Актуальные вопросы таможенной логистики в Российской Федерации

Вахрушев Валентин Юрьевич

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: планомерное развитие внешней торговли Российской Федерации требует изучения и совершенствования множества аспектов внешнеэкономической деятельности. Подобные вопросы активно рассматриваются в рамках таможенной логистики, которая в последние годы стала одним из важнейших направлений таможенного дела. Статья посвящена наиболее острым вопросам таможенной логистики на современном этапе.

Таможенная логистика непосредственно связана на внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Если раньше было достаточно сложно вести ВЭД в связи с необходимость физического присутствия всех контрагентов, подписания документов, представления всех бумажных оригиналов документов в различные инстанции,  в том числе в таможенные органы, то сегодня в связи с развитием информационных технологий ведение ВЭД значительно упростилось [1].

Актуальность статьи обусловлена значительной ролью внешнеэкономической деятельности в экономике Российской Федерации. Так, согласно данным таможенной статистики стоимостные объемы экспорта в 2019 г. составили 424,6 млрд. долл. США (на 6% меньше по сравнению с 2018 г.), импорта – 247,4 млрд. долл. США (на 2,7% больше по сравнению с 2018 г.). Следовательно, внешнеторговый оборот РФ в 2019 г. составил 672 млрд. долл. США (на 3% меньше по сравнению с 2018 г.), сальдо внешней торговли – 177,2 млрд. долл. США. При этом доходы от ВЭД обеспечивают сегодня более 30% всех доходов федерального бюджета РФ [2]. В контексте ежегодного развития ВЭД изучение вопросов таможенной логистики становится особенно актуальным.

Таможенная логистика включает различные способы перемещения грузов, что зависит от характера груза и условий перемещения, а также скорости перемещения. Во внешней торговле используются различные виды транспорта: авиационный, железнодорожный, морской, автомобильный. Вид транспорта выбирается в зависимости от цены, скорости и времени перемещения товаров. Самый быстрый и дорогой вид транспорта — воздушный, самый дешевый, но длительный — морской.

Вид транспорта определяется в зависимости от запроса клиента. Например, если нужно доставить высокотехнологичное, малогабаритное и очень дорогое оборудование в сжатые сроки, то целесообразнее воспользоваться авиаперевозкой. Стоимость перевозки не сильно ударит по конечной цене товара. Если же нужно привезти большое количество крупногабаритного товара, дешевого и мы имеем длительный срок ожидания и товар ввозится из страны с наличием морских портов, то можно воспользоваться морским транспортом, также можно комбинировать виды транспорта, такие перевозки называют мультимодальными [3].

При перемещении всех грузов через таможенную границу ЕАЭС абсолютно все товары подлежат обязательному таможенному оформлению путем подачи таможенной декларации и помещения товаров под одну из таможенных процедур. В Таможенном кодексе ЕАЭС определено, что все товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат определенным видам таможенного контроля [4].

Решение вопроса о том, как лучше выстроить транспортную и таможенную логистику, начинается с заключения контракта. Все участники ВЭД, заключая между собой внешнеэкономические договоры, указывают определенные условия, требования, виды товаров, их стоимость, количество, вес, количество мест, а также условия поставки. Существуют международные правила «Инкотермс», которые распределяют обязанности контрагентов при перемещении товаров, их знание позволит минимизировать издержки при совершении внешнеэкономической операции [5].

Далее, участник ВЭД должен подготовить необходимый пакет документов, который у него затребуют при первичной регистрации на таможенном посту фактического контроля. При этом пакет документов можно подать и вместе с таможенной декларацией. Но заблаговременная регистрация значительно ускоряет и упрощает процесс прохождения таможенных формальностей в дальнейшем, при прибытии груза на таможенную границу.

Участник ВЭД подает пакет документов по постановке на учет в налоговой инспекции, об организационно-правовой форме, учредительные документы и т.д. Таможенный орган вносит в собственную базу данных эту информацию. Далее информация будет анализироваться и использоваться таможенным органом путем использования системы управления рисками.

Информация об организации может быть подана совместно с декларацией на товары. Таможенный орган оставляет за собой право проверки сведений с помощью информационных модулей, интегрированных с другими государственными органами. При отсутствии замечаний организация успешно включается в базу данных.

Далее, таможенный орган информируется о прибытии товаров. С 1 июля 2019 года предварительное информирование осуществляется по всем видам транспорта в обязательном порядке (за исключением трубопроводного транспорта и линий электропередачи) [4]. Предварительное информирование позволяет ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и оптимизировать работу таможенных органов в части работы системы управления рисками. Для этого перевозчику необходимо подать информацию о грузе и получить регистрационный номер этого уведомления. В случае отсутствия предварительного информирования груз будет подвержен на таможенной границе более жесткому таможенному контролю, т.е. такой груз станет рисковой партией.

Контроль осуществляется не только таможенными органами, но и другими государственными органами, имеющими полномочия по обеспечению соблюдения законодательства на границе. Есть товары, требующие прохождения фитосанитарного и ветеринарного контроля. Такие товары можно ввезти на территорию РФ при условии предоставления разрешительных документов.

На этапе предварительного информирования таможенные органы анализируют поданную информацию и при необходимости информируют иные государственные органы о необходимости проведения контроля с их стороны. У участника ВЭД есть право подать расширенный перечень информации для ускорения процесса прохождения таможенного и других видов контроля (транспортного, ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического контроля).

Далее участником ВЭД оформляется фактическое прибытие товаров путем представления всех разрешительных и товаросопроводительных документов. Если документы проходят проверку и никаких дополнительных сведений запрашивать не приходится, и таможенный досмотр проводить не нужно, то груз допускается к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

Если товар разрешен к ввозу на территорию РФ, но товар все еще находится под таможенным контролем, т.е. еще не выпущен свободное обращение, его нужно поместить под одну из таможенных процедур. В Таможенном кодексе ЕАЭС всего 17 таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления (импорт), экспорт, таможенный транзит, реэкспорт, реимпорт, временный ввоз и временный вывоз и др. [6].

Выбор таможенной процедуры зависит от цели перемещения товаров. В некоторых процедурах могут не применяться меры тарифного и нетарифного регулирования. Это тоже часть таможенной логистики, которую можно заранее просчитать и рассчитать для того, чтобы ввозить товар на территорию РФ.

Как узнать какому виду контроля какой товар подлежит? Каждый товар имеет определенный код ТН ВЭД ЕАЭС [7]. Иногда такие коды указываются в документах отправителя. Для точного определения кода ТН ВЭД ЕАЭС необходимо обладать специальными познаниями в данной области. Можно получить предварительное классификационное решение в таможенном органе. При наличии кода товаров можно проверить, нужны ли дополнительные либо разрешительные документы. Ошибка в определении кода ТН ВЭД ЕАЭС может иметь ряд последствий, в том числе задержание товаров, возбуждение дела об административном правонарушении и др. Правильность определения кодов ТН ВЭД ЕАЭС, умение согласовать эти коды с таможенным органом до фактического прибытия товаров на границу, является одним из компонентов таможенной логистики.

В некоторых случаях на практике таможенный орган рассматривает неверное заявление кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС как уклонение от уплаты таможенных платежей, что приводит к привлечению организации к административной ответственности, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности (ст. 16.2 КоАП РФ либо ст. 194 УК РФ) [8, 9].

Важным аспектом таможенной логистики является определения страны происхождения товаров. Есть отдельные правила для развивающихся и наименее развитых стран, а также для стран, образующих с РФ зону свободной торговли. Документом, который подтверждает страну происхождения товаров, является сертификат о происхождении товара. Существует много нюансов в вопросе определения страны происхождения товаров. Товар может быть не полностью, а лишь частично произведен в стране с льготным режимом.

Следующий важный аспект таможенной логистики — определение таможенной стоимости товаров. С учетом того, что величина таможенной стоимости влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей, некоторые участники ВЭД ввозят товары по более низкой стоимости. Таможенный орган оставляет за собой право контроля таможенной стоимости и ее корректировки. Поскольку в таможенную стоимость могут входить дополнительные затраты, такие как транспортировка, страхование, лицензионные платежи, декларанту следует корректно определить и заявить таможенную стоимость товаров [10].

Если таможенный орган не принимает заявленную таможенную стоимость товара, существует механизм ее доказывания, в том числе в судебном порядке. Таможенное законодательство предусматривает возможность обжалования действий и бездействий таможни в вышестоящий таможенный орган или непосредственно в суд.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что научная новизна статьи заключается в том, что вопросы таможенной логистики рассмотрены в авторской интерпретации, выявлены и показаны ее ключевые элементы и направления, а также выделены новые аспекты таможенной логистики в контексте последних изменений таможенного законодательства ЕАЭС.

Таким образом, основные риски участников ВЭД, которые необходимо учитывать до осуществления внешнеэкономической сделки, связаны с классификацией товаров, определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров. Таможенная логистика изучает вышеизложенные вопросы, знание которых позволит участнику ВЭД оптимизировать свою деятельность с целью успешного развития в сфере внешней торговли.

Список использованной литературы:

  1. Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 70-74.
  2. Таможенная статистика: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/statistic (дата обращения: 17.06.2020).
  3. Арский А.А. Учет регионального фактора в логистическом проектировании // Стратегии бизнеса. – 2015. – №9 (17). – с. 3-7
  4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2020).
  5. Худжатов М.Б., Воротынцева Т.М. Ценообразование во внешней торговле. Практикум / уч.пособие. СПб, ИЦ «Интермедия». 2019, 120 с.
  6. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2020).
  7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2020).
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2020).
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2020).
  10. Сорокин А.М. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как государственная таможенная услуга // Право интеллектуальной собственности. 2019. № 3. С. 25-30.

УДК 339.56

Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: val.vahrushev@gmail.com

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Current issues of customs logistics in the Russian Federation

Vahrushev V. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The systematic development of foreign trade of the Russian Federation requires the study and improvement of many aspects of foreign economic activity. Such issues are being actively considered in the customs logistics, which in recent years has become one of the most important areas of customs management. The article is devoted to the most interesting issues of customs logistics at this moment.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Актуальные вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2020. – 3 (29). — с. 11-18.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».