Проблемы реализации условий Правила 7 «R» в логистическом аутсорсинге агропромышленного комплекса

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье на основе авторской интерпретации условий Правила 7 «R», выделяется ключевые условий правила и формулируются на этой основе основные проблемы логистического аутсорсинга агропромышленного комплекса и направления решения и профилактики данных проблем. Формируется вывод о необходимости детализации условий коммерческого договора между предприятием и аутсорсером, с целью профилактики рисков при их  взаимодействии в процессе реализации коммерческого договора. Обосновывается необходимость разработки и реализации эффективных программ повышения квалификации данной предметной области и реализации их на базе профильных учебных заведений.

Логистический аутсорсинг в агропромышленном комплексе (далее АПК), представляет собой удовлетворение потребительского спроса производителей сельхозпродукции на услуги по хранению и транспортированию сельхозпродукции от производителя к потребителю сельхозпродукции. Как правило, стоимость логистических услуг, оказываемых аутсорсером, ниже величины логистических издержек при самостоятельной организации логистического процесса. Данное обстоятельство обусловлено возможностью аутсорсера оптимизировать затраты по организации логистического процесса, за счет эффекта масштаба, деформирующего соотношение переменных и постоянных издержек логистических процессов, соответственно уменьшая долю постоянных издержек. В условиях работы двух и более субъектов экономики на договорной основе, с учетом сложности и многообразия логистических операций и процессов формируются определенные логистические риски, некоторые из которых возможно отнести к проблемам отрасли АПК. Актуальной задачей данного исследования, является нахождение и формализация основных проблем логистического аутсорсинга в АПК, для определения источников их генерации и оценки их влияния на экономическую эффективность отрасли АПК в целом. В свою очередь, в целях повышения качества подготовки специалистов АПК, рациональна и необходима разработка таких программ переподготовки и повышения квалификации, которые позволили бы эффективно профилактировать данные проблемы на этапе мониторинга напряженности факторов рыночной среды и технических возможностей организаций и аутсорсеров.

Во взаимоотношениях аутсорсера и клиента, руководящим правилом является логистическое Правило 7 «R», условия которого предусматриваются в договоре на оказание логистических услуг. Алгоритмы Правила 7 «R» изучены в научных трудах автора «Правило 7«R» в логистике внешнеэкономической деятельности» (2018) и «Простейшие модели логистического проектирования в малом бизнесе» (2019).[1; 2] Исходя из результатов анализа условий данного правила, можно сделать вывод об исключительно комплексном удовлетворении всех условий правила для достижения максимальной экономической эффективности предприятия, пользующегося логистической услугой аутсорсера. Так же на основе результатов анализа практической деятельности аутсорсеров, установлено, что три условия Правила 7«R», являются ключевыми: 2«R» Right quality — в должном качестве, 4«R» Right time — в установленное время и 7«R» Right cost — с минимальными затратами.

Три приведённых условия можно назвать ключевыми условиями Правила 7«R». Именно эти три условия правила, определяют основные показатели эффективности оказания логистической услуги, следовательно, игнорирование или некачественное исполнение данных условий аутсорсером приводит к нарушению условий договора, и соответственно к коммерческому конфликту между субъектами экономики.

Рассматривая алгоритмы Правила 7«R» в области логистического аутсорсинга в АПК, возможно, привести следующие примеры нарушений ключевых условий Правила 7«R»: 1) Нарушение условий хранения сельскохозяйственной продукции на складе или при транспортировке (результат – изменение вкусовых и питательных характеристик, частичная или полная непригодность для переработки или употребления в пищу); 2) Нарушение сроков поставки сырья для переработки (результат – сбои в технологическом цикле перерабатывающих предприятий, дефициты ресурсов материально-технического снабжения); 3) Высокая стоимость логистических издержек или услуг аутсорсера (результат – повышение себестоимости сельскохозяйственной продукции, снижение конкурентного потенциала продукции на внутреннем и внешнем рынке).

Экстраполируя реализацию негативных сценариев, причиной которых является намеренное невыполнение или отсутствие учета условий логистического Правила 7 «R» на большинство предприятий и аутсорсеров АПК, возможно сформулировать следующую проблему отрасли АПК – проблему отсутствия полноты учета негативных факторов при логистическом планировании предприятиями и аутсорсерами АПК. Профилактикой данной проблемы является, как ни странно, детальное описание обязанностей сторон в договоре логистического аутсорсинга. Детализация условий договора перевозки, например, может регламентировать  в разделе «Качество выполнения работ (услуг)» оказание такой услуги в соответствии с ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».[3] Неформально такая детализация побуждает (дисциплинирует) исполнителя и мотивирует его к оказанию данной услуги в соответствии со стандартами качества. С другой стороны, позволяет значительно упростить процедуру претензий к качеству перевозки со стороны заказчика, что в свою очередь, упрощает как досудебное, так и судебное урегулирование хозяйственных споров.

Следующее ключевое условие, предписывает оказание услуг в определенные временные рамки, когда определяется точное время оказание услуги или период ее оказания. Аналогично с соблюдением параметров качества перевозки, представленных выше, в случае с оказанием услуги аутсорсером время оказания услуги может быть зафиксировано в договоре двумя вариантами: 1) Назначение конкретной даты и времени (часы, минуты) оказания услуги; 2) Назначение периода оказания логистической услуги, при которой дата и время может указываться от какой либо календарной даты до какой либо последующей календарной даты. Дата или период оказания логистической услуги, определяются в соответствии с потребностями и возможностями производства. Так, например, при проведении погрузочных работ мультимодальной перевозки в порту или на железнодорожной станции, рационально фиксировать в договоре конкретное число, час и минуты подачи груза для проведения погрузки на последующий транспорт (вагон, трюм и т.д.). Такой подход обусловлен очередностью проведения погрузки и лимитированием стоянки транспорта в терминале под погрузкой. В случае же поставки, например, запасных частей к оборудованию или топлива в адрес предприятия, возможно указание конечного (крайнего) значения периода (например, «…осуществить доставку груза в срок до 01 декабря 2019 года.»).

Касаясь стоимости логистических услуг или уровня логистических издержек, необходимо учитывать возможности их оптимизации, например на основе модели Уилсона — Economic order quantity, алгоритм которой и функционал был исследован в работе автора «Фактор эффекта масштаба в модели Уилсона Economic order quantity» (2019). Расчет точки безубыточности на основе данных оптимизированных издержек аутсорсера, представит объективную картину потенциала ценового конкурентного преимущества аусторсера в системе того или иного регионального рынка перевозок или хранения. Регулируя стоимость логистической услуги «под клиента», исповедуя политику гибкого ценообразования, такой аутсорсер будет иметь больше преимуществ на рынке перед потенциальными клиентами.

Научная новизна данного исследования состоит в авторской интерпретации условий Правила 7 «R», выделения ключевых условий правила и формулировании на этой основе  основных проблем логистического аутсорсинга АПК и направлений решения и профилактики данных проблем.

Представленные решения в области применения условий Правила 7 «R» относятся к этапу планирования, являющегося начальным этапом управления. Это определяет возможность профилактики рисков на начальном этапе, без значительных материальных затрат. Профилактика рисков посредством детализации условий коммерческого договора между предприятием и аутсорсером, кроме всего прочего, позволяет гармонизировать отношения субъектов работающих в отрасли АПК и сократить напряженность, вызванную коммерческими и судебными спорами.

Важной задачей ученого и преподавателя является доведение до руководителей и специалистов АПК эффективных алгоритмов, моделей и механизмов логистического планирования, с целью повышения качества логистического планирования. На базе Российской академии кадрового обеспечения АПК в настоящее время реализуется авторская программа повышения квалификации «Оптимизация логистических процессов производственных организаций», а на период с 2020-2021 г. планируется реализация «логистических» программ с элементами маркетинговых технологий. Указанные программы повышения квалификации призваны значительно повысить уровень логистического планирования, как предприятий, так и аутсорсеров АПК. Тематики данных образовательных программ и их содержание генерируются на основе данных Мониторингового Центра координации образовательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, действующего на базе Российской академии кадрового обеспечения АПК. Мониторинговый центр проводит непрерывный мониторинг запросов слушателей по актуальным тематикам программ переподготовки и повышения квалификации, что обеспечивает их практическую ориентированность на решение конкретных задач, стоящих перед специалистами АПК в наши дни и в долгосрочной перспективе.[5]

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Правило 7«R» в логистике внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – – № 6 (52). – с. 41–44.
  2. Арский А.А. Простейшие модели логистического проектирования в малом бизнесе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2019. – № 1. – С. 10-15.
  3. ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/1200006075 (дата обращения 01.10.2019)
  4. Арский А. А. Фактор эффекта масштаба в модели Уилсона Economic order quantity // Маркетинг и логистика. – 2019. – №4 (24). – с. 5-11.
  5. Лищина Г. Н. Генезис научного поиска в условиях импортозамещения // Маркетинг и логистика. – 2018. – №6 (20). – с. 41-48.

УДК 338

Арский А. А. — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Мониторингового Центра координации образовательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ДПО Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Москва, Россия

e-mail: arskiy@list.ru

Problems of implementing the conditions of Rule 7 «R» in the logistics outsourcing of the agro-industrial complex

Arskiy A. — Candidate of economic sciences, associate professor, Leading researcher at the monitoring center for the coordination of educational activities of institutions of additional professional education subordinate to the Ministry of agriculture of the Russian Federation, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex

Annotation: in the article on the basis of the author’s interpretation of the terms of Rule 7 “R”, the key terms of the rule are highlighted and the main problems of the logistic outsourcing of the agro-industrial complex and the directions for solving and preventing these problems are formulated. The conclusion is drawn that it is necessary to detail the terms of the commercial agreement between the enterprise and the outsourcer, with the aim of preventing risks during their interaction in the process of implementation of the commercial agreement. The necessity of developing and implementing effective continuing education programs for this subject area and their implementation on the basis of specialized educational institutions is substantiated.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Проблемы реализации условий Правила 7 «R» в логистическом аутсорсинге агропромышленного комплекса // Маркетинг и логистика. – 2019. – №5 (25). — с. 5-11.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».