Строение транспортно-логистической системы

Люханова Светлана Валерьевна

Аннотация: в статье рассматриваются  понятия «система», «логистическая система», «транспортная система», анализируются их свойства, элементы, их взаимосвязь. Исследуется роль транспорта в логистической системе, информационные и трудовые потоки, их роль и существование. На основе интеграции формулируется понятие «транспортно-логистической системы» и дается характеристика ее компонентов.

Умение системно мыслить является одним из требований и проблем сегодняшнего времени. Системы окружают людей повсюду, да и сам человек является сложнейшей социально-биологической системой. С появлением инновационных технологий  системы, окружающие человека в четвертую эпоху промышленной революции, усложнились. Со значительным увеличением потоков информации, ее быстрой сменяемостью, высокой подвижностью и неопределенностью внешней среды, вхождением человека в мир виртуальной реальности, мышление становится поверхностным, «клиповым». Познать сущность предметов глубоко и системно становится сложнее для человека, так же как и увидеть отличия и охарактеризовать новые системы. Термин «транспортно-логистическая система» является новым и на сегодняшний день однозначно не сформулирован в научных и учебных изданиях и публикациях, что подтверждает научную новизну исследования.

 В литературе встречаются определения транспортной системы, транспортно-технологической системы, логистической системы. Авторы выделяют свойства таких систем, которые зачастую ничем не отличаются от свойств любых других систем. Отсутствует ясное понимание составляющих транспортно-логистической системы. Вместе с тем, требования к эффективности их функционирования возрастают. Чтобы оценивать и повышать производительность транспортно-логистических систем необходимо ясно представлять их строение, связи. Все это  обуславливает актуальность предпринятого мной исследования.

Под системой понимается некоторая уникальная целостность (единство), состоящая из взаимозависимых, взаимосодействующих и вступающих во взаимоотношения частей (подсистем и неделимых элементов), каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого, созданная для определенной цели и получения конкретного полезного результата [1].

Чтобы описать систему, необходимо представить:

а) ее цель и тот полезный результат, ради которого она создана;

б) подсистемы и элементы;

в) связи (однонаправленные отношения) и взаимосвязи (много-направленные отношения);

г) свойства, которые делают систему неповторимой и уникальной.

Исследуемая автором транспортно-логистическая система относится к классу больших и сложных систем, в которых имеются подсистемы, имеющие собственное целевое назначение, элементы самоорганизации, большое количество материальных, информационных, энергетических и других связей и взаимодействующая с другими системами.

Большие системы способны адаптироваться, то есть изменять свою структуру, цели, методы  работы при изменениях во внешней среде.

Логистика является одним из направлений менеджмента. В российской экономике менеджмент как вид деятельности, а также развитие логистики стало возможным с 90-х годов. ХХ в., когда сложились благоприятные условия: появилась рыночная конкуренция, рынок производителей был преобразован в рынок покупателей, поднялся уровень развития информационных технологий и компьютерной оснащенности субъектов Федерации, появилась более широкие возможности решать оптимизационные задачи [2].

Логистическая система — это сложная, экономическая система, содержащая совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, имеющая динамический характер и многоступенчатую иерархическую структуру и охватывающая процессы обеспечения производства, самого производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. При этом транспортные процессы встроены во все вышеперечисленные процессы логистической системы.

Правила и законодательно закрепленные нормы присущи в большей части транспортной составляющей логистических систем, как ключевой и сопряженной с вопросами безопасности жизнедеятельности людей.

Большинство авторов под логистической системой понимают систему с обратной связью, выполняющую логистические функции и операции и особо выделяют в ней свойства адаптивности (самонастройки и самоорганизации) и развитые связи с внешней средой.

Логистические системы рассматриваются в разных масштабах: макро-, мезо- и микро – уровнях (на уровне предприятия, региона, государства, межрегиональном или трансконтинентальном уровне). При этом логистической системой являются сами предприятия, регионы, государства в части организации инфраструктуры их деятельности.

Авторами отмечается, что целями глобальных логистических систем является в большей степени достижение результатов в экологической, социальной, военной, политической сфере в целом.

Целями же микрологистических систем является доставка товаров в заданное место, в нужном количестве и ассортименте и максимально готовых к личному или производственному потреблению к установленному времени и при заданном (минимальном) уровне издержек.

Логистические системы любого уровня занимаются управлением материальными и сопутствующими им потоками (информационным, финансовым, трудовым) как движущимися объектами. Сопровождающие основной поток другие потоки также представляют собой совокупность движущихся объектов – релевантных для управления материальным потоком сообщений или финансовых средств [3, 4].

На мой взгляд, какой поток является ведущим, определяющим, на сегодняшний день вопрос спорный. Информационные потоки, как показывает ситуация с пандемией, способны повлиять — остановить или наоборот активизировать многие материальные потоки.

В логистической системе исследователи выделяют:

  1. функциональные подсистемы (функциональные области логистики);
  2. звенья логистической системы (предприятия-поставщики, производственные предприятия, сбытовые организации, коммерческо-посреднические фирмы, предприятия транспорта, банки и др.);
  3. логистические цепи — конкретные субъекты звеньев – линейно связанные между собой участники операций конкретного потока.

Функция кадрового обеспечения логистической системы, как правило, осуществляются на общеорганизационном (институциональном, региональном) уровне и не все ученые склонны принимать существование трудовых потоков. Хотя, если можно так выразиться, человек на 30% материален (дух, душа и тело) и в данной функциональной сфере деятельности предприятия также наблюдается движение: персонал принимают на работу, изменяется уровень компетентности, происходит движение по карьерной траектории, повышается разряд, людей перемещают на другие рабочие места, увольняют и т. д. А наличие в нужном месте и в нужное время высокопрофессионального сотрудника, который примет правильное решение не менее, если не более важная задача для любых экономических систем.

Логистические функции делят на три группы: базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным функциям относят: снабжение, производство, сбыт. К ключевым функциям – управление закупками, запасами, заказами и транспортировку. К вспомогательным (поддерживающим) функциям относят складирование, грузопереработку, упаковку, послепродажный сервис, информационную поддержку. Разделение функций может быть и другим [4, 5, 6].

По данным исследований института управления поставками (Supply Management Institute), Европейской школы бизнеса, западные поставщики и клиенты сталкиваются с неэффективностью логистических процессов в современной России. Специалисты считают, что высокопроизводительная, оптимальная, надежная и гибко реагирующая цепь поставок в России сегодня, скорее, исключение, чем правило. Сегодняшний период глобализации характеризуется усложнением всех проявлений рыночных отношений в мировой экономике. Это влияет и на развитие логистических систем:

  1. появилось большое количество крупнейших транснациональных корпораций, позиционирующих себя на международном рынке, как глобальные компании и они входят на национальные рынки государств;
  2. усиливается роль политического фактора в принятии решений по формированию и развитию транспортных коридоров;
  3. возрастает роль портов в привлечении грузопотоков;
  4. повышаются требования к качеству предоставляемых логистических услуг [3].

В транспортную систему России входят:

  1. Комплекс различных видов транспорта общего (внешняя транспортировка) и необщего (перевозки внутри предприятий) пользования, взаимодействующих между собой при оказании транспортных услуг.
  2. Трудовые ресурсы транспорта.
  3. Инфраструктура транспортной отрасли.
  4. Системы управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также транспортные узлы и коридоры.

Целью транспортной системы является максимальное удовлетворение спроса населения на перевозки пассажиров и грузов с обеспечением всех необходимых условий: своевременности, безопасности, сохранности и т.п.

Главными функциями транспортной системы России являются: обеспечение единства национальных товарных рынков, взаимосвязи регионов и обеспечение подвижности граждан. Транспорт рассматривается как межотраслевая система, обеспечивающая единство страны и рассматривается государством как приоритетная область экономики, обеспечивающая базовые условия  жизнедеятельности и развития государства в целом.

Структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, распространением новых технологий требует от транспортной системы России развития инфраструктуры, повышения профессионализма персонала и значительной мобильности в руководстве.

Транспорт как отрасль экономики обеспечивает получение около 8% валового внутреннего продукта страны. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20%. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций транспортного комплекса (без внешних совместителей) составляет около 2 млн человек, в том числе:

  1. магистральный ж-д транспорт- 564 000 чел;
  2. промышленный ж-д транспорт – 54 000 чел;
  3. автотранспорт: автобусный транспорт (по расписанию) – 178 000 чел., такси – 72600 чел, грузовой – 255 900 чел.
  4. трамваи -52600 чел.;
  5. троллейбусы – 58600 чел.;
  6. метрополитен -67500 чел.;
  7. водный транспорт – морской – 14150 чел, внутренний водный – 28 170 чел.
  8. воздушный транспорт – 80 000 чел.
  9. вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность – 590 000 чел. [7].

Выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере транспорта в России осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации. Исполнительские полномочия имеют соответствующие федеральные органы исполнительской власти транспортной отрасли России (Ространснадзор, Росавиация, Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот) и различные департаменты.

Некоторые авторы считают транспортную систему одним из объектов управления макрологистических систем [6]. Это вполне справедливо, если под макрологистической системой понимать страну в целом. Транспортная система связывает различные логистические функции в единое целое, обеспечивая бесперебойность работы всей логистический системы и своевременность доставки груза или пассажира в нужное место. Взаимодействие различных видов транспорта строится на логистических принципах и должно учитывать вероятностно-неопределенный характер транспортных процессов (возможность выхода из строя технических средств, изменения структуры грузопотоков и т. д.). Инфраструктура логистической системы определяется результатами анализа и прогнозирования материальных потоков (в том числе грузо- и пассажиропотоков) для всех временных уровней [8].

Итак, под транспортно-логистической системой будем понимать совокупность транспортно – логистической инфраструктуры и субъектов ТЛС, использующих для принятия решений определенный методологический аппарат и инструментарий и осуществляющих различные логистические функции, взаимосвязанные транспортным процессом для воздействия на материальный и сопутствующие ему потоки с целью удовлетворения спроса потребителей на своевременную доставку материальных предметов или людей с одного физического места в другое.

Транспортно-логистическая система представлена на рисунке 1.

Строение логистической системы

Рисунок 1 — Строение транспортно – логистической системы

При этом субъекты ТЛС (рассматриваемой на уровне предприятия) являются контрагентами внешней среды, за исключением менеджеров внутриорганизационных подразделений. Сами потоки также циркулируют как во внешней, так и  внутренней среде предприятий. То же самое относится и к части транспортных процессов.

Транспортная логистика является ведущей функциональной областью логистики. Авторами многочисленных изданий подчеркивается ключевая роль транспортировки, так как без нее невозможно само существование материального потока и зачастую транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки, включает подавляющее большинство логистических активностей логистических систем.

Объектами управления в транспортной логистике являются операции, обеспечивающие физическое перемещение материальных ценностей между участниками логистической цепи, а целью – минимизация времени доставки и затрат. Таким образом, транспортная система является существенной и ключевой  частью логистической системы.

Транспортно-логистическая инфраструктура в ТЛС – это инженерно-экономический комплекс, включающий в себя здания, технические средства и сооружения, передаточные устройства, обеспечивающие транспортно-логистические функции. Он состоит из: путей сообщения, инженерных сооружений и оборудования (терминалов, складов, устройств для контроля и обеспечения безопасности, систем навигации, аварийно-спасательных и антитеррористических систем), депо, станций, автостоянок, мастерских, вокзалов, портов, центров диспетчеризации, информационных центров и сетей связи, распределительных центров дистрибуции, программных средств и т. п.

Так, как транспортно-логистическая система относится к классу больших и сложных систем, она может быть рассмотрена на различных взаимосвязанных, иерархических уровнях: национальной экономики, региональном, на уровне предприятия, цеха, участка, рабочего места.

Таким образом, предпринятый мной анализ логистической и транспортной систем, их состава и взаимосвязей позволил осуществить интеграцию и сформулировать понятие транспортно-логистической системы, выделить и охарактеризовать ее составляющие, что вносит дополнение в терминологию экономической (управленческой) науки и будет служить для дальнейших исследований эффективности подобных систем.

Список использованной литературы:

  1. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник / В.И. Мухин.- М.: Издательство «Экзамен», 2006. 479 с.
  2. Люханова С.В. Менеджмент организации: учебное пособие / С. В. Люханова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 331 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=562200.
  3. Еремеева Л.Э. Транспортная логистика: учебное пособие: самостоятельное учебное электронное издание / Л.Э. Еремеева; Сыкт. лесн. Ин-т-Изд. 2-е, дораб. — Сыктывкар; СЛИ, 2017. — 259 с. — Режим доступа http://lib.sfi.komi.com.
  4. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный Мир, 2009.512 с.
  5. Левкин Г.Г. Основы логистики.- М.: Инфра-Инженерия, 2014. — 240 с.
  6. Галанов В.А. Логистика: учебник.- М.: Форум: Инфра-М, 2007. — 272 с.
  7. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./ Росстат. — M.: 2016. — 543 с.
  8. Лебедев Е. А., Миротин Л. Б. Основы логистики транспортного производства и его цифровой трансформации: учебное пособие.- М.: Инфра-Инженерия, 2019. 212 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php? page=book_view_red&book_id=564254.

УДК 331.101.3

Люханова С. В. — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качеством, ФГБОУ «Омский государственный университет путей сообщения», Омск, Россия

e-mail: svetl-05@mail.ru

Construction of the transport and logistics system

Lukhanova S. —  Ph.D., Associate Professor of Transport Economics, Logistics and Quality Management, Omsk State University of Communications, Omsk, Russia

Annotation: The article examines the concepts of «system», «logistical system», «transport system», analyzes their properties, elements, their relationship. The role of transport in the logistics system, information and labour flows, their role and existence are investigated. On the basis of integration, the concept of «transport and logistics system» is formulated and its components are characterized.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Люханова С. В. Строение транспортно-логистической системы // Маркетинг и логистика. – 2020. – №2 (28). — с.53-63.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».