Эффективные направления сокращения срока проведения таможенной экспертизы

Сурен Агасиевич Манукян

Борис Дмитриевич Кацило

Аннотация: в статье обосновывается необходимость сокращения срока проведения таможенной экспертизы за счет совершенствования лабораторной материальной базы и расширения кадрового состава экспертов ФТС и иных уполномоченных органов, принимающих участие в исследованиях таможенной экспертизы. Сформированы предложения по совершенствованию логистики доставки образцов товара с пункта пропуска в лабораторные комплексы ФТС посредством специализированного автотранспорта имеющего приоритет при дорожном движении. Сформирован вывод о потенциальном конкурентном преимуществе декларантов при сокращении срока проведения таможенной экспертизы.

Таможенная экспертиза это инструмент установления истинны в части соответствия заявленного к перемещению через таможенную границу ЕАЭС товара, тем сведениям, которые были изначально заявлены в декларации на товар.

Экспертиза осуществляется в целях профилактики нарушения таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе и для профилактики контрабанды, например контрабанды культурных ценностей.[1]

Актуальность данного исследования состоит в оценке процедуры проведения таможенной экспертизы на экономическую деятельность добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Проведем анализ актуальных изменений таможенного законодательства в сфере таможенного контроля товаров и таможенной экспертизы как её части.

Таможенная экспертиза – организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и иными экспертами с использованием специальных и  научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Из этого следует логический вывод о необходимости совершенствования методик проведения таможенной экспертизы в целях гармонизации внешнеэкономической деятельности декларантов и, одновременном соблюдении таможенного законодательства в части предотвращения и предупреждения преступлений в таможенной сфере.[2]

Для проведения таможенной экспертизы отбираются образцы перемещаемых через таможенную границу товаров, а сама товарная партия помещается на склад СВХ. Основная проблема, которая возникает при этом, состоит в том, что нахождение товаров на складе СВХ в течение всего срока проведения таможенной экспертизы оплачивается за счет декларанта.

Конечно, при нахождении товара декларанта на складе СВХ, декларант не может распоряжаться данным товаром, так как товар не прошел таможенную процедуру, под которую он помещался и, следовательно, не может быть выпущен с территории Таможенного союза или ввезен на эту территорию. Введение Российской Федерацией санкций в отношении некоторых стран Европейского союза, обусловило разделение импортных товаров  на те, которые могут быть перемещены на таможенную территорию Российской Федерации с прочих таможенных территорий стран ЕАЭС и те, которые на эту территорию не могут быть перемещены.[3; 4]

Важными, с точки зрения экономической составляющей, являются следующие факторы, оказывающие влияние на экономическую деятельность декларанта:

  1. Длительное проведение таможенной экспертизы не позволяет декларанту распоряжаться товарной партией в соответствии с заявленной таможенной процедурой, так как товар пребывает в течение всего срока проведения экспертизы на СВХ, кроме того срок экспертизы, установленный на основании статьи 390 Таможенного кодекса ЕАЭС, предусматривает продление сроков проведения таможенной экспертизы.
  2. Длительное проведение таможенной экспертизы, чьи временные рамки могут составлять до 4-х месяцев, в соответствии со статьей 335 Федерального закона № 289, хоть и может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы, однако может значительно повредить бизнес-процессам декларанта.
  3. Стоимость затрат по ответственному хранению товара на СВХ не возмещается декларанту и относится к его дополнительным затратам.
  4. Существует вероятность намеренного «удержания» товара под предлогом проведения таможенной экспертизы в целях конкурентного воздействия при предварительном сговоре сотрудников таможни и участников рынка, торгующих сопоставимыми или схожими товарами (явление редкое, но теоретически возможное).

Описанные выше факторы оказывают негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность декларанта, эти факторы не позволяют декларанту использовать товар по назначению и как следствие нарушают его договорные обязательства. Имея проблему, необходимо сформировать пути и планы для ее решения, в этом вопросе, чем раньше это делается, тем меньше рисков по срыву бизнес-процессов декларанта возникает в будущем. Пути решения лежат, преимущественно в нормативно-правовом регулировании. На основе анализа действующего законодательства и представленных факторов формируются следующие предложения:

  1. В целях сокращения срока проведения экспертизы с существующих 20 календарных дней до 7 календарных дней, предлагается расширить лабораторные комплексы ФТС, оснастив их дополнительными лабораториями с укомплектованием оборудованием и кадрами соответствующего профиля. Для подготовки кадров, могут быть организованны дополнительные программы обучения и повышения квалификации специалистов таможенного дела и той специализации, по которой проводится таможенная экспертиза.
  2. Организовать доставку образцов, подлежащих экспертной (лабораторной) оценке на специализированном транспорте, имеющем приоритет при движении на автомагистрали (спецтранспорт, оборудованный светозвуковыми сигналами).[5]
  3. Вступающий 8 мая 2019 г. в силу Приказ ФТС России от 05.02.2019 № 180, утверждающий порядок изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, должен учитывать возможное сокращение сроков проведения таможенной экспертизы на перспективу.

В любом случае необходимо поддерживать диалог между бизнес-сообществом и ФТС по вопросам гармонизации проведения таможенного контроля в части сроков проведения таможенной экспертизы. Сокращение сроков проведения таможенной экспертизы не должно вредить качеству таможенного контроля и халатного отношения экспертов ФТС к процедурам и технологии проведения таможенной экспертизы.[6]

Для совершенствования технологии таможенной экспертизы необходимо изучать лучшие мировые практики и адаптировать их к современным реалиям таможенного регулирования и в Российской Федерации и в других странах участвующих в ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан).

Научная новизна исследования состоит в выработке рекомендаций по сокращению срока проведения таможенной экспертизы ФТС и иными уполномоченными органами.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – – №4 (12). – с. 5-10.
  2. Арский А.А. Учет регионального фактора в логистическом проектировании // Стратегии бизнеса. – 2015. – №9 (17). – с. 3-7
  3. Худжатов М. Б. Особенности таможенного декларирования товаров: изделия из натурального меха // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 152-161.
  4. Арский А.А. Проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2018. – №4. – с. 16-20.
  5. Арский А.А. Управление логистическими издержками международной торговли // Мир современной науки. – 2014. – №3 (25). – С. 66-68.
  6. Арский А. А. Теория и практика идентификации объектов интеллектуальной собственности // Маркетинг и логистика. – 2018. – №6 (20). – с. 5-12.

УДК 339

С. А. Манукян — студент группы ТО-26,  АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия

Б. Д. Кацило — студент группы ТО-26, АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия

Научный руководитель – А. А. Арский, к.э.н., доцент, доцент кафедры административно-правовых дисциплин и таможенного дела, АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия

e-mail: arskiy@list.ru

Effective ways to reduce the duration of the customs examination

S. Manukian — student of the group TO-26, Moscow University of humanities and economics, Moscow, Russia

B. Katsilo — student of the group TO-26, Moscow University of humanities and economics, Moscow, Russia

Scientific director — A. Arskiy, candidate of economic sciences, associate professor at the Department of administrative and legal disciplines and customs, Moscow university of humanities and economics, Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need to shorten the period for conducting a customs examination by improving the laboratory material base and expanding the staff of experts of the Federal Customs Service and other authorized bodies participating in the studies of customs expertise. Formed proposals for improving the logistics of the delivery of samples of goods from the checkpoint to the laboratory complexes of the FCS through specialized vehicles that have priority in road traffic. The conclusion about the potential competitive advantage of the declarants while reducing the duration of the customs examination is formed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Манукян С. А., Кацило Б. Д. Эффективные направления сокращения срока проведения таможенной экспертизы // Маркетинг и логистика. – 2019. – №2 (22). — с.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».