективному обороту антиквариата.

Список использованной литературы:

  1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2017)
  2. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» (ред. от 05.07.2016) (Том VI. Разделы I — XXI. Группы 01 — 97)
  3. Воротынцева Т.М. Веселова П.П. Проблемы контроля достоверности заявленного кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза//Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях» / под ред.: Ю.С.Руденко, О.В.Романченко. [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им.С.Ю. Витте», 2016.–в 2 ч. – С.772-778.
  4. Москвина И.К. Институция антиквариата в современной России. Журнал «Система ценностей современного общества». Издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» — 2015. — № 41. — С. 48
  5. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности//Учебное наглядное пособие. – Москва. Издательство Рос. Таможенной академии.
  6. Назаров В.Б. Антиквариат как экономическая категория.// Журнал Сервис plus – 2012. — № 1. С 74-78.

УДК 339.544

А. Н. Додельцева – студентка экономического факультета, направления таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: ana.dodeltseva@gmail.com

Научный руководитель — Т. М. Воротынцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

The problem of identification systems of antiques in the EAEU

A. Dodeltseva — student faculty of Economics, direction of customs of Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia

Scientific director – T. Vorotyntseva, candidate of economical sciences. Associate Professor, Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia

Annotation: The article touches  properties antiques, in accordance with the notes to the Single Commodity Nomenclature of Foreign Trade of the Eurasian Economic Union. The article deals with identification features of antiques, which are imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union and exported from the customs territory of the Eurasian Economic Union.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Додельцева А. Н. Проблема системы идентификации антиквариата в ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2 (10). – с. 140-146.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».