Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации

 Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы валютного контроля в отношении товаров, которые экспортируются из Российской Федерации. Автором проводится анализ действующего валютного законодательства РФ, в результате которого предлагаются меры по его совершенствованию.

Экспорт товаров является одним из важнейших направлений экономики Российской Федерации. Высокая значимость экспорта обусловлена важностью данного направления для пополнения федерального бюджета Российской Федерации, а также с точки зрения увеличения валютных запасов страны. В настоящее время основу российского экспорта составляют нефтегазовые доходы, львиную долю которых составляют вывозные таможенные пошлины (рис. 1).[1]

Структура доходов федерального бюджета РФ

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета РФ в 2018 г.

Согласно данным ФТС России в 2018 году в стоимостном выражении российский экспорт был представлен преимущественно следующими товарами (табл. 1): сырая нефть (28,5%), нефтепродукты (17,3%), природный газ (12%), машины и оборудование (6,4%), черные металлы (5,2%).[2]

Худжатов февраль ТАБЛ 1

Таблица 1. Экспорт важнейших товаров из Российской Федерации в 2018 г.

Отметим также, что в 2018 году торговое сальдо Российской Федерации (экспорт минус импорт) было положительным и составило 211 566,50 млн. долл. США. Следовательно, экспорт является главной движущей силой во внешней торговле Российской Федерации.

Руководство страны в последние годы провело целый ряд мероприятий, направленных на стимулирование экспортной активности, причем приоритетным направлением является экспорт несырьевых товаров, т.е. продукции с высокой добавленной стоимостью. Одним из таких мероприятий стала либерализация валютного законодательства Российской Федерации.[3]

Актуальность статьи обусловлена тем, что несмотря на реализацию в Российской Федерации мер по упрощению валютного законодательства, экспортеры все еще сталкиваются с серьезными препятствиями на пути вывода своей продукции на мировые рынки.

Рассмотрим положительные аспекты либерализации валютного законодательства Российской Федерации в 2018 году [4]:

  1. С 1 марта 2018 г. были отменены такие документы валютного контроля, как паспорт сделки и справка о валютных операциях. Теперь единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах. Ведомость банковского контроля является единой формой учета и отчетности по валютным операциям уполномоченных банков.[5]
  2. Вместо оформления паспорта сделки экспортеры осуществляют постановку контракта на учет в банке, если сумма обязательств по контракту превышает 6 млн. руб. При этом, если сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 200 тыс. руб., сам контракт представлять не нужно, достаточно представить только информацию о коде валютной операции.
  3. В целях постановки контракта на учет экспортер может представить в банк только сведения о контракте (по форме банка), а сам контракт может быть представлен в банк в течение 15 рабочих дней со дня постановки контракта на учет.
  4. Срок постановки контракта на учет сократился с трех до одного рабочего дня, оснований для отказа в регистрации контракта у банков практически не осталось.
  5. При переводе контракта из одного банка в другой экспортеру достаточно представить сам контракт и его уникальный номер, остальные документы запрашивает уполномоченный банк.

В целом, вышеизложенные положения оказали существенное влияние на упрощение валютного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, остался ряд нерешенных проблем в сфере валютного контроля за экспортными операциями.

Основными требованиями в сфере валютного контроля при экспорте товаров является своевременное получение валютной выручки на счёт в уполномоченном банке и объяснение банку её происхождения. Валютная выручка должна быть зачислена на счёт в уполномоченном банке в срок, предусмотренный контрактом, т.е. этот срок должен быть указан сторонами сделки в обязательном порядке. В случае нарушения данных требований экспортеру грозит административная или уголовная ответственность.[6]

Проблема в том, что российские экспортеры зачастую вынуждены идти своим партнерам на уступки в части сроков и форм оплаты за поставленные товары, чтобы выдерживать конкуренцию. В этой связи соблюдение вышеуказанных требований валютного законодательства значительно ограничивает выбор российскими экспортерами потенциальных клиентов.

Для решения этой проблемы можно предложить следующие рекомендации:

  1. Разрешить зачисление валютной выручки на счёт в уполномоченном банке в срок, не превышающий предусмотренный контрактом срок более чем на 30 дней (внесение изменений в ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)).
  2. Расширить инструменты признания исполненной обязанности получения выручки на счет в уполномоченном банке (трансферабельный аккредитив, страховое покрытие любой страховой организации).
  3. Разрешить зачисление валютной выручки на счёт в зарубежном банке.
  4. Отменить требование об обязательном зачислении валютной выручки на счёт в уполномоченном банке для контрактов, валютой расчёта которых являются российские рубли.[7]

Далее, имеются существенные недоработки в сфере привлечения экспортеров к административной и уголовной ответственности. В частности, согласно действующим правилам в случае привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ) сумма штрафа может составлять 75-100% от суммы контракта.[8]

В данном контексте можно предложить следующее:

  1. Установить 30-дневный мораторий на штраф за невозврат валютной выручки сверх установленного контрактом срока.
  2. Снизить административную ответственность до 10-30% от суммы контракта для валютных контрактов и 3-10% для рублёвых контрактов.
  3. Отменить административные штрафы и заменить их предупреждениями для профессиональных участников внешнеторговой деятельности.
  4. Отменить административные штрафы за непредставление отчетности о валютных операциях.

Что касается уголовной ответственности, при совершении преступлений в сфере валютного контроля применяется ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Уголовная ответственность наступает, если сумма незачисленных денежных средств при экспорте товаров превышает 9 миллионов рублей.[9] На наш взгляд, необходимо:

Вариант 1. Исключение ст. 193 из УК РФ, при этом незачисление валютной выручки становится квалифицирующим признаком по ст. 174 и 174.1 УК РФ (легализация доходов, полученных незаконным путём).

Вариант 2. Увеличение пороговых значений, предусмотренных примечанием к ст. 193 УК РФ (9 млн. руб. и 45 млн. руб.), а также распространение действия ст. 193 УК РФ не на всю номенклатуру товаров, а только на стратегически важные товары и ресурсы. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов приведен в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2012 N 923.[10]

Таким образом, в действующем законодательстве Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем в сфере валютного контроля, которые существенно препятствуют развитию российского экспорта и продвижению отечественной продукции на мировые рынки[11]. По мнению автора, реализация изложенных в статье практических рекомендаций позволит решить имеющиеся проблемы и укрепить экспортный потенциал Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/press-center/ (дата обращения: 20.02.2019).
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php (дата обращения: 20.02.2019).
  3. Худжатов М.Б., Адамова О.В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 176-184.
  4. Худжатов М.Б. Совершенствование валютного контроля при осуществлении внешнеторговых операций // Мир современной науки. 2018. № 1 (47). С. 14-18.
  5. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).
  6. Юрченко О.А. Анализ системы валютного регулирования и валютного контроля в государствах-членах ЕАЭС // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 185-192.
  7. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).
  10. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).
  11. Арский А.А. Ценообразование во внешней торговле // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 3. – с. 42-46.

УДК 339.564

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Improvement of currency control over exports of goods from the Russian Federation

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article considers the modern problems of currency control of goods exported from the Russian Federation. The author analyzes the current currency legislation of the Russian Federation, proposes measures to improve it.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации  // Маркетинг и логистика. – 2019. – №1 (21). — с. 69-76.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».