Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России и потенциальные пути их решения в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС

Алексей Васильевич Тебекин

Виталий Геннадьевич Жигулин

Аннотация: рассмотрены общие проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России. Описаны перспективы системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации за счет использования возможностей участия в этих процессах стран-участниц Единого экономического пространства ЕАЭС. Выявлены основные проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России. Разработан алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России.

Введение. В современных условиях проблема совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, носящая многоаспектный характер, приобретает все большую актуальность. Рост актуальности решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок обусловлен для национальной экономики обусловлен тем, что в Российской Федерации доля государственной собственности в хозяйственной системе страны очень велика (около 60%), и в динамике она имеет тенденцию к росту.

При этом с одной стороны необходимо решать традиционную проблему повышения уровня открытости и прозрачности системы государственных и муниципальных закупок, что призвано обеспечить достижению максимальной эффективности указанных закупок по соотношению их цены и качества.

С другой стороны, в условиях непрекращающихся санкций Запада в отношении России возникает необходимость в поиске новых путей поддержания конкурентной среды при осуществлении государственных и муниципальных закупок с учетом возможностей таких закупок в дружественных странах, в частности, в странах, образующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Развитие системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации за счет использования возможностей участия в этих процессах стран-участниц Единого экономического пространства ЕАЭС позволит:

— повысить в отечественной экономике уровень конкуренции при осуществлении закупок в интересах государственных и муниципальных нужд;

— демпфировать негативное влияние на систему государственных и муниципальных закупок, обусловленное перманентными экономическими санкциями Запада в отношении России.

Необходимо отметить, что развитие системы государственных и муниципальных закупок в России с участием стран-участниц Единого экономического пространства имеет не только непосредственный, но и опосредованный эффект, связанный с вкладом процессов развития системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации в интеграционные процессы развития ЕАЭС.

Ожидаемый макроэкономический эффект от интеграции стран-участниц в ЕАЭС в целом подразумевает:

— снижение цен на товары в результате уменьшения логистических издержек в рамках ЕЭП;

— развитие свободной конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет роста уровня экономического развития и вхождению новых стран-участниц в ЕЭП;

— рост уровня заработной платы благодаря снижению непроизводственных издержек и росту производительности труда при взаимодействии производителей в рамках ЕЭП;

— увеличение объемов производства благодаря росту потребительского спроса в рамках ЕЭП;

— рост благосостояния населения стран-участниц ЕАЭС благодаря увеличению уровня занятости населения в импортозамещающих и экспортно-ориентированных отраслях;

— сокращение производственно-сбытового цикла за счет уменьшения периода перемещения товаров в системе транспортной логистики в рамках ЕЭП;

— повышение темпов окупаемость новых товаров и технологий в условиях роста общего рынка в рамках ЕЭП;

—  и др.

Задача развитие системы государственных и муниципальных закупок в России с участием стран-участниц Единого экономического пространства является новой по своей постановке и на сегодняшний день не имеет инструментов оценки интеграционных перспектив Единого экономического пространства.

Таким образом, оценка интеграционных перспектив Единого экономического пространства в части развития системы государственных и муниципальных закупок представляет собой актуальную научную задачу. Ее решение сопряжено с рассмотрением международных торгово-экономических процессов в рамках ЕАЭС как международной организации, и направлено на изучение современных проблем и закономерностей интернационализации государств-участников ЕЭП в системе экономических отношений в интересах развития механизмов регулирования их эффективности на региональном межгосударственном уровне.

Основное содержание исследований. При исследовании проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России в работе были учтены известные научные наработки по этому вопросу, получившие отражение в трудах Першина Д.А. [1], Смотрицкой И.И., Черных С.И., Шувалова С.С. [2], Сорокиной Н.П. [3], Фроловой О.А., Никоновой Я.И. [4], Распертова М.О., Шевченко Д.С. [5], Яковлева А.А., Аллилуевой О.Г., Кузнецовой И.В., Якобсона Л.И., Шамрина А.Т., Юдкевича М.М. [6], Фоминой Т.А., Басса Т. [7], Цапко К.А. [8] и др.

Проведенные, с учетом обобщения ранее полученных результатов других авторов, исследования показали, что основные проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России заключаются в следующем.

Во-первых, это проблемы, ограничивающие эффективное развитие контрактной системы как нового института в сфере закупок. Дело в том, что значительная часть инноваций, предусмотренных проведенной реформой института госзакупок, несмотря на кардинальность запланированных изменений, пока не продемонстрировали свою значимую результативность. Так по-прежнему не решены проблемы обеспечения конкуренции на рынке государственных закупок, достаточной информационной прозрачности системы, недостаточно проработаны инструменты госзакупок.

Кроме того, необходимо отметить, что Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9] по сути охватывает своим регулированием закупки не только государственных и муниципальных заказчиков, но и ряда организаций, которые правовому статусу заказчика не соответствуют. Такие организации специалисты нередко именуют «псевдозаказчиками».[10]  Хотя, исходя из логики госзакупок, если деятельность института государственных закупок нацелена на обеспечение государственных и муниципальных нужд, то закупки товаров работ, услуг лицами, которые подобных нужд не имеют, не должны регулироваться данным институтом. И так далее.

Во-вторых, сохраняется проблема реализации концепции эффективного осуществления госзакупок как таковой.

Как известно эффективность любой системы определяется соотношением результата деятельности на выходе к затратам на ее функционирование на входе. Применительно к системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации эффективность ее функционирования пока не доказана, поскольку не демонстрируются операционные расходы на содержание системы, а также издержки ее функционирования. В связи с этим и сохраняются вопросы об эффективности системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации в целом. Демонстрация экономии бюджетных средств при снижении цены в процессе госзакупок не сопровождается оценкой возможной потери качества, и т.д.

В-третьих, существует проблема развития регулирующих функций контрактной системы.

Нормы института государственных закупок, как и нормы любого государственного института должны иметь однозначное применение. Они не должны проникать за пределы сферы его регулирования. Сегодня это не так. Наблюдается разделение институциональных основ и самого института государственных закупок, который по своей логике должен быть выстроен логически и структурированно, между ФЗ N 44 от 05.04.2013 и ФЗ № 223 от 18 июля 2011.

Сохраняется проблема «условного применения закона» о госзакупках, или «раздвоения закупочной деятельности», когда выбор применимого закона осуществляется в зависимости от источника происхождения финансовых ресурсов. Так, например, все денежные средства автономных учреждений расходуются с соблюдением требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[11] Однако, расход тех средств, которые получены автономным учреждением на осуществление капитальных вложений должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».[9]

В-четвертых, необходимо отметить, что государственные закупки фактически выступают одним из ключевых процессов, который определяет качество отношений между государством, бизнесом и обществом. Существующее качество этих отношений, определяемой характером развития системы государственных и муниципальных закупок в России достаточно четко сформулировал руководитель Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) РФ И.Ю. Артемьев на заседании Государственной Думы 16 ноября 2016 года: 95% всех государственных закупок (торгов) – это имитация конкуренции.[12]

Не случайно рынок государственных и муниципальных закупок считается одним из наиболее проблемных секторов российской экономики.

В-пятых, как показывает практика, в частности по результатам проверок Счетной палаты, большинство особо крупных государственных контрактов (на сумму более 1 млрд руб.), на финансирование которых выделяется более 20% всех средств федерального бюджета, заключается с нарушениями норм Бюджетного и Гражданского кодексов, законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции. При этом негативную динамику демонстрирует как количество таких контрактов, так и ценовые пороги их заключения.

Несмотря на то, что данные о нарушениях при госзакупках, выявленные ФАС и Счетной палатой по абсолютному показателю отличаются на порядок, необходимо отметить, что обе структуры при этом выявили двукратный рост нарушений при госзакупках.[13]

И если общая доля госзакупок у единственного поставщика превышает 40%, то по особо крупным контрактам, заключаемым в стратегических для развития государства отраслях: оборонная промышленность, авиационная промышленность, судостроение, космическая отрасль, отрасль дорожного строительства, до 70% подобных контрактов (как в количественном, так и в стоимостном выражении) размещаются посредством заключения контракта с единственным поставщиком, то есть вне конкурсных процедур.[14]

В-шестых, значимой проблемой эффективного развития контрактной системы в РФ является проблема реализации принципа инновационной активности закупок в рамках государственной контрактной системы, обусловленная отсутствием необходимых институциональных условий.

Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал государственные закупки инструментом общественного регулирования, который, однако, еще используется неэффективно и не ориентирует поставщиков на инновационное развитие.[15]

Высокая весомость в конкурсной документации цены, предлагаемой исполнителем, уменьшает шансы закупки инновационной продукции, которая объективно дороже (и порой существенно), чем морально устаревшая продукция (товар, работа, услуга).

С указанной проблемой тесно связана проблема обеспечения с помощью системы государственного заказа эффективного преодоления разрыва между созданием инновационных разработок в форме изобретений и внедрением инноваций в производстве.

В-седьмых, это проблема разработки и реализации механизмов использования системы государственных закупок для стимулирования инновационного развития экономики посредством:

— рационального встраивания механизма государственных закупок в национальную инновационную систему, призванную реализовать политику инновационного развития;

— определения отраслей национальной экономики, в которых применение механизмов государственных закупок способно обеспечить достижение наибольшего социально-экономического эффекта;

— увязки механизмов государственных закупок с особенностями функционирования основных инструментов национальной инновационной политики.

В-восьмых, одной из центральных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России является недостаточная конкуренция потенциальных поставщиков товаров и услуг на внутреннем рынке при госзакупках.

До настоящего времени сохраняется практика формирования заказчиками требований к объекту закупок таким образом, чтобы ему мог удовлетворять только один конкретный поставщик. И нормы, которые могли бы устранить этот изъян, присущий процедурам госзакупок, пока не отработаны должным образом.

Существуют и другие проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России, но именно проблема недостаточной конкуренции потенциальных поставщиков товаров и услуг на внутреннем рынке при госзакупках представляется сегодня ключевой.

С учетом выявленных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России в работе был сформирован алгоритм их решения, представленный на рисунке 1.

Алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок

Рисунок 1. Алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России

Таким образом, в результате проведенных исследований разработан алгоритм решения проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России, включающий:

— аналитический блок, направленный на анализ вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП;

— синтетический блок, направленный на определение рационального варианта развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации;

— научно-практический блок, направленный на реализацию экономических механизмов регулирования в сфере закупок для государственных нужд при дальнейшем развитии отношений России и стран участниц ЕЭП и ТС.

Выводы. Проведенные исследования показали, что основные проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России заключаются в следующем.

Во-первых, это проблемы, ограничивающие эффективное развитие контрактной системы как нового института в сфере закупок.

Во-вторых, сохраняется проблема реализации концепции эффективного осуществления госзакупок как таковой.

В-третьих, существует проблема развития регулирующих функций контрактной системы.

В-четвертых, государственные закупки фактически выступают одним из ключевых процессов, который определяет качество отношений между государством, бизнесом и обществом.

В-пятых, по результатам проверок Счетной палаты и Федеральной Антимонопольной Службы, большинство особо крупных государственных контрактов заключается с нарушениями норм Бюджетного и Гражданского кодексов, законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции. При этом негативную динамику демонстрирует как количество таких контрактов, так и ценовые пороги их заключения.

В-шестых, значимой проблемой эффективного развития контрактной системы в РФ является проблема реализации принципа инновационной активности закупок в рамках государственной контрактной системы, обусловленная отсутствием необходимых институциональных условий.

В-седьмых, это проблема разработки и реализации механизмов использования системы государственных закупок для стимулирования инновационного развития экономики.

В-восьмых, одной из центральных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России является недостаточная конкуренция потенциальных поставщиков товаров и услуг на внутреннем рынке при госзакупках.

С учетом выявленных проблем развития системы государственных и муниципальных закупок в России сформирован алгоритм их решения, включающий:

— аналитический блок, направленный на анализ вариантов развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП;

— синтетический блок, направленный на определение рационального варианта развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц ЕЭП и экономического механизма его реализации;

— научно-практический блок, направленный на реализацию экономических механизмов регулирования в сфере закупок для государственных нужд при дальнейшем развитии отношений России и стран участниц ЕЭП и ТС.

Список использованной литературы:

  1. Першин Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации. // Социально-экономические явления и процессы. №3, том 9, 2014. С.81-84.
  2. Смотрицкая И.И., Черных С.И., Шувалов С.С. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития. — М.: ИЭ РАН, 2014. – 65 с.
  3. Сорокина Н.П. Становление и развитие системы государственных закупок в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7.
  4. Фролова О.А., Никонова Я.И. Проблемы развития российской системы государственных закупок и пути их решения. // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 481-482.
  5. Распертов М.О., Шевченко Д.С. Проблемы и перспективы развития тендерных торгов в РФ. VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2016».
  6. Яковлев А.А., Аллилуева О.Г., Кузнецова И.В., Якобсон Л.И., Шамрин А.Т., Юдкевич М.М. Система госзакупок на пути к новому качеству // Вопросы экономики. №6, 2010.
  7. Фомина Т.А., Басс Т. Политика реформирования системы госзакупок в России и США: каковы различия? Доклад на Российско-Американском форуме экспертов, 07 Ноября 2007.
  8. Цапко К.А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе. // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7, №4, 2015.
  9. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
  10. Истомина Е.А. Проблемы развития федеральной контрактной системы России. // Народное образование. 01.08.2016 // http://narodirossii.ru/?p=15751
  11. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
  12. https://www.dp.ru/a/2016/11/16/FAS_95_torgov_gokorpora
  13. Число нарушений при закупках увеличилось вдвое. // http://www.kommersant.ru/doc/3171485?utm_source=kommersant&utm_medium=economic&utm_campaign=four
  14. Анчишкина О.В. Контракты – сгусток бюджетной энергии////Бизнес России №10 (152) октябрь 2013. С 419.
  15. http: // premier.gov.ru/ru/events/news/9605/

УДК 338

А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия

В. Г. Жигулин — соискатель Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

E-mail: Tebekin@gmail.com

Problems of development of system of the government and municipal procurement in Russia and potential ways of their decision within the Common economic space of EEU

А. Tebekin — Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, honorary worker of science and technology of the Russian Federation, professor of department of management of the Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia, Moscow, Russia

V. Zhigulin — applicant of Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Annotation: common problems of development of system of the government and municipal procurement in Russia are considered. Prospects of system of the government and municipal procurement in the Russian Federation due to use of opportunities of participation in these processes of member countries of the Common economic space of EEU are described. The main problems of development of system of the government and municipal procurement in Russia are revealed. The algorithm of the solution of problems of development of system of the government and municipal procurement in Russia is developed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В., Жигулин В. Г. Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России и потенциальные пути их решения в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 93-105.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».