Проблемные вопросы технического регулирования в ЕАЭС

Татьяна Михайловна Воротынцева

Аннотация: в статье дана оценка проблем технического регулирования в отношении товаров, находящихся в международном торговом обороте. Приведен анализ нецелевого применения мер технического регулирования, а также сделана попытка провести анализ причин возникновения барьеров при перемещении через таможенные границы товаров, подлежащих подтверждению соответствия.

Вопросы упорядочения, формализации и унификации института технического регулирования является актуальным, поскольку используемые нормы и механизмы реализации оказывают существенное влияние на безопасность товаров, их конкурентоспособность, а также снятие технических препятствий в торговле товарами.

Ученые различных стран проводят оценку результатов применения инструментов технического регулирование по всем направлениям социально-экономического развития. Но, по мнению автора, теоретические и практические исследования данного вопроса проводятся недостаточно.

По данным исследований, проведенных в Германии, Великобритании, Канаде и других развитых странах, производительность труда может быть увеличена до 30 процентов [1], а, следовательно, вырастет и конкурентоспособность за счет применения более совершенных технологий и технических норм. Таким образом, обеспечение жесткого государственного контроля выполнения обязательных технических требований к товарам является основным механизмом обеспечения их конкурентоспособности.

Несмотря на гармонизацию технического законодательства с законодательством Всемирной торговой организации (далее ВТО), в России и ЕАЭС механизм исполнения требований законодательства не достаточно эффективен.[2]

 Это подтверждается данными Роспотребнадзора о количестве жалоб потребителей на безопасность и качество продукции. В соответствии с положениями Государственного доклада Роспотребнадзора количество обращений и проведенных проверок имеет тенденцию к сокращению, тем не менее, случаи причинения вреда измеряются в миллионах рублей.[3] Основные причины обращений, связанных с причинением вреда для потребителей приведены на рисунке 1.

Причины обращений

Рисунок 1. Причины обращений, связанных с причинением вреда потребителю

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством плановые проверки предприятий проводится постфактум, не чаще чем один раз в три года, что не способствует повышению результативности таких мероприятий.[4]

В Европейском союзе предусмотрено проведение обязательных и необъявленных заранее инспекций и проверок. Такой механизм контроля значительно повышает его результативность.

Следует отметить, что после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию особое внимание отводится вопросу снятия барьеров в международной торговле. В соответствии с положениями ВТО требования технических регламентов и стандартов должны быть гармонизированы, что будет способствовать устранению элементов дискриминации торговых партнеров в международной торговле.

Эффективно работающий международный рынок — это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через таможенные границы товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание эффективно работающего рынка возможно, при условии принятия соответствующих мер, направленных на устранение тарифных и технических барьеров в международной торговле.

Система технического регулирования в основном опирается на следующие нормативные правовые акты:

— соглашение по техническим барьерам в торговле;

— руководство ИСО/МЭК;

— директивы ЕС;

— рекомендации АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое сотрудничество);

— руководящие документы ОЭСР (Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию) в сфере разработки технических регламентов, гармонизации требований стандартов и др.

Основополагающие принципы и направления развития единой политики технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) изложены в договоре о создании Евразийского экономического союза, который был подписан в мае 2014 года.

В соответствии с принятыми направлениями развития единой политики к 2017 году в ЕАЭС было принято сорок единых технических регламентов. При этом предусмотрен плавный переход на единые требования технических регламентов в рамках ЕАЭС и установлены переходные периоды, в течение которых продукция может производиться по национальным требованиям. Снятие технических барьеров в межгосударственной торговле будет считаться обеспеченным после окончательного перехода на единые требования более чем для 95% продукции, являющейся объектами технического регулирования в рамках ЕАЭС.

Каждое государство стремится защитить интересы национального товаропроизводителя, и при снижении возможности использовать таможенно-тарифные инструменты, самым эффективным механизмом воздействия на взаимную торговлю становится система запретов и ограничений. Развитые страны в основном используют техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры, что процедурно проще для импортера, тогда как у развивающихся стран в большей степени в регулировании задействованы меры, обеспечивающие финансовый и количественный контроль, что связано с относительно невысоким уровнем требований национальных стандартов.

Следует отметить, что зачастую нетарифные инструменты в том числе, стандарты и технические регламенты используют как «нетарифные барьеры». Такие барьеры представляют собой различия в требованиях национальных и международных (иностранных) стандартов, которые ведут к дополнительным затратам средств и времени для выведения товаров на определенный рынок.

Например, запрет на ввоз Германией в 1979 году на свою территорию французского ликера «Кассис де Дижон», введенный из-за несоответствия по содержанию объемной доли спирта техническим требованиям (во Франции-стандартизированная доля спирта составляет 20%, а в Германии — 32%). Учитывая существование общего рынка, такой запрет представляется дискриминационным и создает препятствия для движения товаров там, где таких барьеров быть не должно. В данном случае Суд ЕС признал, что «нет никакой действительной причины для того, чтобы воспрепятствовать ввозу алкогольных напитков, законно произведенных и продаваемых в одном государстве-участнике в любое другое государство-участник».

Также можно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Дании в 1981 году. Дания ввела требования к таре для упаковки алкогольных напитков, предусматривающие следующие требования: тара должна быть многоразовой и одобренной Национальным агентством по защите окружающей среды.[5] Такие требования повлекли существенные дополнительные расходы и затрудняли импорт алкогольной продукции в Данию. Суд ЕС также признал, что меры являются чрезмерными и носят дискриминационный характер, то есть, применяются только в отношении иностранных поставщиков. Приведенные примеры подтверждают важный принцип функционирования международной торговли – принцип взаимного признания стандартов и технических требований.

В истории отношений в рамках Таможенного союза также возникали такого рода проблемы, например, молочный конфликт России и Белоруссии, когда Россия инкриминировала белорусским товаропроизводителям молочных продуктов, нарушение требований технических регламентов по составу молочной продукции. В данном случае различия в требованиях стандартов были использованы с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкурентоспособной продукции. Вышеприведенные ситуации подтверждают нецелевое использование института технического регулирования.

Несмотря на длительную историю развития института технического регулирования до настоящего времени существуют сомнения в том, является ли законодательное обеспечение безопасности продукции эффективным способом защиты от недопустимого риска нанесения вреда здоровью и жизни человека, животного, растения, окружающей среде.

Следует отметить, что система технического регулирования может оказывать влияние на структуру рынка и создание технических барьеров при входе на рынок.

В соответствии с соглашением о технических барьерах в торговле, в рамках ВТО принципы технического регулирования поддерживают цели введения технических регламентов только для обеспечения безопасности, а принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Данное положение в Договоре о ЕАЭС изложено в следующей редакции: «В целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза».[6]

Поэтому обязательная сертификация и декларирование в совокупности с государственным надзором должны обеспечить защиту потребительского рынка от опасной продукции. Во многих развитых странах приоритет имеет декларирование в сочетании с мерами государственного надзора.

Декларирование является механизмом подтверждения соответствия, который, с одной стороны, снимает административное давление с производителя, а с другой — повышает его ответственность, одновременно увеличивая эффективность государственного контроля и надзора. Данное положение является дискуссионным, поскольку переход от жестких форм подтверждения соответствия (сертификация) к более мягким формам и менее затратным требует максимального использования международных правил и методов оценки соответствия и ужесточения контроля государственных органов. Снижая затраты производителя, можно прийти к ситуации снятия барьеров на пути продвижения на рынок опасных товаров. Сокращение производственного (дорыночного) контроля должно восполняться усилением государственного контроля (надзора).

Следует отметить, что после создания ЕАЭС развитие правовой нормативной базы в сфере технического регулирования движется ускоренными темпами, что позволяет говорить о дальнейшем развитии интеграции в сфере технического регулирования, выработке подходов к обеспечению гармонизации законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора). Развитие правовой нормативной базы в сфере технического регулирования должно быть направлено на устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами и обеспечение безопасности и обращения продукции, в отношении которой не приняты единые технические регламенты.

Например, в Договоре о ЕАЭС предусмотрено формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий и разработан комплекс документов, обеспечивающий работу систем регистрации лекарственных средств и медицинских изделий на уровне ЕАЭС, предусматривающий:

-в сфере лекарственных средств — 25 документов, устанавливающих единые правила надлежащей производственной, клинической, дистрибьюторской и лабораторной практики ЕАЭС, требования безопасности, эффективности и качества лекарственных средств, правила регистрации на соответствие этим требованиям и процедуры пострегистрационного контроля (мониторинга);

-в сфере медицинских изделий — 13 документов, устанавливающих требования к основным этапам обращения медицинских изделий, в том числе к их исследованиям, производству, регистрации и пострегистрационному контролю (мониторингу), и порядок применения в ЕАЭС мер по приостановлению или запрету применения медицинских изделий, признанных опасными, некачественными, контрафактными или фальсифицированными.[7]

Учитывая изложенное можно отметить, что эффективность института технического регулирования в рамках ЕАЭС в значительной степени сдерживается из-за имеющихся проблем. Так, в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы системы допуска продукции на рынок и контроля (надзора) за ее оборотом. Например, в соответствии с действующим порядком подтверждения соответствия продукции органы по сертификации при регистрации декларации о соответствии лишь проверяют полноту и правильность ее заполнения, но не отвечают за достоверность информации, указанной в регистрируемой декларации о соответствии. Ответственность за информацию, указанную в декларации о соответствии, несет товаропроизводитель или продавец, которые заинтересованы, прежде всего, в получении прибыли предприятия.[8]

Оценка соответствия и идентификация товаров проводится по требованиям технических регламентов и стандартов. Следует отметить, что требования отдельных действующих нормативных актов технического регулирования, тексты документов «непрозрачны» и допускают произвольные толкования терминов. Имеют место противоречия в требованиях разных документов, что не дает возможности провести объективную и однозначную идентификацию товаров. Иногда противоречия в требованиях разных документов на товар являются взаимоисключающими, что затрудняет принятие единственно правильного решения. Кроме этого, проблемы терминологии в техническом регулировании затрудняют проведение идентификации товара и ведут к конфликту в рамках различных классификаторов.

Используемые в торговом обороте классификаторы, например, ТН ВЭД ЕАЭС или ОКВЭД, полностью не гармонизированы в системе технических регламентов, поскольку цели применения данных документов различны. В классификаторах существует ряд позиций, которые не входят в множество объектов технического регулирования. Однако существует необходимость учета ряда позиций ТН ВЭД ЕАЭС, которые в системе технических регламентов должны быть учтены. Совершенствование института технического регулирования должно быть направлено на:

— повышение эффективности государственного контроля и надзора за счет совершенствования информационной системы;

— совершенствование системы взаимодействия органов контроля и надзора, посредством обеспечения доступности результатов их работы для своевременного реагирования на возникновение критических ситуаций;

— разработку эффективной системы взаимодействия по вопросам технического регулирования ведущих научных организаций, бизнес-сообществ и общественных организаций;

— повышение уровня гармонизации документов по техническому регулированию в рамках ЕАЭС, обеспечивающих признание зарубежными государствами результатов испытаний продукции, полученных в аккредитованных лабораториях, сертификатов соответствия и знаков, подтверждающих безопасность товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— приведение в соответствие терминологии Технических регламентов с позициями и субпозициями ТН ВЭД ЕАЭС [9];

— ужесточение порядка допуска товаров на рынок в части подтверждения соответствия;

— повышение ответственности экспертов органов по сертификации за достоверность информации, указанной в документах по оценке соответствия.

Список использованной литературы:

  1. Кузьмина С. Н., Андросенко Н. В. Использование методов математического моделирования и инструментов экономики качества для обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем //Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – 2014. – №6 (25).
  2. Воротынцева Т. М. Анализ проблем экспортного контроля // Маркетинг и логистика. – 2017. – № 2(10). – С.131-139.
  3. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2015 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2015. – 292 с.
  4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. 12.02.2013). Режим доступа: http://base.garant.ru/57412595/
  5. 5.    Case Cassis de Dijon 120/78 [1979], ECR 649.  Право Европейского союза. Режим доступа: http://eulaw.ru/translation/1978/120
  1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  2. Корешков В.Н. Единая система технического регулирования в ЕАЭС — путь к интеграции. М.: Стандарты и качество. – 2016. – №5. – С.6-11.
  3. Воротынцева Т. М. Подтверждение соответствия товаров как механизм регулирования международной торговли. – М.: ВестникУниверситета (Государственный университет управления).– 2016. –№5. – С.57-59.
  4. Воротынцева Т. М. Технический механизм регулирования внешнеторговой деятельности / Сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции. Актуальные проблемы таможенного дела в условиях Евразийского экономического союза. Российская таможенная академия. Редакционная коллегия: В. Б.Мантусов, А. В.Тебекин и др. – 2016. – С. 52-55.

УДК 339.544

Т. М. Воротынцева – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: mstata67@list.ru

Problematic issues of technical regulation in the EEU

T. Vorotyntseva – candidate of economical sciences, associate Professor of the Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia.

Annotation: The article assesses the problems of technical regulation in respect of goods in international trade. The analysis of the misuse of technical regulation measures, and attempt to analyze the causes of barriers to movement across the customs border of goods subject to conformity confirmation.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Т. М. Воротынцева. Проблемные вопросы технического регулирования в ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 16-26.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».