Виртуальные филиалы как основа системы высшего образования в моногородах

Александр Александрович Арский

Аннотация: В статье обосновывается необходимость создания учебных центров обеспечивающих организацию учебного процесса в малых и моногородах. Учитывается возможность организации учебных центров – «виртуальных филиалов ВУЗа» на базе предприятий Образовательных кластеров. Делается вывод о решении проблемы оттока трудоспособного населения из регионов приоритетного развития.

Проблема дефицита трудовых ресурсов в приоритетных регионах развития, таких как Сибирь и Дальний Восток стоит достаточно остро. Исток проблемы известен даже не специалисту – это отток трудоспособного населения в центральную часть России и её региональные мегаполисы – областные центры. Стимулирующими факторами данного оттока  выступают более высокая оплата труда, наличие вакансий на рынке труда мегаполиса, более широкий ассортимент товаров и услуг в потребительском рынке. Существует и еще одна веская причина такой трудовой миграции, особенно актуальная для молодых людей в возрасте до 18-25 лет,  эта проблема недоступности получения высшего образования в регионе и на территории где просто нет ни ВУЗа ни его филиалов. Отсюда – проблема оттока молодых граждан из региона для получения высшего образования за его пределами. Проблема обостряется тем, что не все новоиспеченные специалисты возвращаются обратно в свой регион, они остаются в крупных городах, материальная база и инфраструктура которых более привлекательна, чем на их малой родине.  Как решить эту острую проблему? Эффективным решением данной проблемы по соотношению «цена-качество-эффективность» может служить модель организации учебного процесса на базе виртуального филиала ВУЗА. Суть концепции виртуального филиала заключается в генерации на территории, не имеющей ВУЗов или их филиалов учебных центров, техническая обеспеченность которых позволяет устанавливать интерактивную связь с любым ВУЗом страны и в режиме реального времени или в записи получать трансляцию учебного материала.

Представим ситуацию: на территории организуется учебный центр состоящий их комплекса помещений площадь которых рассчитана на определенное количество потенциальных студентов. Комплекс состоит  из аудиторий, административно-хозяйственных помещений и помещения в котором базируется отдел информационно-технической поддержки процесса обучения. Студенты могут обучаться в учебном центре «подключаясь» соответственно к образовательным программам в соответствии с их учебными планами, т.е. в одной и той же аудитории, например, утром реализуются программы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, а вечером программы Московского государственного университета. ВУЗы, в свою очередь заинтересованы в повышении эффективности своей филиальной сети, и в случае если какой либо филиал не обеспечивает достаточную эффективность своей работы, то на его базе рационально создать общий образовательный центр. Таким образом любой ВУЗ Российской Федерации может иметь свой виртуальный филиал почти в любом уголке страны, где есть выход в сеть Интернет. По окончании обучения студент прибывает в ближайший город, где базируется филиал ВУЗа или непосредственно в сам ВУЗ и сдает квалификационные экзамены и защищает диплом.

Существует модель, которая позволит снизить затраты на организацию учебного центра. Модель базируется на использовании инфраструктуры предприятия входящего в Образовательный кластер. Образовательный кластер это – совокупность учреждений профессионального образования, общественных организаций и предприятий различного уровня и отраслевой направленности, объеденных с целью подготовки молодых специалистов соответствующих современным требованиям федерального и регионального рынка труда.[1]

Предприятие Образовательного кластера организует на своей базе учебный центр не только для получения студентами высшего образования, но и для повышения квалификации и переподготовки кадров самого предприятия, т.е. задачи учебного центра, обеспечивают решение проблем повышения производительности труда и получению дополнительных конкурентных преимуществ на рынке.[2]

Таким образом, регионы страны решают не только задачу по повышению уровня и получению образования как такового но и «удерживают» трудоспособное, молодое поколение на территории региона обеспечивая при это равный доступ к лучшим учебным программам отечественных ВУЗов. Масштабные инфраструктурные проекты учитывающие транзитное положение Российской Федерации при реализации проекта «Шелковый Путь» (Российская Федерация, КНР и Республика Казахстан) требуют участия в их генерации и дальнейшем обслуживании квалифицированных кадров логистической отрасли постоянно проживающих именно на территории где реализуется тот или иной проект. В этой связи возможна не только подготовка на базе «Виртуальных филиалов» специалистов, но и научная работа в области совершенствования проектов реализуемых на территории того или иного малого (моно) города.[3] Следует отметить, что создание «Виртуальных филиалов» отвечает интересам ВУЗов еще и по параметру развития научных школ. Актуальная информация по отраслевой специфике того или иного предприятия полезна ВУЗу при подготовке научно-исследовательских работ, а также подготовке магистрантами и аспирантами диссертаций. Развитие «Виртуальных филиалов» подтолкнет некоторые ВУЗы к критической оценке своей деятельности, так как конкурентная среда с появлением на территории «Виртуальных филиалов» станет более динамичной.[4]

Социальный аспект развития «Виртуальных филиалов» состоит еще и в повышении доступности среды лицам с ограниченными возможностями, родителям с детьми дошкольного возраста и уникальным специалистам производств, убытие которых с территории на обучение ставит под угрозу реализацию каких либо проектов в производственной сфере малого(моно) города.

Развитие информационных технологий и уровень их освоения жителями малого(моно) города также повышается при организации на территории «Виртуального филиала», материальную базу образовательного центра так же можно использовать для информационного обмена студентов с внешней средой, а именно использование студентами электронной почты, поиск информации на информационно-правовых порталах, ведение презентационных страниц в социальных сетях рассказывающих о регионе и т.д.

Список использованных источников:

  1. Арский А.А. Особенности преподавания логистических дисциплин. Материалы конференции. Международная научно- практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Общество, право, человек. Часть 2 // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2014. – 300 c. 21–24 С.
  2. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – М.: № 4, 2015. 31–33 С.
  3. Арский А.А. Роль образовательных кластеров при подготовке специалистов логистической отрасли. V Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие регионов России»: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2015. – 206 c. С. 191-194.
  4. Романенкова О.Н. Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования. — Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 36. № 8 (262), 2012, с. 143-146.

УДК 911.375

А. А. Арский —  к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

e-mail: arskiy@list.ru

Virtual university branches in provincial towns

A. Arskiy  — Ph.D (Econ.), Department of «Marketing and Logistic», the assistant professor,   Financial University under the Government of the Russian Federation

Annotation: An article about the need to create a virtual learning centers. Virtual Training Center allows you to receive a university education remotely. Missing need to go from a small town to study.

Добавить комментарий