Реализация основных образовательных программ по специальности 38.05.02 «Таможенное дело»: кадровое обеспечение учебного процесса

Татьяна Александровна  Григорьева

Аннотация: в статье на основании результатов анализа основных руководящих документов формируются предложения по совершенствованию учебного процесса специальности «Таможенное дело». На основании рассмотрения пропорций теоретических и практических занятий в учебном процессе делается вывод о необходимости привлечения к реализации учебного процесса практических работников из реального сектора экономики и ФТС России.

В октябре 2015 года вступил в действие новый образовательный стандарт по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». В стандарте достаточно точно определены требования по кадровому обеспечению реализации основных образовательных программ (далее —  ООП) специалиста по таможенному делу. В частности, в п. 7.2.4 ФГОС специальности 38.05.02 «Таможенное дело», утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 9 сентября 2015 года № 850, по поводу использования в учебном процессе профессионалов-практиков, сказано:   «доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 5 процентов».

Однако в  предыдущем ФГОС по специальности 036401 «Таможенное дело», утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 1117, по поводу привлечения к образовательному процессу тех же практиков в пункте 7.17 было изложено следующее: «К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и должностных лиц таможенных органов, работников профильных организаций, предприятий и учреждений или лиц, имеющих стаж практической работы в таможенных органах не менее 10 лет.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более семи последних лет».

Следует отметить, что пункт о замене общего числа преподавателей, имеющих ученую степень, преподавателями-практиками вообще отсутствует в ФГОС по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», то есть речь идет только о возможности использования не менее 5 процентов практиков в образовательном процессе. При этом доля практических занятий по профессиональному блоку дисциплин в учебных планах значительно увеличилась, таким образом, обучение становится все более практикоориентированным.[1, с. 34]

При тщательном изучении учебного плана по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», можно определить пропорциональное соотношение  теоретических занятий (лекций) профессиональных дисциплин базовой части к практическим занятиям по этим же дисциплинам. Для расчета процентных показателей использован учебный план для очной формы обучения по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» Московского финансово-юридического университета.

Если количество лекционных часов по профессиональным дисциплинам базовой части составляет 664 часа, то количество часов по занятиям семинарского типа – 944 часа, следовательно:

664+944=1608  — это 100 %;

тогда 664 — х % лекций,

находим х = (644/1608) х 100 % = 41,29 %

и по аналогии находим процент практических занятий:

где 994 – х % практических занятий,

х = (944/1608) х 100 % = 58,9 %

При округлении полученных результатов, соотношение лекционных занятий к практическим занятиям, можно примерно определить, как 41% / 59%.

К тому же, на кафедре теории и практики таможенного дела МФЮА организовано проведение учебной практики студентов всех форм обучения на базе лабораторий и специализированных кабинетов ВУЗа. Учебная практика проводится в шестом семестре, её проведение рассредоточено по периоду всего семестра и занимает 216 академических часов. Данное решение было принято в связи с тем, что профильные организации отказывались принимать на практику студентов, не имеющих практических навыков.

Занятия по учебной практике проводят сотрудники компаний таможенных представителей, действующие должностные лица таможенных органов и преподаватели, имеющие стаж практической работы по направлению специализации. Данная категория преподавателей проводит фактическое обучение студентов работе с программным обеспечением «электронная таможня», по подготовке таможенной декларации и проверке документов для подачи в таможенный орган, а также быстрому и достоверному определению кодов товаров по ТН ВЭД, работе с техническими средствами таможенного контроля, проведению таможенной экспертизы.[2, с. 63]

Как показывает практика, использование педагогического потенциала профессионалов-практиков дает студентам не только большую мотивацию к изучению дисциплин профессионального цикла, но и готовит их к прохождению производственной и преддипломной практик в профильных организациях, в ходе которых полученные знания и навыки отражаются как в отчетах по практикам, так и напрямую связаны с подготовкой и написанием курсовых работ и выпускной квалификационной работы. В дальнейшем полученные знания и навыки могут быть более эффективно реализованы в осваиваемой профессии.

В ходе анализа ФГОС по специальности 38.05.02. «Таможенное дело» и с учетом сложившейся практики в Московском финансово-юридическом университете использования профессионалов-практиков в учебном процессе, обеспечивающих реализацию приведенной в статье пропорции практических занятий, представляется наиболее рациональным увеличить долю таких преподавателей в обеспечении ООП подготовки специалистов по таможенному делу, в том числе привлекая их к научному руководству выпускными квалификационными работами студентов.[3, с. 6] К тому же данный контингент преподавателей позволяет открыть студенту и перспективы его самостоятельной работы, занимающей в учебном плане так же значительную долю.

Список использованной литературы:

  1. Григорьева Т. А. Проблемы и тенденции формирования компетенций направления «Таможенное дело» // Маркетинг и логистика. – №4 (6). – с. 33-37.
  2. Арский А. А. Определение базового уровня знаний слушателей приступающих к освоению программ повышения квалификации в области таможенного дела // Мир современной науки. – № 4 (38). – с. 62-64.
  3. Арский А.А. Компетентный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов // Маркетинг и логистика. – №4 (6). – с. 5-9.

УДК 378.126

Т. А. Григорьева — заведующая Кафедрой теории и практики таможенного дела,  АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), Москва, Россия

e-mail: Grigorieva.T@mfua.ru

Teaching in the specialty 38.05.02 educational programs  «Customs»: staffing of the educational process

T. Grigorieva — Head of the department of theory and practice of customs Moscow Financial and Law University (MFUA)

Annotation: The article presents the results of an analysis of documents regulating the learning process. Formed proposals to improve the educational process specialty «Customs». Practical training should conduct customs brokers and customs officers.