Прослеживаемость товаров как механизм регулирования международной торговли

Татьяна Михайловна Воротынцева 

Анастасия Сергеевна Тульцева

Аннотация: реализация механизма прослеживаемости товаров является одним из ключевых ориентиров развития таможенной службы России, а также всего Евразийского экономического союза на ближайшую перспективу. В работе проведен анализ работы механизма прослеживаемости на данный момент и оценена перспектива развития со стороны таможенных органов и точки зрения бизнеса, а также описаны современные тенденции развития данного механизма предложены пути совершенствования с учетом мировых таможенных практик.

Несмотря на регламентируемые в законодательстве требования, в результате проверок контролирующих органов выявляются нарушения. Так, в числе основных правонарушений в сфере незаконного оборота продукции выделяют следующие:

  1. Отсутствие документов, удостоверяющих безопасность продукции.
  2. Отсутствие маркировки.
  3. Наличие недостоверной информации о происхождении товаров.

Действующие меры, направленные на защиту рынка Российской Федерации, а также рынка ЕАЭС от ввоза некачественной и опасной продукции, не имеют достаточно эффективных рычагов воздействия на недобросовестных участников ВЭД.[1] Внешняя торговля в части экспорта, является конечным этапом реализации экономического потенциала России, обусловленного удовлетворением потребительского спроса за рубежом после насыщения товарным предложением отечественного рынка.[2] В целях повышения качества таможенного контроля и улучшения ситуации на внутреннем рынке России и ЕАЭС был разработан механизм прослеживаемости товаров.

Во время своего обращения к Федеральному собранию в 2018 году президент России В. В. Путин отметил, что необходимо не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином. При этом президентом России был сделан особый акцент на развитии таможенной службы России и ЕАЭС в общем: «Вместе с партнерами по Евразийскому экономическому союзу намерены сделать его глобально конкурентным интеграционным объединением. На повестке дня работа таможенных служб».[3] Таким образом становится очевидным, что одной из технологий цифровизации и адаптации государственного управления к современным реалиям является разработка и внедрение механизма прослеживаемости в практику работы таможенной службы Российской Федерации. Актуальность данной работы обусловлена еще тем, что сама система таможенных органов объективно нуждается в качественном механизме прослеживаемости товаров – одним из приоритетов и целевых ориентиров Российской Федерации в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года является создание данного механизма.[4]

Под прослеживаемостью товаров принято понимать документальный учет и контроль движения товаров на всех стадиях оборота товаров, начиная с их импорта.[5] Однако объективно система прослеживаемости представляет собой более глубокий процесс. Можно дать следующее определение прослеживаемости: «Система прослеживаемости в таможенных органах – это механизм реализации государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, реализующийся путем внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации, а также адаптация системы таможенных органов к переносу деятельности с фактического контроля на информационно-технологическую систему контроля».

Важно заметить, что в перспективе таможенная служба Российской Федерации представляет собой комплексный институт, который всецело контролирует логистические цепочки поставки товаров. При этом таможенная служба выступает абсолютно единственным государственным органом, к которому должен обращаться участник ВЭД. Все процессы и технологии контроля переносятся с внешних контуров таможенной службы, во внутреннюю среду системы (рис. 1):

Графическая интерпретация таможенного контроля

Рисунок 1. Графическая интерпретация таможенного контроля во внутренней среде таможенной системы и место механизма прослеживаемости в нем

Необходимо рассмотреть саму сущность системы прослеживаемости, а именно ее элементы [6]:

1) сама прослеживаемость (тренинг) товаров;

2) ведение «виртуального склада»;

3) каталогизация товаров;

4) взаимодействие с национальными и внешними информационными системами;

5) «гражданский контроль»;

6) регистрация и акцептование счет-фактур.

В настоящий момент фактически существует информационная система, которая будет являться составной частью механизма прослеживаемости товаров – система маркирования изделий из меха. Именно данная система является одним из механизмов регулирования внутреннего рынка Российской Федерации. Так, в апреле 2018 года был подписан План реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Было отмечено, что работу по созданию систем маркировки, прослеживаемости товаров от производителя до прилавка предстоит продолжить.[7] При этом, самой Федеральной таможенной службой был оценен эффект от проекта по маркировке контрольными знаками изделий из меха, который был запущен в 2016 году.[8] Наглядно, эффективность применения данной системы за период 2016-2017 гг., а также прогноз в виде линейного тренда можно выразить следующим образом (рис. 2):

Показатели эффективности системы маркировки КИЗ

Рисунок 2. Показатели эффективности системы маркировки КИЗ изделий из меха и прогноз по основным параметрам

Механизм прослеживаемости товаров в общем, и механизм маркировки КИЗ меховых изделий является одним из приоритетных направлений развития политики ЕАЭС. Так, ЕЭК был проведен предварительный экспресс-анализ [9], результатами которого явились несколько выводов:

  1. Система маркировки позитивно отразилась на прозрачности рынка и легальности оборота товаров в нем.
  2. Часть товаров объективно находится в теневом секторе, на что указывают ряд нарушений требований к маркировке: за период 2016-2017 гг. в России было выявлено более 11,7 тыс. изделий, находившихся в нелегальном обороте. В стоимостном выражении нарушения в России составили более 582,5 млн. руб.
  3. Как положительный эффект выступает рост поступления таможенных платежей, что в свою очередь приводит к легализации субъектов рынка меховых изделий.
  4. Отмечен очевидный рост участников ВЭД, заинтересованных в данном проекте: на начало реализации проекта было зарегистрировано 1,6 тыс. субъектов, тогда как по данным на конец 2017 года число участников превысило 10,2 тыс.
  5. Система маркировки обеспечила рост адресности контрольных мероприятий, что в свою очередь привело как к оптимизации затрат самих контролирующих органов, так и снижению нагрузки на бизнес.

Немаловажно отметить мнение самих представителей данного сегмента рынка. По результатам проведенных консультаций контрольных органов с представителями бизнеса отмечается, что система маркировки активно применяется в практике участников ВЭД, однако тенденцией в развитии системы маркировки должно стать постепенное развитие маркировочных средств до более простых и доступных. При этом система должна статью ступенью к снижению бумажного документооборота и снижению административных издержек.[9] Отметим, что в настоящее время для маркировки используется RFID-оборудование, стоимость которых в среднем зависит от комплектации:

  1. Стационарный RFID-комплект. Стоимость в среднем составляет 78 000 руб., состоит из: стационарный считыватель, сканер штрих-кода, программное обеспечение.
  2. Мобильный RFID-комплект. Стоимость в среднем составляет 180 000 руб., состоит из: мобильный считыватель, программное обеспечение (разработанное для мобильного считывателя).
  3. Различные модификации данных изделий, стоимостью от 50 000 руб. до 210 000 руб.[10]

Механизм прослеживаемости товаров объективно вписывается в процесс перехода таможенной службы к сервисно-ориентированному подходу: происходит перенос внешнего затратного таможенного контроля на таможенную систему. В этом случае добросовестный участник ВЭД по системе категорирования не попадает в рамки физического таможенного контроля, а «курируется» таможенными органами по данным информационных систем. Таким образом, система прослеживаемости товаров очередной раз доказывает свою своевременность и необходимость.

Механизм прослеживаемости может быть объективно вписан в  единую интегрированную информационную систему ЕАЭС (рис. 3):

Механизм прослеживаемости товаров

Рисунок 3. Механизм прослеживаемости товаров в информационной интегрированной системе ЕАЭС

Следует выделить несколько положений, сформулированных на основе анализа Практического руководства по упрощению процедур торговли, которые могут быть приняты при фактической реализации данного механизма ФТС России:

  1. При ввозе на территорию РФ меховых изделий, подлежащих обязательной маркировке КИЗами, особенности таможенного декларирования данных товаров связаны с местом нанесения КИЗов на товары.[11] Импортные меховые изделия, проходящие таможенный контроль и либо имеющие договор на маркировку, либо промаркированные надлежащими контрольно-идентификационными знаками, смогут воспользоваться следующей схемой: выпуск товаров на таможенную территорию ЕАЭС; последующая оплата таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, происходит фактическое разделение выпуска товаров и уплата таможенных пошлин и налогов, что объективно ведет к снижению нагрузки на таможенные органы и имеет своей целью: сокращение времени на выпуск товаров; налаживание связи «таможня-бизнес».

Данная схема может быть предложена участникам ВЭД, которые являются участниками проекта, зарегистрированы в ФНС в рамках программы маркировки и являются представителями добросовестного бизнеса.

  1. Централизация мониторинга рисков, связанных с реализацией механизма прослеживаемости в зависимости от региона деятельности таможенного органа. Данное предложение основано на объективной неравномерности перемещения категорий товаров, которые будут внедрены в механизм прослеживаемости товаров.
  2. Внедрение анализа бизнес-процессов: создание и апробация структурированной документации по проанализированным процессам. Таким образом, создается фактор упрощения процедур перемещения товаров в рамках механизма прослеживаемости.

Можно сделать вывод, что система прослеживаемости товаров является объективной необходимостью не только для таможенной службы России, но и для всего государственного развития. При этом, необходимость адаптации данной системы осознается и на наднациональном уровне. Так, была утверждена концепция создания и функционирования Евразийской сети трансферта технологий, которая сформирует в ЕАЭС эффективную инновационную структуру, обеспечит конкурентоспособность промышленных предприятий, обеспечит организационную поддержку передовых форм сотрудничества в Союзе и повысит уровень инновационной активности предприятий. Данная тенденция обеспечит консолидацию платформ маркировки внутри государств в общую систему прослеживаемости по всему Союзу, что в разы повысит эффективность данной системы.

 В условиях реформирования системы таможенной службы, поиска новых ориентиров и провозглашения сервисно-ориентированной модели успешная реализация данного механизма обусловливает как эффективное государственное управление и контроль, так и продуктивное развитие бизнеса. В нынешних условиях система прослеживаемости товаров становится неким барьером между контрафактом и отечественным производителем, тем самым реализуя главную функцию ФТС России – помощь национальному производителю и защита бизнеса.

Список использованной литературы:

  1. Воротынцева Т.М. Подтверждение соответствия товаров как механизм регулирования международной торговли // Вестник университета №5, 2016. – С. 57-60.
  2. Арский А.А. Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика. – – №5 (13). – с. 6-12.
  3. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 02.03.2018, Москва [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
  4. Приказ ФТС России от 27.06.2017 №1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года» «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»
  5. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 №14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах-членах ЕАЭС»
  6. Выступление начальника отдела взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами ГУТК ПВТ Грязина Дениса Викторовича
  7. Заседание Правительства Российской Федерации 05.04.2018 на тему Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
  8. ФТС России: В ФТС России оценили эффективность пилотного проекта по маркировке меховых изделий [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26166:2018-01-17-07-45-56&catid=40:2011-01-24-15-02-45
  9. Более чем в 10 раз увеличился легальный рынок меховых изделий России и Беларуси после запуска системы маркировки. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/30-03-2018-5.aspx
  10. Услуга «Маркировка без проблем». ПервыйБит IT-решения для учета и управления [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://1solution.ru/produkty-i-uslugi/kompetentsii/usluga-markirovka-bez-problem.html
  11. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: изделия из натурального меха // Маркетинг и логистика. 2017. № 1 (9). С. 152-161.

УДК 339.544

Т. М. Воротынцева – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии, Москва, Россия

e-mail: mstata67@list.ru

А. С. Тульцева – студентка факультета таможенного дела Российской таможенной академии, Люберцы, Россия

e-mail: naskin96@mail.ru

Traceability of goods as a mechanism for the regulation of international trade

T. Vorotyntseva – candidate of economical sciences, associate Professor of the Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, associate Professor of the Department of customs operations and customs control of the Russian customs Academy, Moscow, Russia

A. Tultseva – student of the faculty of customs of the Russian customs Academy, Lyubertsy, Russia

e-mail: naskin96@mail.ru

Annotation: Тhe implementation of the mechanism of traceability of goods is one of the key guidelines for the development of the customs service of Russia, as well as the entire Eurasian economic Union in the near future. The paper analyzes the work of the traceability mechanism at the moment and assesses the prospects of development on the part of the customs authorities and from the point of view of business, and describes the current trends in the development of this mechanism proposed ways to improve taking into account international customs practices.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Воротынцева Т. М., Тульцева А. С. Прослеживаемость товаров как механизм регулирования международной торговли  // Маркетинг и логистика. – 2018. – №5 (19). — с. 22-31.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».