Факторы потребительского спроса автомобильного рынка России

Владислав Сергеевич Цатурян

Аннотация: в статье обосновывается необходимость учета стоимости моторного топлива при формировании потребительского спроса на автомобильном рынке России. Делается вывод о необходимости учета влияния данного фактора на решение потребителя о покупке транспортного средства.

Приобретение автомобиля для большинства россиян сегодня это крупная и значимая покупка. Не каждый может позволить себе покупку нового автомобиля сегодня, несмотря на действующие программы автокредитования, Trade-in, программы утилизации автотранспорта и другие меры стимулирования (налоговый вычет) потребительского спроса.[1]

Автодилеры и автопроизводители озабочены стимулированием потребительского спроса на свою продукцию в виду замедления темпов роста российской экономики в последние пять лет. Падение спроса обусловило «проседание» отечественного авторынка по всем сегментам и ценовым категориям. Рост экономики в 2017 г., обусловленный программами импортозамещения, ростом стоимости углеводородов на внешних рынках оказывает отложенное влияние на потребительский спрос на авторынке, то есть результаты этого влиянии можно увидеть лишь в начале 2019 г.

Актуальной задачей экономистов является поиск и анализ факторов, оказывающих влияние на формирование и динамику потребительского спроса на авторынке России. Стоит отметить, что состояние авторынка оказывает непосредственное влияние на рынок труда и развитие регионов, на территории которых расположены автомобильные заводы. Динамика авторынка России, сложившаяся за последние четыре года, представлена на рисунке 1. [2]

Продажи новых автомобилей в России

Рисунок 1. Продажи новых автомобилей в России в 2014—2017 гг.

Для стимулирования потребительского спроса заинтересованным сторонам, необходимо проводить маркетинговые исследования авторынка и искать пути, ведущие не только к стимулированию потребителя, но и лояльности потребителя к тому или иному автомобильному бренду[3]. Среди множества факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос можно выделить фактор потребления моторного топлива на 100 км. пробега.[4] Данный фактор оказывает особенное влияние на малотоннажные коммерческие автомобили, приобретаемые для нужд малого и среднего бизнеса, так как влияет на их издержки и формирует стоимость логистической услуги по транспортировке грузов.[5]

Фактор расхода моторного топлива транспортным средством, имеет несколько аспектов создающих факторное давление на потенциального потребителя – покупателя автомобиля.

Первый аспект – стоимость моторного топлива в регионе. Данная стоимость относится к постоянным затратам автовладельца и зависит от интенсивности эксплуатации транспортного средства, объема двигателя и условий эксплуатации. Динамика стоимости моторного топлива представлена в таблице 1.[6]

Динамика потребительских цен и цен производителей   на бензин

Таблица 1. Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин автомобильный и дизельное топливо (на конец периода, %)

Из данных представленных в таблице 1 можно сделать вывод о том, что возрастающая стоимость топлива оказывает влияние на потенциального покупателя транспортного средства в части выбора более экономичного транспортного средства, транспортного средства с меньшим объемом двигателя.

Второй аспект – ставка транспортного налога, рассчитываемая на основе мощности двигателя автомобиля оказывает влияние на принятие решения о покупке автомобиля. Здесь существует естественная зависимость, чем мощнее двигатель тем больший расход на 100 км. пробега.

Третий аспект – качество моторного топлива в регионе. Не во всех случаях владельцы АЗС могут обеспечить качественное моторное топливо, соответствующее заявленным стандартам.

Стоит отметить, что перечисленные аспекты формируют «топливный» фактор, оказывающий влияние на принятие решения о покупке транспортного средства. Соответственно автопроизводители и автодиллеры, как заинтересованные участники рынка, должны стремится к профилактике рисков покупателя посредством мониторинга рынка и выявления подобных рисков.

Также они должны быть готовы к оперативной реакции на изменение потребительского спроса для обеспечения лояльности будущих владельцев авто именно их бренда. Необходимо также обратить внимание на импортозамещение в российской автомобильной промышленности, пример АвтоВАЗа демонстрирует  наличие запроса потребителя именно на российские автомобили.[7] Российские автомобили более привлекательны для регионов наличием сервисных центров и неприхотливости в эксплуатации, естественно, что определяющим фактором является и более низкая стоимость автомобиля в сравнении даже с иностранными марками автомобилей собираемых в России.

Стимулирование потребительского спроса, позволяет заинтересованным организациям осуществлять планирование развития с большей долей точности и, соответственно с большей эффективностью. Развитие и поддержание на актуальном уровне программ лояльности в соответствии со складывающейся обстановкой на рынке, позволяют заинтересованным компаниям быть в тренде развития авторынка России. Не стоит забывать о набирающих динамику китайских производителей. Если еще 10 лет назад китайские автомобильные марки были экзотикой на авторынке России, то сегодня они уверенно занимают свой сегмент авторынка.[8]

Необходимо так же учитывать экологический аспект, оказывающий влияние на мировой автомобильный рынок и на автомобильный рынок России в частности. Переход на электрические и водородные силовые установки это та данность, к которой должен быть готов авторынок России.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок // Стратегии бизнеса. – 2017. – №2. – С 3-6.
  2. Интернет ресурс «Авто ревю» [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://autoreview.ru/news/prodazhi-avtomobiley-v-rossii-itogi-2017-goda – Дата доступа: 12 июня 2018 г.
  3. Жильцова О. Н. Разработка комплекса маркетинга для транспортной компании, стартующей на рынке логистических услуг // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 36-47.
  4. Арский А.А. Особенности расчета логистических издержек. Моторное топливо // Мир современной науки. – – №1 (35). – с. 34-37.
  5. Арский А.А. Особенность формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – №1. – С. 44-47.
  6. Интернет ресурс «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/84.htm – Дата доступа: 12 июня 2018 г.
  7. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. – – № 1(35). – С. 31–33.
  8. Арский А.А. Импортозамещение в логистических системах. Проблемы и решения // Управленческие науки в современном мире. – 2016. – Т. 2. – № 2. – с. 104-106.

УДК 339.35

В. С. Цатурян — студент ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М. А. Афанасьева», Брянск, Россия

E-mail: el.saturn@yandex.ru

Научный руководитель — А. А. Арский, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики таможенного дела АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), Москва, Россия

Factors of consumer demand in the automotive market in Russia

V. Tsaturyan — student of GAPOU «Bryansk Technical College of Power Machine Building and Radioelectronics named after Hero of the Soviet Union MA Afanasyev», Bryansk, Russia

Scientific adviser — A. Arskiy, candidate of economic sciences, Associate professor Chair of the theory and practice of customs Moscow financial and law university (MFUA), Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need to take into account the cost of motor fuel in the formation of consumer demand in the automotive market of Russia. It is concluded that it is necessary to take into account the influence of this factor on the consumer’s decision to purchase a vehicle.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Цатурян В. С. Факторы потребительского спроса автомобильного рынка России // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 123-128.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».