Развитие государственно — частного партнерства в сфере инноваций

Елена Владимировна Матвеева  

Аннотация: В статье рассматривается специфика развития рынка инноваций в России с выделением статистических данных развития и важности государственной поддержки  в РФ. В логической последовательности исследуется новая форма взаимодействия между органами государственной власти и предпринимателями сферы инноваций, целью которой является реализация инновационных проектов в различных социально значимых сферах. Отмечается, что данный вид взаимодействия на современном этапе требует участия 3 стороны – науки. Причем, научным организациям отводится роль не просто разработчиков новых решений и технологий, но и участников в коммерциализации проектов.

Рынок инноваций в России в последнее десятилетие находится в стагнации. Если в СССР количество заявок на патенты в десятки раз превышало объемы инновационных разработок, которые осуществлялись в США, то начало 21 века стало ярким примером спада инновационной активности в стране.

Отчасти причинами послужила резкая перестройка жизни общества, экономики и политики. Кроме того, страна потеряла множество ученых, деятелей наук, после того, как государство, пережив серьезный кризис 1998 года, 2008 года, сильно сократило объемы финансирования научных институтов.

Таким образом, отечественные разработки были ограничены, а предприниматели не имели достаточно средств для инвестирования в инновации. Так отчеты, предоставленные государственной статистической службы, подтверждают очень низкую заинтересованность организаций в развитии инновационных сфер своего бизнеса.

Федеральная служба государственной статистики предоставляет следующие цифры инновационной активности частного сектора (рис. 1) [3]:

Инновационная активность ЦФО

Рисунок 1. Инновационная активность ЦФО

Как видно из рисунка 1, Центральный Федеральный округ, который является передовым во всех сферах общественной жизни, за предшествующие 5 лет показал максимальный уровень участия предпринимателей в построении инновационной экономики в стране – 10,9%.

Кроме того, стоит отметить, что максимальный показатель был достигнут еще в 2012 году, в последующие периоды резкого изменения ни в сторону падения, ни в сторону роста выявлено не было.

Таким образом, одной из оптимальных форм стимулирования развития инновационного рынка в России может послужить новый диалог между государством и бизнесом.[4]

Как известно, органы государственной власти часто сталкиваются с проблемами неэффективного управления объектами государственной собственности, отсутствием инвестиций со стороны бизнеса в инновационное развитие различных отраслей экономики, которые находятся под патронажем органов государственной власти.  С одной стороны, это связано с тем, что представителей бизнеса не привлекают перспективы развития, например, в социальной сфере, так как это связано с высокими рисками и требованиями со стороны государства и общества. С другой стороны, государство, несмотря на то, что оно нуждается в свежих идеях, менеджерских талантах, считает мысль о приватизации некоторых объектов государственной собственности неприемлемой.

Развитые страны отметили недостаток рыночного механизма в кризисных явлениях еще в прошлом столетии. Они начали искать формы эффективного взаимодействия власти и бизнеса. В результате, сложился институт государственно-частного партнерства.

Так как Россия находится в стадии формирования нового типа экономики инновационной направленности, то вопрос формирования данного института становится особо актуальным. Государственно-частное партнерства, как форма диалога власти и бизнеса, может стать решающим фактором в развитии страны в инновационной сфере.[6]

Однако для начала следует разобраться с самим понятием государственно-частного партнерства (далее, ГЧП).

Э. Сава – американский профессор – определил три значения понятия ГЧП:

  • ГЧП выступает в роли соглашения между производством и бизнесом с целью производства и предоставления товаров и услуг;
  • ГЧП являются комплексными, многоуровневыми инфраструктурными проектами (характерен для узкого понимания участия государства в жизни общества);
  • ГЧП – формальное соглашение, заключенное между органами местной власти, представителями бизнеса и обществом в целях развития территорий и улучшения благосостояния населения, в рамках которого роли и сферы регулирования перераспределяются между государством и частным сектором.

В России идея ГЧП появилась в начале 2000 годов. Однако формирование правового пространства началось лишь в 2015 году, когда нижняя палата парламента вынесла на рассмотрение законопроект о регулировании вопросов взаимодействия государства и бизнеса. Итогом работы Государственной Думы VI созыва стал Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[1]

Таким образом, российское законодательство закрепило национальное понимание ГЧП. Оно трактуется, как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашений.

Однако чтобы эффективно использовать опыт, накопленный многими странами в рамках формирования взаимоотношений между бизнесом и властью, следует проследить этапы становления данной формы взаимодействия.

Формирование идеи о возможном взаимовыгодном сотрудничестве публичной власти и коммерческих структур относится к концу XIX века, когда яро пропагандировалась политика невмешательства государства в экономику, когда инновационное развитие полностью ложилось на плечи предпринимателей.

Второй этап относится к периоду между Первой и Второй Мировой войной. Для него характерно формирование институциональной среды для последующего развития ГЧП, в частности.

Третий этап – послевоенное время, конец 70-х годов XX века. Во многих странах сложилась тяжелая ситуация: 2/3 отраслей экономики были разрушены, бизнес не имел средств для интенсификации производства. С этого момента начинает прямое регулирование со стороны государства. В итоге, 4 этап ознаменовался тем, что государство снизило нагрузку на частный сектор, что позволило скоординировать усилия в области инновационного развития. Началось активное становление институтов регулирования и развития системы связей между бизнесом и властью.

С конца 90-х годов XX века и по сей день ГЧП представляет собой стратегический альянс государства и бизнеса в вопросах инновационного развития страны.

Кроме того, современное ГЧП отличает соблюдений пяти главных принципов взаимодействия институтов:

  1. соответствие целям социально-экономического развития страны, что определяет форму и структуру взаимодействия бизнеса и государства;
  2. экономическое равноправие и ответственность; участники реализации проектов имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей;
  3. оптимальный учет интересов: решения должны основываться на анализе интересов всех участников проекта;
  4. концентрация ресурсов и их источников по приоритетным направлениям: главная цель – получение максимального синергетического эффекта;
  5. последовательное решение текущих и стратегических задач национальной экономики: ГЧП должно представлять собой комплекс взаимосвязанных действий всех задействованных сторон.

Изначально выделяли следующие основные направления взаимодействия, представленные на рисунке 2:

Направления взаимодействия в рамках ГЧП

Рисунок 2. Направления взаимодействия в рамках ГЧП

На современном этапе выделяют проекты в области культуры. В России есть уже пример партнерства бизнеса и власти в данной сфере. Так муниципальный орган власти города Коломна передал в частное управление следующие объекты: Коломенский Кремль, Коломенская Пастила и др.

То есть, вступление в силу закона, регулирующего ГЧП, дало стимул для формирования первых проектов, а также созданий институтов, целью которых является развитие партнерства в России. К данным структурам относятся:

  • Инновационный фонд России.
  • Фонд «Сколково».
  • АНО «Агентство стратегических инициатив» и др.

Теперь попробуем на примере зарубежных стран, лидеров в области государственно-частного партнерства, отразить тенденции данного явления, наметить путь развития для России.

Как отмечалось ранее одной из форм взаимодействия бизнеса и власти является федеральная контрактная система. Этот инструмент применяется Соединенными штатами Америки с 80-х годов XX века.

В 1986 году стала формироваться нормативно-правовая база инновационной деятельности: к этому моменту относят законопроекты, которые облегчили процедуры использования прав на интеллектуальную собственность физическими лицами.

В 1996 году было упрощено взаимодействие между вузами, исследовательскими центрами и частным бизнесом. На законодательном уровне было закреплено участие научных блоков в деятельности корпорации, получение прибыли в виде дивидендов.

В 2006 году государство стало оказывать прямую финансовую поддержку НИОКР, тем самым развивая инновационную среду во всех сферах жизни общества.

Как видим, по оценке нынешнего благосостояния США, данная политика принесла свои плоды. Поэтому всемирно признано формирование в Америке 6 технологического уклада с энергоемкими производствами и другими достижениями науки, реализованными на практике. В то время как, Россия пытается овладеть 4 технологическим укладов и, миную 5 ТУ, создавать 6 ТУ. Это можно осуществить в кратчайшие сроки, при условии тщательного изучения опыта других стран.

ГЧП может также существовать и в форме государственных финансовых контрактов. Данная система апробирована на большом опыте Великобритании, которая изучала взаимодействие коммерческого сектора и государства с середины прошлого столетия. Однако Англия не просто теоретик, она именно практик. В этом можно убедиться, рассмотрев один из примеров осуществления ГЧП в данной стране.

Перед нами проект строительства и эксплуатации Школы Джо Ричардсона.[4] Это строительство школы в районе Баркинг и Дагенхэм – одном из беднейших районов Лондона. Основными целями данного проекта выступали:

  • внедрение новой педагогики;
  • создание культурных, спортивных и досуговых центров для всего населения.

Основополагающий принцип партнерства государственных органов и бизнеса – распределение ответственности и рисков. По данному проекту это можно представить в форме следующей таблицы (табл. 1) [5]:

Принцип партнерства государственных органов и бизнеса Школы Джо Ричардсона

Таблица 1. Принцип партнерства государственных органов и бизнеса Школы Джо Ричардсона

Итогом работы стал высокотехнологичный инновационный комплекс в области образования, досуга, отдыха, культуры, способствовавший развитию беднейшего района.

Несколько слов стоит упомянуть и о российских аналогах в области ГЧП. Так как это направление только формируется в стране, то оно постоянно модернизируется и изменяется.

В частности молодой проект – «НИИМЭ Микрон» — предприятие с участием государственной власти, которое включает в себя черты современной модели ГЧП, а именно – научный блок.[8] Схема такого взаимодействия может быть представлена следующим образом на рисунке 3:

Формат нового взаимодействия

Рисунок 3. Формат нового взаимодействия

Однако следует отметить, что не были учтены нормативные акты, например, Соединённых Штатов Америки. В частности, вопрос о доли участия научных институтов и лабораторий в реализации разработок до сих пор никак не регламентирован.

Но деятельность предприятия, основанного на ГЧП, позволяет судить об эффективности данного инструмента в сфере становления инновационной экономики. Так данное предприятие существует и достойно конкурирует в узких областях с такими корпорациями, как Intel, TSMC на отечественном рынке. Причем этот проект разграничивает оборонную промышленность и общественное потребление, что повышает его рентабельность и позволяет развивать инновации, востребованных в обоих секторах.

Таким образом, подводя итог исследования процессов становления государственно-частного партнерства в Российской Федерации, стоит отметить тенденции данного развития:

  • делегирование полномочий по организации ГЧП субъектам Российской Федерации (например, Приволжский район реализует проект государственного контракта в области инфраструктуры – строительство ВКАД), что позволит оптимизировать затраты бюджета и направить ресурсы именно в те проекты, в которых нуждается тот или иной субъект, регион;
  • культура выделяется отдельным направлением ГЧП и представляет собой один из выгодных и доходных отраслей экономики;
  • формирование институциональной среды, призванной организовать экономическое пространство для более эффективной реализации ГЧП (так создание Российской венчурной компании позволило осуществить инновационные стартовые проекты во всех отраслях экономики).

Исследование темы показало, что пользу от такой формы диалога между государственными органами власти и частными корпорациями получают все участники. Так государство может:

  • переложить на бизнес бремя расходов по инвестированию и содержанию имущества, что приведет к повышению эффективности функционирования объектов;
  • отказаться от неоптимальных форм ведения хозяйства;
  • смягчить остроты социально-экономических проект (более быстрая реализация давно обещанных проектов в сфере социальной поддержки, медицины, транспорта и т. д.).

Бизнес получает возможность:

  • работать с надёжными и стабильными проектами;
  • получать поддержку государства в области кредитования;
  • повышать социальный и экономический статус компании за счет роста заинтересованности со стороны населения;
  • получение налоговых и иных льгот.

Учитывая рассмотренные аспекты государственно-частного партнерства, как нового инструмента регулирования отношений в рамках альянса бизнеса и органов власти, можно сделать вывод об актуальности исследования и разработки данной проблемы в России, а также анализ внедрения новой формы партнерства: государство — бизнес — научных блок, где третий блок – институт — будет выступать на правах соучредителя, соучастника, то есть будет предоставлять инновацию в качестве нового актива, нового вложения в уставный капитал. Это может повысить стоимость корпорации, что приведет к росту заинтересованности со стороны частного сектора и научного.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 426 (ред. От 27.05.2016) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы».
  3. Инновационная активность организаций, 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
  4. Ю. С. Богачев, А.М. Октябрьский, Государственно-частное партнерство в инновационных системах, Серия «Экономика и Право», № 2-2012.
  5. Хавьер Энсинас. ГЧП: Опыт образовательных учреждений Соединенного Королевства, Санкт-Петербург, 2011.
  6. В. А. Генг, А. В. Андреева. Государственно-частное партнерство в сфере инноваций как фактор развития трудового потенциала территории. Технико-технологические проблемы сервиса. — №4(30), 2014.
  7. Проект «Государственно-частное партнерство в социальной сфере – распространение опыта Великобритании и Санкт-Петербурга». Отчет о лучшей практике. Санкт-Петербург, 2012.
  8. Миндели Л. Э. Государственно-частное партнерство как важнейших факторов развития национальной инновационной системы / Л. Э. Миндели, В. А. Васин / Инновации №1 (183), 2014 г.
  9. Емельянов Ю. О развитии партнерских взаимоотношений государства, науки, образования и бизнеса / Ю. Емельянов / Проблемы, теории и практики управления. — №1/2016.
  10. Романенкова О.Н. Тенденции развития и современные подходы к организации рекламного рынка России // Международный журнал «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда» (ЭПОС), №4 (52), 2012. – 150 с., 140-144 с.

УДК 334.021.1

Е. В. Матвеева – студент факультета «Учет и аудит», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия

Научный руководитель – И. М. Синяева, доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента менеджмента, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

e-mail: matveyevalen@gmail.com

The new kind of dialogue between government and business in innovation

E. Matveeva – student Department Accounting and Auditing Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Scientific supervisor – I. Sienyaeva, Grand PhD in (Economic) sciences, Prof., Department of «Marketing and Logistic», Financel University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Annotation: the author investigates the new form of connection between government and private sector to realize innovative projects in social sphere. That should be a new step in development of Russian innovative market. Moreover, there is pointed out that the 3rd member of connection is science. Scientific laboratories should take part in commercialization of innovations.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Матвеева Е. В.  Развитие  государственно — частного партнерства в сфере инноваций // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 69-81.

Полная версия журнала  в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».