Актуальные проблемы государственного регулирования экспорта нефти в Российской Федерации
Худжатов Микаил Бекзадаевич
Романова Ирина Евгеньевна
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблем государственного регулирования экспорта нефти в Российской Федерации. В статье обозначена роль нефтяной отрасли в экономике РФ, показаны ее проблемы, а также проанализированы перспективы развития системы государственного регулирования экспорта российской нефти.
Нефтедобывающая промышленность является ключевым источником пополнения бюджета государственной казны. Россия – это одна из крупнейших стран во всем мире по производству и экспорту сырьевых товаров. На протяжении еще многих десятилетий углеводороды, да и все сырьевые товары будут считаться для России одним из важнейших факторов развития российской экономики, но не исключено, что вследствие развития наукоемких отраслей влияние и значение данного фактора изменится [1].
Актуальность статьи заключается в том, что углеводороды, нефть и нефтепродукты – это категория товаров, которая является главным экспортным продуктом, поскольку таможенные платежи за счет экспорта данных товаров составляют львиную долю от всех поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.
Принятие Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации и Энергетической стратегии и Российской Федерации на период до 2035 года стало главным событием для развития нефтегазового комплекса России [2, 3]. Данные документы определяют главные стратегические цели, принципы и задачи национальной энергетической политики, где особо выделяются вопросы, связанные с воспроизводством минерально-сырьевой базы и добычи углеводородов на уровнях, которые нужны для стабильного и полного обеспечения потребителя энергоресурсами, а также для того чтобы закрепить позиции РФ на мировом энергетическом рынке и сохранить энергетическую безопасность страны.
Нефтяная промышленность считается тяжелой отраслью индустрии, так как в ее состав входит и разведка нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, а также добыча нефти и газа и ко всему прочему трубопроводный транспорт нефти. Нефть в Российской Федерации является одним из самых главных экспортируемых товаров. В целом нефтедобывающая промышленность занимает важное место в российской экономике. Нефтегазовая промышленность считается особо важной потому, что данная отрасль является на сегодняшний день наиболее конкурентоспособным сегментом производства на мировой арене. Особенно ярко выделяют сырую нефть, так как она является ключевым фактором энергетического снабжения государства, а также одной из главных статей экспорта.
Что касается добычи нефти России, то по итогам 2019 года добыча выросла на 5,3 млн т и составила 561,1 млн т. Данный показатель стал почти равным с показателем РСФСР с 1988 г. (570 млн т). По данным Международного энергетического агентства (далее – МЭА) доли добычи баррелей в сутки выглядит следующим образом: США – 19%, Саудовская Аравия – 12%, Россия – 11%, Китай – 5%, Канада – 5%, Казахстан – 8%, Бразилия – 4%, Норвегия – 7%. Доля нефти стран ОПЕК составляет 29%. В данную организацию входит 12 нефтедобывающих стран: Алжир, Ангола, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, ОАЭ и Венесуэла (рис. 1).
За счет того, что в 2018-2019 годах активно продолжался рост добычи нефти, это повлекло в свою очередь к стимуляции налоговых льгот. Доля добычи нефти, налогооблагаемой с учетом льготных коэффициентов, по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2019 году составила 55%.
В 2019 г. было пробурено 7861 ед. новых скважин, что на 1,5% больше, чем в 2018 г. Также известно, что средняя глубина скважин увеличилась с 2848 м до 3474 м за период с 2010 по 2019 год – на 22%. На рисунке 2 показана добыча нефти и конденсата в Российской Федерации в млн. т.
В начале 2020 года из-за вспышки нового вируса COVID – 19 мировой рынок нефти подвергся сильным изменениям. Цены на нефть рухнули до 20 долл. США за 1 барр., и нарушение равновесия между спросом и предложением привело к тому, что необходимо было заключить сделку между странами, которые добывают нефть. Сделка была названа соглашением ОПЕК+.
Однако, даже наличие данного соглашения не давало гарантий определить четкую динамику мирового спроса в 2020-2021 годах, так как весь спрос зависит от эффективности мер борьбы с эпидемией. По данным аналитиков потребление нефти в 2020 году сократилось на 8,5%. Что же касается 2021 года, то цена на нефть вырастет до 45 долл. США за баррель, так как сегодня мировая экономическая обстановка не может создать благоприятную среду для устойчивого роста цен [5].
Из-за соглашения ОПЕК+, Россия должна была сократить добычу нефти, и на РФ приходилось 26% от всего объема сокращения. Россия, взяв на себя ответственность и обязательства сократила свою добычу нефти и конденсата. Добыча в 2020 году сократилась — 9% по сравнению с 2019 годом и составила 511 млн.т. Что же касается прогнозов на 2021 год, то аналитики гарантируют, что ограничения по добыче нефти уменьшаться, так как будет преобладать низкий спрос на нефть в 2021 году. С учетом прогноза мирового спроса и потребления нефти добыча нефти и конденсата в России в 2021 году может составить около 525 млн. т.
Что касается экспорта нефти, то сырая нефть является главным сырьевым экспортным товаром. Несмотря на трудности, экспорт нефти с 2016 по 2019 год увеличился значимо. В таблице 1 отображена динамика экспорта нефти за 2016 по 2019 годы.
На рисунке 3 наглядно представлена динамика экспорта за период с 2016 по 2019 гг.
Из вышеуказанного следует, что с каждым годом экспорт нефти из России показывал стабильный рост.
Тренд с 2016- 2017 гг. заключался в том, что нефтяная отрасль повышала глубину переработки нефти, а также сосредоточилась на том, чтобы снизить производство и экспорт мазута. Следующим шагом было нацелено увеличить экспорт сырой нефти, так как именно она способствовала большему пополнению государственного бюджета, по- сравнению с экспортом мазута.
Как следует из официальных данных ФТС России в 2017 году экспорт сырой нефти сократился на 2,1 млн тонн. Хотя объем добытой нефти экспортировался в страны дальнего зарубежья в 12,97 раз больше, чем в страны СНГ.
За 2018 год экспорт нефти увеличился на 7,8 млн. тонн по сравнению с 2017 годом. Это связано с тем, что была увеличена динамика добычи нефти и благоприятной ценовой конъектурой на мировом рынке нефти.
В 2019 году показатели экспорта сырой нефти также росли и увеличились уже на 8,6 млн. тонн, по сравнению с 2018 годом. Это обусловлено тем, что стали вводиться в эксплуатацию новые месторождения в Уральском Федеральном округе. В общем и целом, на данный ФО приходится более 55% добычи нефти в РФ.
В первом квартале 2020 года объем экспорта сырой нефти уменьшился на 3,5 млн тонн, во втором и третьем квартале также наблюдалось уменьшение объема экспорта по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Безусловно, это связано с распространением новой инфекцией COVID – 19 и связанных с ним существенных ограничений.
Из всего вышеперечисленного следует, что цены на российскую нефть тесно связаны с экономической обстановкой в мире. Для того, чтобы восстановиться от последних потрясений в мире, понадобится несколько лет. Вместе с тем, по данным Всемирного банка к 2030 г. будет наблюдаться рост мирового спроса на нефть и углеводородное сырье.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые препятствуют развитию нефтегазовой отрасли. Одна из основных проблем состоит в том, что большая часть нефтегазовых поступлений образуется за счет налоговых и таможенных поступлений. Динамика нефтегазовых доходов (учитывая только нефть и нефтепродукты) федерального бюджета России относительно совокупных доходов показана на рисунке 4.
Динамика, представленная выше, показывает зависимую тенденцию роста. Так за весь рассматриваемый период за ростом совокупных доходов наблюдается и рост нефтегазовых доходов. Тем не менее, за 2019 и 2020 годы отражается другая ситуация. В 2019 г. хотя и росли совокупные доходы, нефтегазовые доходы уменьшились, а в 2020 г. наблюдается спад по всем доходам федерального бюджета.
На рисунке 5 была рассчитана доля нефтегазовых доходов в совокупных доходах федерального бюджета России.
Расчёты были проведены с целью показать на сколько снизилась доля нефтегазовых доходов, а именно нефти и нефтепродуктов в структуре общих доходов.
Для того чтобы обнародовать выделенную проблему необходимо сравнить доход (т.е. чей доход больше в федеральный бюджет), который приносит налог на добычу полезных ископаемых и экспортную пошлину.
Данные рисунка 6 показывают, что доходы от НДПИ превышают доходы от экспортной пошлины. С точки зрения пополнения федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов государственное регулирование можно назвать эффективным. Однако, это не свидетельствует о положительной динамике развития и инвестирования в более прибыльные отрасли, чем нефть.
Следующая проблема заключается в том, что российский экспорт нефти сильно зависим от мировой конъюнктуры и международных обязательств. Данная зависимость подтверждается срывом сделки с ОПЕК+. Цель сделки предполагала, что Россия и Саудовская Аравия одновременно сократят добычу нефти. Однако страны не смогли сойтись во мнениях, и сделка не состоялась. Последствиями стало то, что цены на нефть рухнули.
В 2018 году Правительство РФ решило изменить налогообложение в отношении природных ресурсов, в частности в отношении сырой нефти. Так, в 2019 году началась реформа нефтяного сектора, которая получила название «Налоговый маневр». Реформа была представлена таким образом, чтоб снизить ставку экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты от тридцати процентов до нуля, но в то же время увеличить НДПИ на нефть. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть через пять лет обнулиться, ровно также, как и газовый конденсат, так как их ставки равны [8].
Важно отметить, что больше всех пострадает при данной реформе отечественный потребитель, потому как именно отечественный потребитель потребляет бензин, который вырабатывается из нефти, а нефть тем самым облагается более высоким НДПИ. Так, еще в 2019 году увеличились цены на бензин на 10% [9].
Для крупнейших нефтедобывающих компаний, которые имеют поддержку Правительства РФ, налоговый маневр не так страшен, поскольку они имеют возможность возвращать акциз без учета квот на поставки нефти [10]. А у независимых НПЗ такой привилегии нет, поэтому многие заводы могут обанкротиться. Дело в том, что такие НПЗ не будут иметь способности обеспечивать свое производство без возвратных акцизов на нефтяное сырье. Изменения налогового законодательства приведут к ряду отрицательных результатов, а именно к тому, что независимые НПЗ потеряют стабильный доход от своего производства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реформа «налоговый маневр» стала еще одним неблагоприятным условием функционирования экономики России, поскольку данные изменения в налогообложении не учитывают межрегиональные различия страны, а также интересы отечественного производителя.
Подводя итоги, отметим, что для решения проблем, связанных с государственным регулированием экспорта нефти, необходимо более рационально проводить внешнюю политику, которая будет препятствовать применению в отношении России дискриминационных мер, а также необходима технологическая модернизация нефтяной отрасли России в целях повышения степени переработки сырой нефти и увеличения экспорта нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью. Реализация данных мер будет способствовать развитию нефтяной отрасли России.
Список использованной литературы:
- Воротынцева Т.М., Чечулин Ю.О. Перемещение нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Евразийского экономического союза: монография. – М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2017. – 128 с.
- Указ Президента РФ от 13.05.2019 N 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.06.2021).
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1526-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.06.2021).
- Информационный портал Международного энергетического агентства: [Электронный ресурс]: https://www.iea.org/areas-of-work/global-engagement (дата обращения: 27.06.2021).
- Официальный сайт Организации стран – экспортеров нефти: [Электронный ресурс]: https://www.opec.org/opec_web/en/ (дата обращения: 27.06.2021).
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы России: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 27.06.2021).
- Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс]:https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/oil/?id_65=122094-svedeniya_o_formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2021_godu (дата обращения: 27.06.2021).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.06.2021).
- Каукин А.С. Налоговый маневр в нефтяной отрасли: риски «ручного регулирования» / А.С. Каукин, Е.М. Миллер // Экономическое развитие России. – 2019. – № 7 (26). – С. 87–92.
- Арский А.А. Анализ динамики экспорта российской нефти с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 1. С. 5-10.
УДК 339
Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Романова И. Е. – выпускник Российского университета дружбы народов (специальность «Таможенное дело»), Москва, Россия
e-mail: romanova_ie@mail.ru
Actual problems of state regulation of oil exports in the Russian Federation
Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
Romanova I. — graduate of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
Annotation: The article is devoted to the consideration of the problems of state regulation of oil exports in the Russian Federation. The article outlines the role of the oil industry in the Russian economy, shows its problems, and analyzes the prospects for the development of the system of state regulation of Russian oil exports.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б., Романова И. Е. Актуальные проблемы государственного регулирования экспорта нефти в Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2021. – 3 (35). — с. 88-100.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».