«Триада управления» в менеджменте организации

Александр Александрович Арский

Аннотация: в статье обосновывается необходимость вовлечения персонала организации в процесс выработки управленческих решений на экспертном уровне и уровне непосредственных исполнителей. Процесс управления, базирующийся на динамическом цикле «Триады управления», обеспечивает непрерывное совершенствование процесса управления с учетом опыта экспертов и влияния внешних и внутренних факторов.

Управление в организации есть целенаправленное динамическое воздействие на объект управления с целью качественного выполнения им своих функций и текущих задач на пути к достижению конечной цели. Данное определение справедливо для линейных процессов, имеющих начало и конец, примером такого линейного процесса может служить логистический процесс, или процесс выполнения внешнеторговой сделки.[1] В тоже время любая организация ориентируется на цикличное выполнение линейных процессов с целью исполнения своих государственных функций (таможенный контроль) или получения прибыли (реализация внешнеторговой сделки). Таким образом, подходя к тематике данного исследования, определим, что процесс управления это динамический цикл, сопровождающий один или множество линейных процессов.

Исследуя любой современный процесс управления, можно обнаружить философские начала, идущие из глубин тысячелетий с момента осознанного действия человека-разумного. Процесс управления жизненным циклом древнего человека, как известно, иллюстрирован борьбой за выживание выраженный циклической последовательностью «голод – идея – сбор охотников – охота – раздел добычи – насыщение». За кажущейся примитивностью данного подхода, практикуемого даже в школьной программе, кроется смысл прошедшего через тысячелетия и материализовавшегося в современном обществе потребления, подстегиваемого глобализацией товарных рынков, ростом производительности труда и повышением качества продукции. Смысл этот заключается в необходимости непрерывного совершенствования процесса управления под давлением накапливаемого практического опыта и формирования теоретических моделей со стороны светлых умов социума[2]. В самом простом виде любое действие человека есть процесс управления, как минимум из трех последовательных этапов: «идея – действие – результат». Данный подход был спроецирован и на теорию управления, которую можно представить в общем виде из следующих трех последовательных этапов: «планирование – организация – контроль».

Труды зарубежных и российских ученых, в частности В. В. Макрусева, А. Ф. Андреева и др., классифицируют комплекс функции управления как «Триаду управления».[3] Само понятие «триада» в данном случае является понятием непременного последовательного комплекса этапов управления, обеспечивающго качественное достижение цели. Отсюда следует, что «Триада управления» обеспечивает непрерывный, единый процесс управления, качество реализации которого зависит от качества реализации каждого этапа «Триады управления». Актуальность исследования прикладного значения «Триад управления» в менеджменте организации, обусловлена необходимостью непрерывного повышения качества управления организацией с целью получения конкурентных преимуществ на рынке или в отрасли исполнительной власти.

Однако, как это часто бывает, простейшие модели управления, не всегда находят место в менеджменте организации (ведение бизнеса на основе интуиции), но и остаются до конца нераскрытыми для понимания специалистами органов исполнительной власти, когда в компетенцию специалистов органа исполнительной власти не входит разработка моделей управления (планирование). Данное обстоятельство типично для любых экономик и государственных устройств в мире, так как бизнес, так же как и специалистов государственных органов можно отнести к  «высокоорганизованному бизнесу» и к «управленческому звену». В современных условиях (после того как подобная инерция до недавнего времени еще удовлетворяла текущим условиям среды), уже не возможно исполнителям не знать о методах и функционале управления, так как при глобализации рынка, обострении конкуренции и начале мировых торговых и санкционных конфликтов, любая организация должна быть мобилизована на всех уровнях управления. Каждый член коллектива должен иметь представление о глобальных целях организации, целях её стратегического развития, что в свою очередь позволяет повышать качество выполняемых процессов посредством нематериальных факторов стимулирования (ответственность, энтузиазм, новаторство, наставничество, повышение квалификации и т.д.) и получать дополнительные конкурентные преимущества.

Предлагается сформировать вербальное представление о функционировании «Триады управления», для рассмотрения через динамику её цикла реализации процесса как такового. На рисунке 1 представлена «Триада управления» в виде динамического цикла.

«Триада управления» менеджмента организации

Рисунок 1. «Триада управления» менеджмента организации

Вербальное представление цикла «Триады управления», представленное на рисунке 1, обеспечивает визуализацию следующей последовательности:

  1. Начальный этап «Планирование», обеспечивает выработку модели реализации процесса, которая предусматривает обеспечение силами и средствами производственного или служебного подразделении выполняющие поставленные задачи на пути достижения цели организации или цели подразделения;
  2. Этап «Организация». Посредством полученных полномочий, сил и средств для физического выполнения задач, обеспечивающих достижение цели, подразделения выполняют поставленные задачи и формируют результат своей деятельности. При этом осуществляется мониторинг выполнения процесса органом управления;
  3. Этап «Контроль». Сформированные результаты оцениваются с запланированными результатами, на предмет их соответствия друг другу по количественным и качественным критериям, а также по напряженности поля рисков реализованного при мониторинге на этапе «Организация».

Цикличность «Триады управления» обеспечивает процесс непрерывного совершенствования процессов управления вплоть до их автоматизации и генерации искусственным интеллектом.

Рационально вовлекать персонал организации в процесс управления и планирования процессов на основе методов выработки управленческих решений, таких как: «Метод Дельфи», метод экспертных оценок, «Метод кингисё» и др. При этом, персоналу вменяется  коллективная ответственность не только за достижение цели, но и за достижение ее с наименьшими ресурсными и трудовыми затратами, а также затратами времени. Своеобразная карта управления, иллюстрированная «Триадой управления», позволяет расширить горизонты планирования организации, стимулирует новаторство в коллективе, что ведет к увеличению производительности труда и снижению операционных издержек. Научная новизна данного исследования состоит в учете совокупности факторов, оказывающих влияние на «Триаду управления» в организации. Влияние данных факторов можно разделить на две природы генерации: внешнюю – систему отрасли и рынка и внутреннюю – систему организации, службы. В работах автора «Реализация двухфакторной теории мотивации Герцберга в управлении таможенными органами» и «Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок» исследуются проблемы мотивации персонала при антикризисном управлении в организации, где внешние и внутренние факторы образуют поле рисков, оказывающее влияние на принятие управленческих решений и на выполнение процесса как такового[4; 5]. Данные факторы могут формироваться под влиянием территориальной специфики региона и политических рисков, как то было исследовано в работах автора «Учет регионального фактора в логистическом проектировании» и «Управление внешними рисками логистических систем»[6; 7]. Влияние внешних и внутренних факторов на формирование системы управления, можно представить в виде влияния рисков. Риски, при этом, несут негативные последствия при своей реализации. Группировка рисков оказывающих влияние на формирование «Триады управления», и направления их профилактики представлено в таблице 1.

Риски менеджмента организации

Таблица 1. Риски менеджмента организации и направления их профилактики

Рассмотренные в таблице 1 риски (факторы), должны подлежать исключительно комплексной профилактике, так как игнорирование одного риска, значительно повышает негативное влияние прочих рисков на «Триаду управления».

Внешние факторы в большинстве случаев имеют конкурентную генерацию. Данные факторы служат элементами и инструментами конкурентной борьбы на товарном рынке или являются продуктом разнонаправленных интересов бизнеса и государства при выполнении, например, таможенным или налоговым органом фискальной функции.

Внутренние факторы зависят от фондовооруженности и фондоотдачи организации и компетентности трудового коллектива, здесь важнейшим фактором, влияющим на экономический результат, является политика непрерывного снижения операционных издержек и поиска новых рынков сбыта.

Таким образом, роль «Триады управления» в менеджменте организации является ключевой с позиции вовлечения коллектива в процессы генерации рациональных управленческих решений и совершенствования процесса управления как такового.

Стоит отметить, что крупные инфраструктурные проекты, такие как «Северный морской путь» содержат в основе своего менеджмента «Триаду управления» учитывающую большее разнообразие факторов, сформированных не только под влиянием территориальной специфики, но и под влиянием интересов третьих стран заинтересованных в проекте.[8; 9] Научное сообщество осуществляет непрерывный поиск новых возможностей в формате таких проектов с учетом нестабильности в экономики, политики санкций и конфликтов в международной торговле.[10] В то же время, управление деятельностью органов исполнительной власти, например Федеральной таможенной службы России, также основывается на «Триаде управления», где на этапе планирования учитывается не только опыт федеральной службы но и современные международные практики.[11]

Вовлечение коллектива в процесс принятия управленческих решений (где это не противоречит действующим инструкциям служб), возможно при получении начальных навыков выработки управленческих решений, которые могут быть реализованы посредством обучения персонала организации по программам повышения квалификации на базе таких вузов, как АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», имеющих опыт реализации программ повышения квалификации по направлению подготовки «Менеджмент». За ошибки в управлении организация поплатится репутацией или упущенной выгодой, а в случае же с государственными органами речь может идти и об угрозе национальной безопасности страны.

Список использованной литературы: 

  1. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки // Вестник Московского финансово-юридического университета. – – № 3. – с. 68-74.
  2. Арский А.А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – № 1. – с. 98-102.
  3. Андреев А. Ф., Макрусев, В. В. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации // Монография. Российская таможенная академия. – М. – 2014. – 168 С.
  4. Арский А.А. Реализация двухфакторной теории мотивации Герцберга в управлении таможенными органами // Маркетинг и логистика. — 2016. — №3 (5). – с. 5-9.
  5. Арский А.А. Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок // Стратегии бизнеса. – №2. – с. 3-6.
  6. Арский А.А. Учет регионального фактора в логистическом проектировании // Стратегии бизнеса. – – №9 (17). – с. 3-7
  7. Арский А.А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. – 2014. –№1. – с. 22-24.
  8. Ерохин В. Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. – 2017. – №6 (14). – с. 22-44.
  9. Ерохин В. Л. Северный морской путь как инфраструктурная основа российско-китайского Арктического синего экономического коридора // Маркетинг и логистика. – 2018. – №1 (15). – с. 12-29.
  10. Ерохин В. Л. Международное научное сотрудничество по развитию Арктики: возможности объединения усилий для России и Китая // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 40-56.
  11. Худжатов М. Б. Основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в 2018-2021 гг. // Маркетинг и логистика. – 2017. – №6 (14). – с. 79-86.

УДК 334.01

А. А. Арский —  к.э.н., доцент кафедры управления АПК, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Москва, Россия

e-mail: arskiy@list.ru

«Management Triad» in the management of the organization

A. Arskiy -Candidate of economic sciences, associate professor of the Department of management in the agro-industrial complex, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex, Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the necessity of involving the organization’s personnel in the process of developing managerial decisions at the expert level and the level of direct executors. The management process, based on the dynamic cycle of the «management triad», ensures continuous improvement of the management process, taking into account the experience of experts and the influence of external and internal factors.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. «Триада управления» в менеджменте организации // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 5-13.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».