Стимулирование экспорта товаров за пределы территории Евразийского экономического союза

Анна Александровна Кузнецова

Анастасия Сергеевна Иванова

Аннотация: в статье рассматриваются современные особенности экспорта товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. Проводится анализ перспективных направлений стимулирования экспорта несырьевых товаров, а также совершения таможенных операций при вывозе товаров из стран ЕАЭС.

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) представляет собой форму торгово-экономической интеграции Киргизии, Армении, России, Казахстана, Белоруссии, которая предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами ограничения экономического характера, как и таможенные пошлины, не применяются. Исключение составляют компенсационные меры, антидемпинговые, специальные защитные.

Одним из важнейших направлений функционирования Евразийского экономического союза является развитие экспортного потенциала стран-участниц ЕАЭС. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы стимулирования экспорта товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Результаты анализа данных таможенной статистики свидетельствуют о том, что объемы экспорта по ЕАЭС в 2016 году заметно сократились в сравнении с 2015 годом. Главная причина этого кроется в сокращении стоимостного объема экспорта промежуточных товаров, главным образом, энергетических. Но, вместе с этим, увеличился экспорт потребительских товаров, но их доля в общем объеме экспорта остается невысокой. В таких условиях одним из приоритетов экономической политики государств-членов ЕАЭС становится стимулирование экспорта несырьевой продукции, а также постепенное понижение зависимости их экономик от сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности экспортируемых товаров.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в структуре экспорта товаров стран ЕАЭС в третьи страны преобладает сырьевая продукция с низкой добавленной стоимостью: минеральные продукты, продукция металлургической промышленности и др. (рис. 1).

Структура экспорта ЕАЭС в третьи страны

исунок 1. Структура экспорта ЕАЭС в третьи страны [1]

Что касается экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, то такой экспорт развивается в большей степени во взаимной торговле стран ЕАЭС. При этом в последние годы наблюдается снижение объемов экспорта товаров из стран ЕАЭС: если сырьевой экспорт упал на 23 %, то экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью снизился всего на 7,6% и составил 14 % от общего объема.[2]

В соответствии с данными исследований, во всех странах ЕАЭС наблюдается значительное снижение вовлеченности частных предприятий несырьевого сектора в экспортную деятельность. Доля предприятий, которые осуществляют прямой и непрямой экспорт в объеме более 1% всех продаж, сократилась в России с 22% до 13% за 10 лет. В Казахстане такой показатель сократился с 19% до 5%, а Киргизии с 20% до 18%, а Армении с 31% до 10%, а в Белоруссии с 35% до 28%.[3]

Анализируя данные внешнеторговых потоков, можно заметить, что страны ЕАЭС отстают существенно от лидеров мирового экспорта по количеству товарных групп с выявленным сравнительным преимуществом, которые могут в рамках метода Хаусманна-Клингера интерпретироваться в качестве наиболее эффективной части национальной экспортной корзины. Среди стран ЕАЭС наибольшее количество товаров со сравнительным преимуществом наблюдается в экспортной корзине Белоруссии, а в таких странах, как Казахстан, Армения, Россия их существенно меньше.

Наибольшее количество товаров со сравнительным преимуществом в экспортной корзине Белоруссии – 621 шестизначная товарная субпозиция, а в Казахстане, Армении и Белоруссии – 193, 230 и 377 соответственно. Данные, представленные в таблице 1, указывают на то, что численность товаров с выявленным преимуществом в Армении и Казахстане существенно отличается от аналогичных показателей для таких лидеров мирового экспорта, как США и Китай (табл. 1).

Сравнительная характеристика экспортных корзин некоторых стран

Таблица 1. Сравнительная характеристика экспортных корзин некоторых стран [3]

Снижение уровня участия предприятий в экспорте происходит в сопровождении с сокращением доли экспорта в их продажах. Вместе с тем отметим, что в связи с ослаблением рубля по отношению к доллару США и евро для российских компаний экспорт приобретает значительную привлекательность, поскольку выручка поступает в укрепившейся иностранной валюте.

Кроме того, при экспорте товаров используется нулевая ставка НДС либо его возмещение из бюджета, а также освобождение от уплаты акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ, реализация товаров на экспорт облагается НДС по ставке 0% при фактическом их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС и соблюдения условий статьи 165 НК РФ. Срок для подтверждения ставки равен 180 календарным дням с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.[4]

В целом, для всех стран ЕАЭС экспорт товаров является одним из приоритетных направлений экономики, в результате которого пополняются валютные резервы стран. В связи с этим страны ЕАЭС стремятся максимально упростить таможенные формальности при экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

До места пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС процесс осуществления таможенных операций при движении товаров можно разделить условно на следующие этапы:

1) таможенное декларирование и выпуск товаров;

2) убытие товаров.

Товары при вывозе декларируются в соответствии с таможенной процедурой, которая предусматривает их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС совершаются таможенные операции, которые связаны с убытием.[5]

Основной таможенной процедурой, которая применяется при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, является процедура экспорта. Таможенная процедура экспорта применяется в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами.

Также допускается применение процедуры экспорта в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории ЕАЭС по процедурам временного вывоза и переработки вне таможенной территории и продуктов переработки для завершения действия процедуры переработки вне таможенной территории.[6]

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который вступит в силу с 1 января 2018 года, содержит в себе приоритет электронного декларирования, возможность автоматической регистрации таможенной декларации, а также выпуска товаров информационной системой таможенных органов без участия инспектора. Помимо этого, в нем закрепляется возможность подавать таможенную декларацию без представления дополнительных документов, а сроки выпуска товаров, в отношении которых риски нарушений таможенных правил не были выявлены, сокращаются до 4 часов.[7]

Одновременно осуществляется проведение масштабной работы по развитию несырьевого экспорта. В числе главных направлений такой работы стоит устранение избыточных административных барьеров, включая таможенные, для ввоза средств производства и компонентов для создания продукции, а также для последующего вывоза за рубеж такой продукции.

Как уже было отмечено, Евразийская экономическая комиссия отводит большое значение наращиванию добавленной стоимости, которая формируется в ЕАЭС, в том числе через реализацию интеграционного потенциала ЕАЭС. Встраивание в международные цепочки добавленной стоимости предприятий государств-членов ЕАЭС будет формировать дополнительные возможности для развития между экономиками государств-членов ЕАЭС эффективного взаимодействия.

Так, главная задача для государств-членов ЕАЭС состоит в том, чтобы сформировать условия для эффективного развития и перехода к устойчивому экономическому росту через реализацию мер по определенным направлениям:

  • улучшение макроэкономической ситуации;
  • стимулирование корпоративного сектора экономик государств-членов к увеличению объектов инвестиций в основной капитал;
  • увеличение добавленной стоимости;
  • развитие несырьевого экспорта.

Что же относительно последнего пункта, то он будет возможен при соблюдении некоторых условий:

– если будут развиваться торгово-экономические отношения с третьими сторонами, направленные на продвижение на мировые рынки товаров Союза;

– будет повышаться эффективность участия ЕАЭС в мировой торговой системе;

– будут использоваться механизмы для поддержки экспорта, включая страхование, кредитование, информационно-консультационную поддержку;

– будут развиваться транспортно-логистическая инфраструктура ЕАЭС, смешанные и транзитные перевозки для ускорения доставки грузов.[8]

Важным является также то, чтобы были упрощены и ускорены таможенные процедуры для участников ВЭД без потери качества таможенного контроля, а также прочих видов контроля на таможенной границе ЕАЭС.[9]

Как показывает мировая практика, налоговое стимулирование и поддержка несырьевых отраслей дает возможность встроить отечественный средний и малый бизнес в глобальную производственную цепочку, что положительным образом влияет на рост объема экспорта отечественных товаров.

Необходимо также обеспечить рост промышленной сферы деятельности за счет специализированного применения указанных выше мер. Нужно изменить систему льгот в части их получателей, условий предоставления и видов товаров, в отношении которых они предоставляются.

Высокие таможенные платежи на вывоз следует переориентировать субъектами хозяйствования на модернизацию и строительство перерабатывающей промышленности. Ввоз может продолжаться лишь в рамках таможенной процедуры переработки вне таможенной территории для использования иностранных производственных мощностей, а также обратного ввоза на внутренний рынок готовой продукции.

Также необходимо изучить стимулирование использования промышленности оборудования для производства экспортной продукции через снижение ставки налога на имущество или же через частичную компенсацию посредством снижения иных обязательных платежей.

Помимо этого, рекомендуется внедрение автоматизированного порядка подтверждения обоснованности использования налоговой ставки 0% НДС в электронной форме при экспорте товаров к 2018 году для добросовестных экспортеров.

В целом, перечисленные мероприятия являются наиболее эффективными при решении вопросов развития экспорта страны. Считаем, что в рамках ЕАЭС целесообразно внедрять целый комплекс мер для решения рассмотренной проблемы.

Таким образом, реализация вышеизложенных направлений стимулирования несырьевого экспорта стран ЕАЭС, на наш взгляд, будет способствовать усилению экспортного потенциала ЕАЭС в целях развития экономик его членов.

Список использованной литературы:

  1. Информационный портал Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.eurasiancommission.org/.
  2. Падение внешнеторгового оборота ЕАЭС: [Электронный ресурс]. Доступ: http://inosmi.ru/economic/20170110/238490628.html.
  3. Волчкова Н.А., Кузнецова П.О., Турдыева Н.А. Региональные инициативы экспортные возможности стран ЕАЭС. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 4. С. 127-148.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  7. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного декларирования товаров // Маркетинг и логистика. – 2017. – №3(11). – с. 117-125.
  8. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. –№3 (31). – с. 48-51.
  9. Оганисян Г.О. Механизмы стимулирования экспортной деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 39-41.

УДК 339.564

А. А. Кузнецова, А. С. Иванова – студенты 3-го  курса экономического факультета, группа ЭТ-304 специалитета «Таможенное дело» Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

Научный руководитель — М. Б.  Худжатов, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: AnnaKyzn1998@mail.ru, ias_1997@rambler.ru

Encourage exports of goods out of the Eurasian Economic Union’s territory

Anna Kyznetsova, Anastasiya Ivanova – students of RUDN University.

Scientific director – M. Khudzhatov, candidate of economical sciences. Associate Professor, Department of customs matter, RUDN University, Moscow, Russia

Annotation: The article considers modern features of export of goods outside the customs territory of the EEU. The analysis of perspective directions of stimulation of export of non-commodity goods, and customs operations at export of the goods from the EEU’s countries.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Кузнецова  А. А., Иванова  А. С.  Стимулирование экспорта товаров за пределы территории Евразийского экономического союза // Маркетинг и логистика. – 2017. – №5 (13). – с. 56-64.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».