Развитие внешней торговли России с использованием потенциала Республики Казахстан

Вахрушев Валентин Юрьевич

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: в статье исследуются современные тенденции развития внешней торговли России в санкционных условиях. Санкционная борьба между Россией и странами Запада негативно влияет на развитие международной торговли. При этом использование потенциала таможенной территории Евразийского экономического союза способно уменьшить негативные последствия антироссийских санкций. Авторами исследованы практические аспекты развития внешней торговли России в санкционных условиях, показана значимость потенциала таможенной территории ЕАЭС и, в частности, Республики Казахстан. Результаты анализа позволили выделить ключевые проблемы во внешней торговле России. В качестве решения выявленных проблем разработаны оптимальные схемы таможенной логистики с использованием потенциала Республики Казахстан.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) обладает высоким экономическим потенциалом. Странами ЕАЭС являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Несмотря на относительно невысокую долю этих стран в мировом ВВП, потенциал таможенной территории ЕАЭС интересен многим странам мира [1].

Очевидно, что явным лидером ЕАЭС является Россия. Геополитические события 2022 года привели к введению большого количества антироссийских санкций. Кроме того, под некоторые западные санкции попала также Белоруссия. В сложившихся условиях особую значимость приобретает экономический потенциал Республики Казахстан, в отношении которой западные санкции не вводились [2].

Поскольку антироссийские санкции негативно влияют на развитие международной торговли, возникает научно-практическая проблема нивелирования или уменьшения их негативного эффекта. Необходимость решения указанной проблемы обусловили актуальность данной статьи.

До введения в 2022 году антироссийских санкций основным торговым партером России был Европейский союз (ЕС). На долю стран ЕС приходилось около 40% внешнеторгового оборота России. Однако в результате действия санкций, на момент второй половины 2023 года основным торговым партером России является Китай. Несмотря на это, многие российские участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по-прежнему заинтересованы в торговле со странами ЕС. В данном контексте основной проблемой является запрет на экспорт большой номенклатуры европейских товаров на территорию России. В основном, указанный запрет коснулся машин и оборудования, которые классифицируются в товарных группах 84 и 85 по ТН ВЭД ЕАЭС [3].

Сложность вышеописанной проблемы заключается в том, что страны Запада не только отслеживают прямые поставки в Россию, но также мониторят внешнеторговые обороты других стран, которые могут способствовать осуществлению товарных поставок в Россию. При выявлении подобных фактов страны Запада угрожают таким странам введением «вторичных» санкций [4]. Результатом таких угроз стало введение Казахстаном запрета на реэкспорт европейских товаров, попавших в санкционные списки, в Россию. Суть запрета в том, что европейские машины и оборудование после ввоза и таможенного оформления в Казахстане, не могут быть перепроданы в Россию.

Важно отметить, что при формировании «санкционных» перечней товаров страны Запада в качестве основного индикатора приводят код товара в соответствии с Гармонизированной системой, которая легла в основу ТН ВЭД ЕАЭС. В этой связи решением вышеизложенной проблемы может стать получение участником ВЭД предварительного решения о классификации товара (ПКР). Оптимальная схема реализации таких поставок показана на рисунке 1.

из ЕС в Россию через Казахстан

Рисунок 1 — Оптимальная схема реализации поставки «санкционных» машин и оборудования из ЕС в Россию через Казахстан. Источник: составлено авторами

На первом этапе заключается международная сделка купли-продажи между резидентами ЕС и Казахстана. Если товары запрещены к экспорту из ЕС в Россию, сделка между резидентами ЕС и России невозможна. Поскольку в отношении Казахстана страны Запада не вводили экономических санкций, сделка между резидентами ЕС и Казахстана реализуема на практике [5].

На втором этапе резидент Казахстана обращается в Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан с целью получения предварительного решения о классификации товара. При этом важно отметить, что в заявлении на ПКР должен быть указан код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, который не попал в «санкционные» списки ЕС. В противном случае дальнейший реэкспорт товаров из Казахстана в Россию станет невозможным из-за угрозы «вторичных» санкций [6]. В целом, получение ПКР практически гарантирует принятие заявленного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС в процессе таможенного оформления.

После принятия ПКР на третьем этапе осуществляется импорт товаров из ЕС в Казахстан. Поскольку Казахстан является членом ЕАЭС, иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, подлежат обязательному таможенному декларированию. В частности, с целью получения права на свободное пользование и распоряжение ввезенными товарами в рамках таможенного декларирования заявляется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления [7].

После выпуска товаров на четвертом этапе осуществляется их экспорт из Казахстана в Россию. Поскольку Казахстан и Россия являются членами ЕАЭС, и в рамках ЕАЭС не применяется таможенное декларирование товаров, экспорт из Казахстана в Россию оформляется в упрощенном порядке без подачи таможенной декларации. Для оформления экспорта из Казахстана в Россию осуществляется только статистическое декларирование товаров, при этом требуется сопроводительная накладная на товар [8].

Другая проблема связана с тем, что некоторые резиденты ЕС наотрез отказываются заключать сделки с резидентами России, даже если предметом сделки являются товары, не включенные в «санкционные» перечни. Причинами такого отказа могут быть проблемы с осуществлением валютных платежей, а также репутационные издержки резидентов ЕС.

Для решения этой проблемы также можно использовать потенциал Республики Казахстан, при этом схема реализации поставки упрощается за счет исключения необходимости оформления ПКР (рис. 2).

из ЕС в Россию через Казахстан

Рисунок 2 — Оптимальная схема реализации поставки «несанкционных» товаров из ЕС в Россию через Казахстан. Источник: составлено авторами

Схема поставки «несанкционных» товаров из ЕС в Россию через Казахстан (рис. 2) реализуется аналогично схеме поставки «санкционных» машин и оборудования (рис. 1), за исключением этапа получения ПКР. Во второй схеме принятие ПКР не требуется, поскольку запрет на дальнейший реэкспорт европейских товаров из Казахстана в Россию применяться не будет.

Еще одна практическая проблема импорта европейских товаров в Россию связана с экономической нецелесообразностью ввоза товаров на территорию Казахстана с последующим реэкспортом в Россию. Очевидно, что с географической и логистической точек зрения гораздо выгоднее прямой ввоз европейских товаров в Россию без их заезда в Казахстан [9]. Суть проблемы в том, что, как уже ранее было отмечено, многие резиденты ЕС отказываются заключать сделки с российскими участниками ВЭД, но при этом готовы заключать такие сделки с резидентами Казахстана.

Сама проблема возникает при таможенном оформлении европейских товаров в России, поскольку сторонами международной сделки купли-продажи являются резиденты ЕС и Казахстана. По общему правилу декларантом товаров (лицом, отвечающем за таможенное оформление в ЕАЭС) выступает лицо государства-члена ЕАЭС, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС [10]. Отсюда следует, что в описываемой схеме декларантом товаров должен быть резидент Казахстана.

Вместе с тем, согласно принципу резидентства таможенная декларация на товары (ДТ) подается таможенному органу государства-члена ЕАЭС, в соответствии с законодательством которого создано лицо, являющееся декларантом товаров. Поскольку в описываемой схеме ДТ должна подаваться в России, декларантом товаров должен выступать российский участник ВЭД.

Решение указанной проблемы лежит в плоскости применения отдельных положений Таможенного кодекса ЕАЭС. В соответствии с абзацем пятым пп. 1 п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса ЕАЭС декларантом товаров может выступать лицо государства-члена ЕАЭС, являющееся стороной сделки, заключенной с другим лицом государства-члена ЕАЭС в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза. Отсюда следует, что российский участник ВЭД сможет выступить декларантом товаров при выполнении следующих условий:

  • российский участник ВЭД является стороной сделки с резидентом Казахстана по договору поставки,
  • фактическое нахождение европейских товаров на таможенной территории ЕАЭС, т.е. после их прибытия в Россию.

Схема поставки товаров из ЕС в Россию без заезда в Казахстан показана на рисунке 3.

из ЕС в Россию без заезда в Казахстан

Рисунок 3 — Оптимальная схема реализации поставки товаров из ЕС в Россию без заезда в Казахстан. Источник: составлено авторами

В целом, результаты анализа проблем развития внешней торговли России в санкционных условиях требуют поиска решений этих проблем. Разработка оптимальных схем реализации товарных поставок из ЕС в Россию с использованием потенциала Республики Казахстан составляет научную новизну данной статьи.

На наш взгляд, практическая реализация вышеизложенных схем таможенной логистики будет способствовать развитию международных грузопотоков и внешней торговли России в условиях санкций.

Таким образом, на современном этапе необходимо более эффективное использование экономического потенциала таможенной территории ЕАЭС в целях уменьшения негативных последствий антироссийских санкций. При этом изучение потенциала других стран ЕАЭС является предметом будущих исследований.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 1. С. 16-21.
  2. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Логистические стратегии в странах Евразийского экономического союза в санкционных условиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 2. С. 28-35.
  3. Покровская О.Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 1. С. 80-94.
  4. Манушин Д.В. Мировая санкционная экономика, санкции, контрсанкции и новая мировая валюта // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16. № 2. С. 345-369.
  5. Долгов С.И., Савинов Ю.А., Кириллов В.Н., Тарановская Е.В. Возможности противодействия санкциям в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 4. С. 36-54.
  6. Смирнов Е.Н. Эскалация антироссийских санкций и ее последствия для глобальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 2. С. 80-93.
  7. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 17-21.
  8. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б., Майоров Р.В. Оценка перспектив развития внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 9. С. 77-81.
  9. Аксенов И.А. Проблемы и перспективы развития торговой политики ЕАЭС // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 1. С. 3-11.
  10. Кутлубаев Н.М. Таможенный представитель: функционал, плюсы сотрудничества и юридическая база // Логистика сегодня. 2022. № 3. С. 238-241.

УДК 339.5

Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС, Москва, Россия.

e-mail: val.vahrushev@gmail.com

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, доцент Экономического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Development of foreign trade of  Russia using the potential of the Republic of Kazakhstan

Vakhrushev V. — candidate of economic sciences, associate professor of the Economic department of the MISIS, Moscow, Russia.

Khudzhatov M.– candidate of economic sciences, associate professor, Faculty of Economics of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article examines current trends in the development of Russian foreign trade under sanctions conditions. The sanctions struggle between Russia and Western countries has a negative impact on the development of international trade. At the same time, using the potential of the customs territory of the Eurasian Economic Union can reduce the negative consequences of anti-Russian sanctions. The authors examined the practical aspects of the development of Russian foreign trade under sanctions conditions, showing the importance of the potential of the customs territory of the EAEU and, in particular, the Republic of Kazakhstan. The results of the analysis made it possible to identify key problems in Russian foreign trade. As a solution to the identified problems, optimal customs logistics schemes have been developed using the potential of the Republic of Kazakhstan.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Развитие внешней торговли России с использованием потенциала Республики Казахстан // Маркетинг и логистика. – 2023. – 3 (47). — с. 15-24.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».