Судоходство в Арктике: краткий обзор итогов десятилетия

Ерохин Василий Леонидович

Аннотация: С ростом степени промышленного освоения арктических территорий и шельфов морей Северного Ледовитого океана растет необходимость перевозки все больших объемов грузов во все более обширном ассортименте. С другой стороны, эффекты климатических изменений в Арктике требуют активизации исследовательской деятельности в формате морских экспедиций. Наконец, Арктика становится все более привлекательным регионом для туризма. Все эти факторы обуславливают рост как коммерческого, так и прочих видов судоходства в Арктике. В статье анализируются основные показатели судоходства в арктической части акватории морей Северного Ледовитого океана, согласно определению Полярного Кодекса, в том числе общее число судов, количество «уникальных» заходов в акваторию, типы судов, а также покрытое судами общее расстояние. Период анализа включает 2013-2023 гг. Делается вывод о существенном росте количественны параметров судоходства в Арктике, главным образом, за счет увеличения числа рыболовецких судов, сухогрузов общего назначения, буксиров, а также судов для перевозки навалочных грузов.

В последние годы судоходство в Арктике развивается под влиянием все более многогранного комплекса факторов. Важнейшими из драйверов являются промышленное освоение региона (ресурсные проекты в российской Артике, Гренландии, Канаде) и сопутствующее развитие инфраструктуры для грузовых перевозок [3]. Немаловажным фактором является и совершенствование технических и технологических аспектов судоходства — строительство судов, новые технологии и материалы, виды топлива, что в целом способствует повышению эффективности использования судов [1, 2]. Эффекты климатических изменений в Арктике требуют активизации исследовательской деятельности в формате морских экспедиций, которые проводятся не только странами Арктического Совета, но и рядом неарктических стран. Наконец, Арктика становится все более привлекательным регионом для туризма, и круизный туризм в регионе возрождается после нескольких лет простоя из-за пандемии [7].

По мере роста судоходства в Арктике требуется больше данных для отслеживания тенденций. Сбор данных о судоходстве в Арктике, включая количество, тип, место отправления, пункт назначения, пройденные расстояния, время года и связанную с этим информацию, способствует обеспечению более безопасного судоходства в Арктике. В ответ на растущую потребность в точной, надежной и актуальной информации о судоходстве в Арктике Рабочей группой Арктического Совета по защите арктической морской среды была разработана систему данных о движении судов в Арктике (Arctic Ship Traffic Data, ASTD). Система ASTD собирает широкий спектр информации, включая данные о местонахождении судов в разбивке по типам судов, информацию о количестве судов в более чем 60 портах b населенных пунктах по всей Арктике, подробные данные о выбросах с судов, судоходной активности в определенных районах и потреблении топлива судами. Соответственно, Рабочей группой Арктического Совета по защите арктической морской среды используются данные из системы ASTD для проведения анализа и составления отчетов, связанных с судоходством в Арктике. Так, вышедшая с начала 2024 г. серия отчетов о динамике арктического судоходства за прошедшее десятилетие [6] фиксирует не только общий рост основных показателей судоходства в регионе, но и ряд примечательных тенденций, которые будут определять специфику коммерческих, сервисных и пассажирских перевозок в Арктике в ближайшие годы.

Арктическим Советом используется географическое определение Арктики, содержащееся в Международном кодексе для судов, эксплуатирующихся в полярных водах [5]. Полярный Кодекс определяет арктические воды как акваторию морей Северного Ледовитого океана, а также в незначительной степени крайние северные акватории Тихого и Атлантического океанов (рис. 1).

Арктический регион и акватория

Рисунок 1 — Арктический регион и акватория (Полярный Кодекс)

Одним из наиболее информативных показателей судоходства в той или иной акватории является количество «уникальных» заходов судов в данную акваторию в течение определенного периода времени. Этот метод учитывает каждое судно только один раз, даже если оно входит в географический район несколько раз, что позволяет учесть именно количество новых судов, исключив повторные заходы одних и тех же судов, которые могут существенно исказить статистику. Так, если в 2013 г. количество уникальных судов в Арктике составило 1298, то в 2023 г. — уже 1782 (рост на 37,29%) (табл. 1).

 Количество судов в Арктике

Таблица 1 — Количество судов в Арктике в 2013-2023 гг. по типам. Примечание: *в порядке убывания количества судов в 2023 г.

Более 40% всех судов, вошедших в арктические воды в 2023 г., были рыболовецкими судами (рис. 2). Большинство из них (77%) — это суда, предназначенные для лова рыбы не траловым способом, такие как ярусоловы и кошельковые сейнеры. Суда-рыбозаводы составляли 20% от общего числа рыболовецких судов, включая траулеры и суда, оборудованные заводами по охлаждению, переработке и консервированию рыбы и другой морской продукции. В меньшей степени категория рыболовецких судов была представлена рыбовозами, рыболовецкими патрульными судами, рыболовецкими исследовательскими судами, а также зверобойными судами.

Распределение судов в Арктике

Рисунок 2 — Распределение судов в Арктике по типам в 2023 г., % от общего количества

Второй по значимости категорий судов в Арктике были различного рода грузовые суда. Большинство из них (82%) — это суда для перевозки генеральных грузов с одной или несколькими палубами для перевозки различных типов сухих грузов, где погрузка и выгрузка грузов осуществляется через люки на открытой палубе. Другим типом судов для перевозки генеральных грузов были палубные грузовые суда (15%), которые предназначены для перевозки сборных грузов только на палубе. Только два грузовых судна были отнесены к категории тяжеловозов, то есть судов, способных перевозить тяжелые и/или негабаритные индивидуальные грузы. В целом, хотя количество судов общего назначения в Арктике и колеблется по годам, данная категория грузовых судов является преобладающей (рис. 3).

Грузовые суда в Арктике

Рисунок 3 — Грузовые суда в Арктике в 2013-2023 гг.

Второй по значимости категорией грузовых судов являются суда для перевозки навалочных грузов (балкеры), которые перевозят грузы в специально отведенных отсеках. В 2023 г. в зоне действия Арктического полярного кодекса находилось 119 балкеров, большинство из которых (94%) были однопалубными грузовыми судами с расположением верхних балластных цистерн для перевозки навалочных сухих грузов однородного характера. Шесть балкеров были рудовозами/нефтеналивами, построенными для альтернативной перевозки сырой нефти [4].

Наряду с количеством уникальных судов в качестве параметра судоходной активности в пределах определенной акватории может использоваться показатель пройденного судами совокупного расстояния. Пройденное расстояние — это совокупное количество морских миль, пройденных судами за определенный период времени в определенном районе. За последнее десятилетие общее расстояние, пройденное всеми судами в Арктике, увеличилось более чем вдвое — с 6,1 млн. морских миль в 2013 г. до 12,9 млн. морских миль в 2023 г. (рис. 4).

количество судов в Арктике

Рисунок 4 — Соотношение количества судов (правая ось, единиц) и покрытого ими расстояния (левая ось, млн. морских миль) в Арктике в 2013-2023 гг.

Как и в случае показателя уникальности, по параметру расстояния лидируют рыболовецкие суда. Ими в 2023 г. в совокупности было пройдено более 4,3 млн. морских миль (34% общего пройденного всеми судами расстояния). Что касается грузовых судов, то к 2023 г. расстояние, пройденное сухогрузами в зоне действия Полярного Кодекса увеличилось более чем вдвое по сравнению с 2013 г.

В целом, следует констатировать, что интенсивность судоходства в Арктике в последние годы возрастает как по количеству уникальных судов, так и по пройденному или суммарному расстоянию. Радикально увеличивается и нагрузка на суда. Так, если в 2013 г. в среднем на одно уникальное судно приходилось 4,70 тыс. морских миль пройденного расстояния, то в 2023 г. — уже 7,24 тыс. морских миль. Такое соотношение говорит не только об активизации грузовых и пассажирских перевозок в регионе, но и является косвенным свидетельством несоответствия количества имеющихся судов, предназначенных для работы в арктических условиях, потребностям освоения Арктики. Следует ожидать, что задачи развития Арктики на ближайшие годы потребуют значительного увеличения ввода в эксплуатацию новых судов, а также модернизации имеющегося флота.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций // Стратегии бизнеса. – 2014. – № 1 (3). – С. 118-119.
  2. Арский А.А. Экономические аспекты развития Северного морского пути в контексте агропромышленного комплекса России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2020. – № 1. – С. 11-18.
  3. Ерохин В.Л. Северный морской путь: каботаж и международный транзит в 2013-2020 гг.// Маркетинг и логистика. – 2021. – № 3 (35). – С. 15-24.
  4. Ерохин В.Л. Динамика грузоперевозок по Северному морскому пути (2013-2023 гг.) // Маркетинг и логистика. – 2023. – №6 (50). – С. 14-23.
  5. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Режим доступа: http://wdc.aari.ru/wmo/docs/IMO(Polar_Code)/Polar_Code_ru.pdf.
  6. Рабочая группа Арктического Совета по защите арктической морской среды. Режим доступа: https://arctic-council.org/ru/about/working-groups/pame/.
  7. Gao, T., Erokhin, V., Arskiy, A., & Khudzhatov, M. (2021). Has the COVID-19 Pandemic Affected Maritime Connectivity? An Estimation for China and the Polar Silk Road Countries. Sustainability, 13(6), 3521.

УДК 656.02

Ерохин В. Л. – кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР.

E-mail: basilic@list.ru

Shipping in the Arctic: A Brief Overview of the Decade’s Results

Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China.

Annotation: With the increasing level of industrial development in the Arctic territories and offshore water ares of the Arctic Ocean, the need for transporting larger volumes of cargoes in a wider range of products is growing. At the same time, climate change in the region requires increased research efforts in the form of marine expeditions, and the Arctic is becoming a more attractive destination for tourism. These factors are driving growth in both commercial and non-commercial shipping in the region. The paper analyzes key indicators of navigation in the Arctic, according to the Polar Code’s definition. This includes the total number of ships, the number of unique vessels, the types of vessels used, and the total distance traveled. The data covers the period from 2013 to 2023. It is concluded that there has been a significant increase in the quantity of vessels in the Arctic, mainly due to the increase in the number of fishing vessels, general cargo ships, tugboats, and bulk carriers.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ерохин В. Л. Судоходство в Арктике: краткий обзор итогов десятилетия // Маркетинг и логистика. – 2024. – 2 (52). — с. 5-14.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».