Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: в статье рассматриваются современные особенности совершения таможенных операций в отношении скоропортящихся товаров. Предлагаются основные таможенные механизмы, которые позволяют ускорить таможенное оформление скоропортящихся товаров при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.

В данной статье под скоропортящимися товарами подразумеваются товары, подвергающиеся быстрой порче, транспортировка и хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий.[8]

В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) к категории скоропортящейся продукции относятся товары из товарных групп 02, 03, 04, 06, 07, 08 ТН ВЭД ЕАЭС (табл. 1).

Таблица 1.

Перечень скоропортящихся товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС [2]

Товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС Наименование
02 Мясо и пищевые мясные субпродукты
03 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
04 Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения
06 Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень
07 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды
08 Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь

Как видно из приведенного перечня, к скоропортящимся товарам относится сельскохозяйственная продукция.

Поскольку большая часть территории Российской Федерации расположена в географических поясах с суровым климатом, вопросы снабжения населения сельскохозяйственной продукцией имеют особую актуальность.

В Доктрине продовольственной безопасности перечислены важнейшие для Российской Федерации продукты и минимальный уровень их собственного производства, например: мясо (85 %), молоко (90 %), рыба (80 %), картофель (95 %).[4]

Так, в 2015 году фактически уровень обеспеченности Российской Федерации собственным производством рыбы и рыбопродуктов составил 79,4% (индикатор – 80%), мяса и мясопродуктов – 81,9% (пороговое значение – не менее 85%), молока и молочных продуктов – 77,0% (пороговое значение – не менее 90%).[6]

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что собственных запасов сельскохозяйственной продукции Российской Федерации не хватает для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности населения. Этим объясняется тот факт, что Российская Федерация является одним из крупнейших мировых импортеров сельскохозяйственной продукции.

Необходимо отметить, что таможенные органы Российской Федерации играют значительную роль в процессе обеспечения продовольственной безопасности страны. Эта роль заключается в создании и поддержании благоприятной ситуации на внутреннем рынке сельскохозяйственных товаров.[7]

Поскольку на сегодняшний день Российская Федерация все еще зависит от импорта продовольствия, таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрены процедуры, направленные на ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Рассмотрим особенности совершения таможенных операций при ввозе скоропортящейся продукции на таможенную территорию Таможенного союза.

Основополагающей таможенной операцией по допуску импортной продукции на внутренний рынок Российской Федерации является таможенное декларирование.[9]

В процессе таможенного декларирования проводятся все необходимые мероприятия по контролю качества и количества товаров, что предохраняет внутренний рынок от опасной продукции, а также обеспечивает равную конкуренцию среди участников ВЭД. Вместе с тем зачастую бюрократические механизмы таможенного декларирования могут серьезно препятствовать процессу выпуска скоропортящейся продукции.

В связи с этим в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрена такая процедура, как выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, предусмотренный ст. 197 ТК ТС, возможен при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза отдельных категорий товаров, в отношении которых помещение под таможенные процедуры происходит в первоочередном порядке. В частности, согласно ст. 178 ТК ТС к таким товарам относятся товары, подвергающиеся быстрой порче.[1]

При этом отметим, что выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации только при условии, что декларантом представлены [1]:

— коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

— обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

— документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

В качестве дополнительного условия выпуска скоропортящихся товаров, в отношении которых помещение под таможенные процедуры происходит в первоочередном порядке, указано предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 197 ТК ТС).

Согласно п. 7 Рекомендаций для участников внешнеэкономической деятельности по применению выпуска товаров до подачи декларации на товары, утвержденных Федеральной таможенной службой России, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, подается декларация в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров по обязательству. Таможенным органом присваивает декларации регистрационный номер, соответствующий номеру обязательства.[5]

Из вышеизложенных положений следует, что количество таможенных деклараций, подаваемых в рамках выпуска товаров до подачи таможенной декларации, должно соответствовать количеству представленных ранее обязательств. Другими словами, участник ВЭД должен подать такое же количество деклараций, сколько им было представлено обязательств.

Кроме того, на практике, как правило, большинство поставок скоропортящихся товаров осуществляется по одним и тем же контрактам с одними и теми же зарубежными партнерами.

Для подобных ситуаций законодательством Российской Федерации предусмотрена более упрощенная схема таможенного декларирования – периодическое таможенное декларирование товаров.

Суть периодического декларирования состоит в следующем: при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лицом любому лицу, могущему выступать в качестве декларанта, разрешается подача периодической таможенной декларации на все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней (ч. 1 ст. 213 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).[3]

Товары рассматриваются как одни и те же, если они имеют одинаковое наименование и одинаковый код по ТНВЭД ЕАЭС; товары рассматриваются как регулярно перемещаемые лицом через таможенную границу, если это лицо производит 3 и более поставки одного и того же товара в течение 30 календарных дней (ч. 3-4 ст. 213 Федерального закона № 311-ФЗ).

Также необходимо отметить, что на основании ч. 5 ст. 213 Федерального закона № 311-ФЗ товарной партией, которая может быть заявлена в периодической ДТ, являются товары, декларирование которых производится в одном и том же таможенном органе и которые ввозятся в Российскую федерацию в счет исполнения обязательств по одному внешнеэкономическому договору.[3]

Другие особенности периодического таможенного декларирования товаров отражены на рисунке 1.

Особенности периодического таможенного декларирования

Рисунок 1. Особенности периодического таможенного декларирования [3]

Стоит отметить, что применение периодического таможенного декларирования товаров выгодно для всех участников процесса таможенного декларирования, так как:

а) участникам ВЭД позволяет существенно сократить расходы, связанные с подготовкой и подачей деклараций, а также ускорить процесс таможенного декларирования скоропортящихся товаров;

б) таможенным органам позволяет уменьшить нагрузку на информационно-технические средства, а также снизить расходы, связанные с оформлением таможенных деклараций.

Таким образом, в целях ускорения совершения таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза участники ВЭД при соблюдении вышеизложенных условий могут применять:

1) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

2) периодическое таможенное декларирование товаров.

Реализация рассмотренных в статье процедур обеспечивает значительное ускорение совершения таможенных операций, связанных с декларированием скоропортящейся продукции.

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
  2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. Дата обращения 23.07.2012. Доступно по ссылке — http://www.tsouz.ru/
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2010, № 48, ст. 6252.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ, 2010, № 5, ст. 502.
  5. Рекомендации для участников внешнеэкономической деятельности по применению выпуска товаров до подачи декларации на товары // Таможенные ведомости, – М.: № 8, 2015.
  6. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Дата обращения: 11.05.2016. Доступно по ссылке: http://www.mcx.ru/
  7. Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории / Учебное пособие. / РИО Российской таможенной академии, — М.: 2012 – 231 С.
  8. Термины и определения, применяемые при проведении транспортного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля таможенными органами Таможенного союза. Словарь терминов. РИО Российской таможенной академии, — М. 2011, 106 с.
  9. Худжатов М.Б. Особенности таможенного контроля товаров турецкого производства на современном этапе // М.: Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». — №2(4), 2016. – с. 41-47.

УДК 339.562

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, специалист по таможенному оформлению ООО «Авиа Инвест Групп», г. Москва

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

The acceleration of customs operations for the import of perishable goods in the customs territory of the Customs Union

M. Khudzhatov – candidate of economical sciences, specialist in customs clearance LLC «Avia Invest Group».

Annotation: the article considers the modern features of customs operations in relation to perishable goods. It offers basic customs mechanisms which can speed up customs clearance of perishable goods on their importation into the customs territory of the Customs Union.

Добавить комментарий