Анализ потенциала российских авиакомпаний на международном рынке

Чернова Анастасия Алексеевна

Аннотация: в статье рассматриваются последствия, вызванные влиянием пандемии коронавируса на мировой и российский авиационные рынки, анализируются сложившиеся на рынках тенденции и действия компаний по предотвращению последствий кризиса. Также рассматривается влияние санкций, введенных Европейским Союзом против российских авиакомпаний, и перспективы России на мировом авиационном рынке.

В течение последних лет авиационная отрасль России и мира столкнулась с множеством негативных последствий, вызванных пандемией коронавируса.

На мировом рынке пандемия спровоцировала убыток всей авиационной отрасли, препятствовала развитию туризма, бизнеса и экономики в целом. Так, было подсчитано, что в 2020 году авиакомпании потеряли 85 млрд долл. [8].

Авиакомпании разрабатывали различные способы удержания бизнеса на паву: поддержка за счет государственных субсидий, кредиты для реализации проектов, сокращение персонала для максимального уменьшения издержек, продажа предметов роскоши на аукционах («British Airways»), переоборудование пассажирских самолетов в рестораны, или в грузовые самолеты.

Тем не менее, несколько авиакомпаний обанкротились и были вынуждены уйти с рынка, например, «Alitalia», «FlyBe», «Virgin Australia», «Miami Air International».

Восстановление рынка началось в 2021 году после открытия части границ и увеличения количества внутренних рейсов (рис. 1).

Международные перевозки

Рисунок 1 – Международные перевозки пассажиров с 2016 по 2021 гг., млрд чел.

Стоит также отметить, что положительная динамика продолжилась и в 2022 году. Так, по данным IATA, в июне 2022 года произошло увеличение мировых пассажирских авиаперевозок на 76,2% в годовом выражении. В основном рост затронул международные перевозки, что непосредственно связано с открытием границ стран мира после пандемии.

Тем не менее, уровень мировых пассажироперевозок все еще не дотягивает до уровня допандемийного 2019 года. Разница составляет 30% [3].

Анализируя ситуацию на мировом авиационном рынке, можно выделить ряд новых трендов:

  1. Усиление роли частных бизнес – джетов: перевозки на них увеличились на 40% в 2021 году по сравнению с 2020 годом [2]. Также отмечается появление «джетшеринга», то есть поместной продажи билетов.
  2. Увеличение роли экологической безопасности перевозок: предъявление требований к качеству топлива, так предлагается активнее использовать SAF – экологическое авиатопливо.
  3. Анализ и изменение маршрутов перевозок, связанные с ограничениями, а также сосредоточение компаний на наиболее прибыльные маршруты.
  4. Рост количества прямых маршрутов между городами.
  5. Повышение роли грузоперевозок, связанных с необходимостью перевозить лекарства, вакцины и средства личной защиты для предотвращения развития пандемии, а также обеспечивать дальнейшее функционирование бизнеса. Так, в 2021 году произошло увеличение объема авиаперевозок грузов на 6,9% по сравнению с 2019 г.
  6. Повышение цен на билеты лоукостеров, связанное с увеличением цен на энергоносители и изменение маршрутов перевозок.
  7. Нарушение цепочек поставок комплектующих, вызывающее дефицит двигателей и запчастей для самолетов у ряда мировых авиакомпаний, таких как Lufthansa и Qatar Airways.

Предполагается, что полное восстановление рынка произойдет не ранее 2024 года.

На российском рынке, как и на мировом, в 2020 году наблюдалось серьезное падение авиаперевозок (на 46%)  из-за последствий пандемии.

Авиакомпании разрабатывали различные варианты повышения привлекательности поездок: увеличивалось количество поездок внутри страны, посредством снижения тарифов на внутренние авиаперевозки, осуществлялись продажа бортового питания, переоборудование пассажирских самолетов в грузовые. Не стоит забывать и о роли государственных субсидий: по состоянию на 1 августа 2022 года авиакомпаниям было переведено 54 млрд руб. для борьбы с санкциями [5]. Некоторые компании пользовались банковскими кредитами.

Восстановление рынка российских авиаперевозок после пандемии началось в 2021 году, и наша страна в этот период была крупнейшим авиационным рынком Европы по количеству посадочных мест, вместимость была восстановлена на 82%, чему способствовал большой внутренний рынок.

На российском авиационном рынке сложились следующие тенденции:

  1. Рост количества частных перевозок.
  2. Тренд на «зеленую экономику», применение авиатоплива с минимальным углеродным следом.
  3. Увеличение роли внутренних перевозок и развитие маршрутов в этом направлении.
  4. Появление новых лоукостеров, например, «Citrus» от «S7».

Российская спецоперация на Украине, которая началась в феврале 2022 года, поспособствовала изменению политико-экономической ситуации в мире. Затронула она и авиационную отрасль.

Против российских авиакомпаний странами США и Европы были введены ряд санкций:

  • запрет на поставку техники и запчастей, сервисных услуг в Россию;
  • закрытие Европейского неба для российских авиакомпаний;
  • требование к российским авиакомпаниям вернуть воздушные судна, полученные в лизинг;
  • отзыв регистрации у российских самолетов некоторыми странами.

Санкции негативно сказались на отечественной авиаотрасли. Произошло серьезное сокращение пассажирских и грузовых перевозок, возникла необходимость перестраивать маршруты в обход санкций, что оказало негативное влияние как на бизнес, так и на туризм. Так, прогнозируется, что грузовые перевозки сократятся на 50-60% [6].

Некоторые компании, AirBridgeCargo и «Атран», были вынуждены остановить свои рейсы, так как в их парке содержались только самолеты Boeing.

Затронули санкции и мировой рынок авиаперевозок: многие компании потеряли прибыльный российский рынок из-за сокращения и отмены полетов, часть компаний вынуждены были пересматривать оптимальные маршруты и утверждать более длинные и затратные.

Более того, некоторые компании были вынуждены отказаться от рейсов не только в Россию, но и в другие страны в связи с невозможностью построения оптимального маршрута: так, финская компания Finnair остановила перевозки в Китай, Южную Корею и Японию, а британская компания Virgin Atlantic Airways -грузоперевозки из Лондона в Шанхай [1].

Для российского авиационного рынка санкции создали не только проблемы, но и новые возможности. Они способствуют постепенному развитию отечественных технологий в рамках импортозамещения, что поможет снизить зависимость от Запада в данной отрасли.

Так, например, компании ГосНИИ гражданской авиации, S7 Technics, Уральский завод гражданской авиации, «Авиационные инженерные решения» и институт авиационного приборостроения «Навигатор» начнут производство запчастей Airbus и Boeing. Российская компания BBS Flight Support разрабатыва ПО для диспетчеров и штурманов самолетов.

Произойдет и развитие новых маршрутов перевозок: переориентация на страны Азии. Так, компания «Волга – Днепр» расширяет свои маршруты через Китай и Индию, компания «Деловые линии» начала доставлять грузы из Китая и юго-восточной части Азии.

Развитие маршрутов коснется и внутренних перевозок: произойдет развитие туристических маршрутов внутри нашей страны, повышение привлекательности таких маршрутов.

Происходит также развитие мультимодальных пассажирских перевозок, когда туры включают в себя, например, пересадку с самолета на поезд.

Стоит также отметить, что правительством была разработана программа по развитию авиационной отрасли до 2030 года. Предполагается, что к 2030 году выполнится план по поставкам – более 1000 самолетов российского производства, произойдет обеспечение серийного производства SSJ-New. В результате наращивания производства предусматривается снижение цен на отечественные воздушные суда на 2% ежегодно [4].

На основании изложенного в статье, можно сделать следующие выводы:

  1. Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на мировой рынок авиаперевозок. Авиакомпании были вынуждены адаптироваться к новым реалиям и находить способы сохранения бизнеса. В настоящий момент происходит восстановление рынка.
  2. Санкции, введенные против российских авиакомпаний, замедляют восстановление рынка. Для России они, с одной стороны, имеют негативное влияние, с другой стороны, открывают новые возможности: развитие импортозамещения, разработка новых отечественных технологий для уменьшения зависимости России от других стран, появление новых партнеров и маршрутов перевозок. Государство оказывает поддержку российским авиакомпаниям и разрабатывает программы развития российской авиаотрасли.
  3. Сложившаяся ситуация на авиационном рынке показала, что в будущем важно будет всегда учитывать возможность возникновения турбулентностей на рынке: санкции, эпидемии, ограничения перевозок.
  4. Российские компании в новых условиях, должны использовать возможности для кооперации на внутреннем рынке и поиске новых партнеров на мировом рынке авиаперевозок по направлениям – Индия, КНР, Латинская Америка, Ближний восток и Африка [9, 10].
  5. Работа по выходу из кризиса, должна носить системный характер и должна учитывать опыт прошлого, а именно кризиса отрасли в 2008 и 2014 гг. [11-13]

Научная новизна проведенного исследования, состоит в формировании результатов комплексного анализа состояния мировых авиаперевозок при многовекторном факторном влиянии на них. Полученные результаты могут быть применены в дальнейших исследованиях проблем, как мировой, так и отечественной авиаотрасли.

Список использованных источников:

  1. Авиакомпании мира ищут новые маршруты для облета России [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.aex.ru/news/2022/3/3/242143/
  2. Взлёт бизнес-авиации: 2021 стал лучшим годом за десятилетие для рынка частных авиаперевозок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infox.ru/opinion/246/Kusnetsov/268185-vzlet-biznes-aviacii-2021-stal-lucsim-godom-za-poslednee-desatiletie-dla-rynka-castnyh-aviaperevozok
  3. Восстановление спроса на международный туризм – а состоится ли оно? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.atorus.ru/node/48975
  4. Правительство утвердило программу развития авиаотрасли на 770 млрд рублей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/06/28/928739-pravitelstvo-utverdilo-programmu-razvitiya-aviaotrasli
  5. Росавиация в 2022 году оказала господдержку предприятиям авиаотрасли на 54 млрд рублей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aviaport.ru/news/2022/08/01/726215.html
  6. Российские грузовые авиакомпании получили рекордную прибыль [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/27/05/2022/628e247a9a7947452bf6faac
  7. ANNUAL REPORT[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icao.int/annual-report-2020/Documents/ARC_2020_Air%20Transport%20Statistics_final_sched_ru.pdf
  8. IATA[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iata.org/contentassets/c81222d96c9a4e0bb4ff6ced0126f0bb/iata-annual-review-2021.pdf
  9. Арский А.А. Факторный анализ внешней торговли Российской Федерации в аспекте пандемии COVID-19 // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. – № 4. – С. 22-31.
  10. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2022. — № 1. — С. 16-21.
  11. Арский А. А. Сущность и понятие инноваций в теории управления логистическими системами пищевой промышленности // Маркетинг и логистика. – 2020. – 4 (30). — с. 5-10.
  12. Арский А. А. Сущность и понятие модернизации в теории управления логистическими системами // Маркетинг и логистика. – 2020. – 3 (29). — с. 5-10.
  13. Арский А. А. Сущность и понятие экономической эффективности в теории управления логистическими системами // Маркетинг и логистика. – 2021. – 4 (36). — с. 5-9

УДК 656.7; 338.2

Чернова А. А. – магистрант ФГБОУ ВО Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Москва, Россия.

e-mail: chernova.anastasiya.1999@mail.ru

Научный руководитель — Арский Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, ФГБОУ ВО Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Москва, Россия.

Analysis of the potential of Russian airlines on the international market

Chernova A. — master student, Russian Foreign Trade Academy of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Scientific adviser — Arskiy A., Candidate of economic sciences, associate professor. Associate Professor of the Department of International Trade and Foreign Trade of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Annotation: the article deals with the consequences, caused by the coronavirus on the global and Russian aviation markets, reveals the trends on these markets and the actions of companies, aimed at preventing the consequences of the crisis. The article also touches upon the impact of sanctions, imposed by the European Union against Russian airlines, and Russia’s prospects on the global aviation market.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Чернова А. А. Анализ потенциала российских авиакомпаний на международном рынке // Маркетинг и логистика. – 2022. – 4 (42). — с. 55-63.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».