Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля при ввозе табачной продукции на территорию Российской Федерации

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: в статье рассматриваются современные особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении табачных изделий. Предлагаются меры по совершенствованию порядка ввоза табачной продукции на территорию Российской Федерации.

Табачная продукция относится к товарам массового потребления. Как известно, в международной практике товары массового потребления облагаются акцизом.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации табачная продукция является подакцизным товаром.[1] Ставки акцизов на табачную продукцию, ввозимую на территорию РФ, установлены в Приказе ФТС России от 13 декабря 2013 г. № 2359 «О взимании акцизов».[2]

В связи с тем, что акцизы являются важным источников формирования доходной части государственного бюджета РФ, особую актуальность приобретают вопросы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении табачных изделий.

Основным документом, устанавливающим требования к табачной продукции, является Технический регламент на табачную продукцию. Согласно этому документу табачная продукция – это табачное изделие, упакованное в потребительскую тару.[3]

Перечень табачных изделий, установленный Техническим регламентом, позволяет классифицировать табачную продукцию как курительные табачные изделия и некурительные табачные изделия (рис. 1).

Классификация табачной продукции в соответствии с Техническим регламентом

Рисунок 1. Классификация табачной продукции в соответствии с Техническим регламентом на табачную продукцию [3]

Подтверждение соответствия табачной продукции требованиям Технического регламента носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии. Правительством РФ утвержден список табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность использования этой продукции на территории Российской Федерации (табл. 1).

Список табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Таблица 1. Список табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия [4]

Важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 76 установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию ЕАЭС с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. С 1 января 2011 г. ввоз на территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками запрещен.[5]

Перечень ввозимых на территорию РФ табака и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками, включает [6]:

– сигары, сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак (код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 10 000 0);

– сигареты, папиросы, биди, кретек (код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20);

– курительный табак, в том числе трубочный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный табак, кроме табака, используемого в качестве сырья для промышленного производства табачной продукции (код ТН ВЭД ЕАЭС 2403 11 000 0, 2403 19, 2403 99).

В целом, маркировке акцизными марками подлежат только те виды табачной продукции, ввоз которых облагается акцизом в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ.

Порядок и правила приобретения акцизных марок для маркировки табачной продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 года № 76. Акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченных на обеспечение импортеров акцизными марками, по месту их государственной регистрации.[5]

Перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками, приведен в таблице 2.

Перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками

Таблица 2. Перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками [7]

Процесс приобретения импортером акцизных марок для маркировки табачной продукции можно представить в виде последовательности обязательных действий, которая приведена на рисунке 2.

Алгоритм приобретения акцизных марок на табачную продукцию

Рисунок 2. Алгоритм приобретения акцизных марок на табачную продукцию

На первом этапе приобретения акцизных марок для маркировки табачной продукции импортером осуществляется предварительная оплата акцизных марок. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета НДС.[5]

На втором этапе импортер должен подать в таможенный орган письменное заявление о приобретении акцизных марок для маркировки табачной продукции, а также приложение к этому заявлению.

На третьем этапе осуществляется выдача акцизных марок уполномоченными таможенными органами при условии представления импортером обязательства об использовании им акцизных марок в соответствии с их назначением.

На четвертом этапе импортером производится обеспечение исполнения вышеизложенного обязательства. В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС исполнение импортером своих обязательств обеспечивается денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества.[8] Помимо этих способов обеспечения допускается также страхование.

Наконец, на пятом этапе осуществляется выдача уполномоченным таможенным органом акцизных марок импортеру.

Правила маркировки табачной продукции также утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 76. Маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС табачной продукции осуществляется до ее ввоза на эту территорию. Основные требования к маркировке табачной продукции акцизными марками отражены на рисунке 3. Как видно из указанных требований, акцизные марки наклеиваются на потребительскую тару табачных изделий.

Требования к маркировке табачной продукции акцизными марками

Рисунок 3. Требования к маркировке табачной продукции акцизными марками

Табачная продукция, маркированная акцизными марками, ввозится на таможенную территорию ЕАЭС через пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа, уполномоченного допускать перемещение через таможенную границу ЕАЭС маркированного товара.

Необходимо отметить, что все таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста ЦАТ, обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимой табачной продукции. Приказом ФТС от 9 февраля 2015 года № 205 установлен перечень таможенных органов, которые наряду с таможенными постами ЦАТ обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимой табачной продукции.

Таким образом, если в месте прибытия табачной продукции планируется совершение таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском, то местом прибытия табачной продукции может быть только уполномоченный таможенный орган. Если же из места прибытия табачной продукции предусмотрена ее доставка в определенное таможенным органом место в соответствии с процедурой таможенного транзита, то местом прибытия табачной продукции может быть любой пункт пропуска на таможенной границе ЕАЭС.

Необходимо отметить, что в процессе ввоза табачной продукции на таможенную территорию ЕАЭС возникает ряд проблем. Причем данные проблемы затрагивают как интересы таможенных органов, так и интересы импортеров табачной продукции.

В настоящее время самой острой проблемой, связанной с ввозом табачной продукции на территорию РФ, является контрабанда табачных изделий. Основной причиной контрабанды табачных изделий являются высокие ставки акциза, которым облагается вся номенклатура табачной продукции. Среди табачных изделий наиболее часто перемещаются контрабандным путем сигареты.

По данным Всемирной таможенной организации, каждая десятая сигарета, выкуренная в наши дни, является контрабандной. Их число составляет около 600 млрд. штук в год, из которых 58% составляет нерастаможенный товар законного производителя, а 42% – подделки известных брендов.[9]

В России причиной возникновения массовой контрабанды табачных изделий является дисбаланс цен на сигареты в странах ЕАЭС. Наибольшие потоки контрабандных сигарет в Россию поступают из Белоруссии. В ряде приграничных регионов РФ доля нелегально ввезенных сигарет белорусского производства уже достигает 15%.

В последнее время набирает обороты контрабанда табачных изделий, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО). Данный вид контрабанды в основном используется при пересылке элитных видов табачной продукции: дорогих сигар, сигарилл, табака.

В соответствии с Решением Комиссии ТС от 17 августа 2010 года № 338 любые виды табачных изделий и курительные смеси запрещены к пересылке в МПО [10]. С учетом установленных таможенным законодательством ЕАЭС запретов и ограничений при пересылке в МПО табачных изделий вместо них указывается информация о других товарах.

По мере развития информационных технологий для контрабанды табачной продукции в МПО задействуются интернет-магазины. Разработчики таких магазинов в первую очередь должны набрать определенное количество заказов от клиентов. Эта процедура имеет следующие особенности:

  1. Клиент обязан иметь электронную почту в домене gmail.com. Это объясняется тем, что правоохранительным органам крайне сложно контролировать данный домен, который является хорошо защищенным от постороннего вмешательства.
  2. Клиент обязан зарегистрироваться на сайте интернет-магазина. Без такой регистрации невозможно получить доступ к ценовой информации о табачных изделиях.
  3. После заказа обязательно читать все письма и отвечать на них.
  4. Оплата заказа производится с помощью банковской карты.
  5. Для подтверждения своих намерений клиенту необходимо зарегистрироваться на форуме интернет-магазина.

Набрав достаточное количество заказов, продавец отправляет табачные изделия в МПО. При этом, как правило, используются различные компании, специализирующиеся на перевозке товаров в почтовых отправлениях.

При пересылке табачных изделий в МПО на упаковке указывается надпись «GIFT», что переводится с английского языка как «подарок». После этой надписи указывают наименование какого-либо товара. К примеру, на рисунке 4 приведена почтовая посылка с сигарами, на которой написано «Pens Promotional», что означает «рекламные ручки». На рисунке хорошо видно, что почтовая посылка имеет штамп «Выпуск разрешен», который заверен ЛНП инспектора. Следовательно, очередная нелегальная поставка табачных изделий была успешно осуществлена.

Пример нелегальной пересылки в МПО сигар

Рисунок 4. Пример нелегальной пересылки в МПО сигар

Таким образом, контрабандисты всеми доступными способами пытаются скрывать нелегальную торговлю табачной продукцией.

На наш взгляд, в целях борьбы с незаконным ввозом табачной продукции на территорию РФ можно воспользоваться опытом стран ЕС и внедрить систему маркировки и кодирования табачных изделий.

Указанная система должна включать в себя следующие аспекты [11, 12]:

  1. Система отслеживания, которая позволит проводить мониторинг движения табачных изделий. Данная система поможет в расследовании незаконной торговли путем идентификации страны-производителя, страны назначения и первого покупателя.
  2. Маркировки – тайные и явные. Чтобы позволить компетентным органам проследить за движением табачных изделий и обнаружить незаконную торговлю, необходимо наличие на упаковках обязательной маркировки с индивидуальными кодами. Любая система должна быть гибкой, чтобы не отставать от технологического прогресса, и в то же время она должна быть унифицированной, чтобы избежать расхождений при отслеживании движения товарных партий.
  3. Ведение записей, которое требует использования устройств, сканирующих коды и маркировки. Для этого необходимо иметь компьютеризированную систему записи любого движения товара, включая страну отправления, страну назначения, транзитные страны, дату выдачи и истечения срока лицензии, конечный пункт назначения и количество продаваемого табачного изделия.
  4. Лицензирование. Система экспортного и/или импортного лицензирования поможет таможенным органам отслеживать легальность сделок.

Решение проблемы незаконной пересылки табачной продукции в МПО требует усиления таможенного контроля в пунктах нахождения почтовых учреждений, а также в местах совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях.[13]

Анализ материалов Центральной акцизной таможни, а также учет мнений импортеров табачной продукции позволили автору выработать практические рекомендации по борьбе с незаконной пересылкой табачных изделий в международных почтовых отправлениях. Данные рекомендации отражены на рисунке 5.

Меры по борьбе с незаконным перемещением табачной продукции

Рисунок 5. Меры по борьбе с незаконным перемещением табачной продукции в международных почтовых отправлениях

В целом, предлагаемые в статье меры направлены на совершенствование таможенных операций и таможенного контроля в отношении ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС табачной продукции. При этом указанные меры учитывают как экономические интересы Российской Федерации, так и интересы добросовестных участников ВЭД.

Таким образом, внедрение предлагаемых рекомендаций в отечественную таможенную практику существенно повысит эффективность таможенных операций и таможенного контроля в отношении ввозимой на территорию РФ табачной продукции.

Список использованной литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  2. Приказ ФТС России от 13.12.2013 N 2359 «О взимании акцизов» // Таможенные ведомости, N 2, 2014.
  3. Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» // Российская газета, N 265, 26.12.2008.
  4. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 687 «Об утверждении списка табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации» // СЗ РФ, 31.08.2009, № 35, ст. 4239.
  5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» // СЗ РФ, 2010, № 9, ст. 968.
  6. Приказ ГТК РФ от 28.12.2000 № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 14, 02.04.2001.
  7. Приказ ФТС России от 09.02.2015 N 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» // Информационно-правовая база «Консультант Плюс».
  8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
  9. Контрабанда табачных изделий: игра на человеческих слабостях: [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.epochtimes.ru/content.
  10. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» // Таможенный вестник, № 17, 2010.
  11. Меры по контролю за торговлей табачными изделиями: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tobaccofreecenter.org.
  12. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды // Маркетинг и логистика. 2016. № 6 (8). С. 107-115.
  13. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов. Россия Москва

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Improvement of customs operations and customs control for the import of tobacco products into the territory of the Russian Federation

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia

Annotation: The article considers modern features of customs operations and customs control in relation to tobacco products and proposes measures for the improvement of importing tobacco products into the territory of the Russian Federation.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б.  Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля при ввозе табачной продукции на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2017. – №5 (13). – с. 91-103.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».