Актуальные проблемы применения таможенной процедуры таможенного транзита

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы перемещения товаров в рамках процедуры таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В результате анализа автором определены направления решения указанных проблем.

Таможенный транзит считается одной из основных таможенных процедур наряду с процедурами выпуска для внутреннего потребления и экспорта. В рамках процедуры таможенного транзита товары перевозятся от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных платежей при соблюдении следующих условий [1]:

  • обеспечение в отношении иностранных товаров исполнения обязанности по уплате ввозных пошлин, налогов, а также особых пошлин;
  • обеспечение возможности идентификации товаров;
  • соответствие транспортного средства требованиям перевозки товаров в грузовых помещениях, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;
  • соблюдение запретов и ограничений.

Таможенный транзит применяется при перевозке товаров [1]:

1) от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2) от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4) от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5) между таможенными органами через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС.

На практике таможенный транзит в основном применяется при импорте товаров на территорию одной из стран ЕАЭС. По большому счету таможенный транзит является промежуточным звеном между фактическим прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС и их выпуском в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления (рис. 1).[2]

Этапы совершения таможенных операций при импорте

Рисунок 1. Этапы совершения таможенных операций при импорте

Таким образом, таможенный транзит, как правило, применяется в комбинации с другими таможенными процедурам, в частности, с процедурой выпуска для внутреннего потребления. Данное положение обусловлено тем, что при транзите товары находятся под таможенным контролем, а также имеются жесткие ограничения по использованию товаров. При этом в случае помещения товаров после транзита под процедуру выпуска для внутреннего потребления указанные ограничения отменяются.

Учитывая льготный характер процедуры таможенного транзита, таможенные органы принимают следующие меры ее обеспечения [3]:

а) обеспечение уплаты таможенных платежей;

б) таможенное сопровождение;

в) установление маршрута перевозки товаров.

Вместе с тем указанные меры не всегда носят обязательный характер и применяются по выборочному принципу в соответствии с системой управления рисками. В этой связи на практике нередки случаи нарушения условий процедуры таможенного транзита.

Результаты работы, проводимой таможенными органами, свидетельствуют о выявлении фактов нарушения таможенного транзита со стороны некоторых перевозчиков. Наиболее часто применяются следующие незаконные схемы:

  1. На одном из российских таможенных постов открывается процедура таможенного транзита на товары, следующих из стран Европы в страны ЕАЭС (например, в Казахстан или Киргизию) через территорию России. В установленный срок транспортные средства не прибывают в таможенный орган назначения. Спустя какое-то время транспортные средства обнаруживаются на внутренней территории России с пустыми грузовыми отделениями. Другими словами, транзит не завершается в установленном порядке, так как после ввоза на территорию России товары были выгружены на внутреннем российском рынке. По каждой подобной схеме сумма неуплаченных таможенных платежей составляет несколько миллионов рублей, что наносит серьезный экономический ущерб России.[4, 5]
  2. Согласно другой схеме лжетранзита на таможенную территорию ЕАЭС ввозится дорогостоящий товар известных брендов. В данном случае также применяется таможенный транзит по территории ЕАЭС, при этом товары следуют из Китая в страны Европы. В пути следования по территории ЕАЭС дорогостоящий товар заменяется на более дешевый «товар прикрытия» низкого качества, который прибывал для завершения транзита в приграничные таможенные органы. Впоследствии «товар прикрытия» из Европы вновь ввозится на территорию ЕАЭС для его дальнейшего использования в незаконной схеме.

При выявлении нарушений условий таможенного транзита в отношении перевозчиков возбуждаются уголовные дела по ч. 2 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) [6], а также дела об административном правонарушении (дела об АП) [7]:

— по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ – недоставка части товаров, находящихся под таможенным контролем;

— по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании и весе товаров;

— по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ — сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС путем предоставления таможенному органу недействительных документов.

Выявление указанных схем возможно только по результатам взаимодействия, в т. ч. информационного обмена, с таможенными органами стран ЕАЭС. В этой связи необходимо направить значительные усилия на повышение результативности действий таможенных органов России путем взаимодействия с коллегами из таможенных служб стран ЕАЭС по выявлению и пресечению используемых недобросовестными участниками ВЭД схем незаконного транзита товаров по территории ЕАЭС и уклонения от уплаты таможенных платежей.[8]

Одним из инструментов повышения качества таможенных услуг является перспективная информационная технология развития пограничных таможенных органов, заключающаяся в декларировании процедуры таможенного транзита в электронном виде. ФТС России уделяет первостепенное внимание внедрению этой технологии. Внедрение технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме способствует ускорению совершения таможенных операций в пограничных пунктах пропуска.

По данным ФТС России в 2017 г. около 55% транзитных деклараций было оформлено в электронном виде. Однако с учетом добровольного характера применения электронной формы декларирования процедуры таможенного транзита к проблемным вопросам принятия действенных мер, направленных на расширение практики применения указанной технологии, можно отнести ограниченный набор инструментов, использование которых позволяет продвигать среди перевозчиков электронную форму декларирования транзита.[9]

На практике участились случаи принуждения таможенными органами участников ВЭД к электронному декларированию транзитных поставок путем усложнения таможенного оформления в случае подачи транзитной декларации на бумажном носителе. Такое принуждение недопустимо в силу положения п. 4 ст. 104 ТК ЕАЭС, согласно которому при транзите разрешена письменная форма декларирования.

Важно отметить, что переход перевозчиков к декларированию транзита в электронной форме накладывает на них определенный перечень дополнительных обязательств, связанных с необходимостью получения электронной подписи, формирования совместно с предварительной информацией дополнительного документа — электронной транзитной декларации (ЭТД). В ходе рабочих встреч перевозчиками отмечается наличие проблем с подачей транзитной декларации в электронной форме с использованием официального сайта ФТС России, связанных с имеющими место недоработками технологии, отсутствием возможности формирования ЭТД на основе сведений, указанных в предварительной декларации на товары, значительных временных затратах, связанных с формированием ЭТД. Использование альтернативных программных продуктов для формирования ЭТД сопряжено со значительными денежными вложениями, обусловленными необходимостью приобретения и сопровождения данных продуктов.[10]

В связи с этим перевозчику более выгодно использовать в качестве транзитной декларации предварительную информацию и комплект уже имеющихся у него транспортных, коммерческих или иных документов, чем ЭТД.

В целях решения вышеизложенной проблемы необходимо создание льготных условий для участников ВЭД, которые смогут популяризировать применение электронного декларирования процедуры таможенного транзита. На наш взгляд, данные льготы должны быть направлены на:

1) освобождение перевозчика от необходимости предоставления при транзите обеспечения уплаты таможенных платежей, если декларант подал электронную транзитную декларацию в таможенный орган отправления и предварительную декларацию на товары в таможенный орган назначения;

2) неприменение к перевозчикам таких мер обеспечения транзита, как таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров;

3) отнесение участников ВЭД к категории среднего или зеленого уровня риска, если они все транзитные поставки оформляют в электронном виде.

Введение указанных льгот не создаст угрозы снижения эффективности проведения таможенного контроля, но при этом позволит значительно увеличить долю транзитных деклараций, оформленных в электронной форме.[11]

Еще одной актуальной проблемой является применение таможенного транзита при мультимодальных (смешанных) перевозках. Если в силу логистических особенностей участникам ВЭД приходится использовать для перевозки товаров различные виды транспорта, происходит многократное помещение товаров под процедуру транзита.

Данная проблема обусловлена недоработанностью программного продукта таможенных органов «АС КТТ-2» — автоматизированной системы контроля таможенного транзита. АС КТТ-2 взаимодействует с автоматизированными системами, используемыми при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ, при учете обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при анализе и управлении рисками, а также иными информационными системами таможенных органов России.[12]

Если таможенный транзит осуществляется одним видом транспорта, а затем после перегрузки товаров на таможенной территории ЕАЭС – другим видом транспорта, программное средство АС КТТ-2 не позволяет перевозчику продолжать процедуру транзита. В этом случае необходимо до перегрузки товаров завершить процедуру транзита, а после нее открыть новую процедуру транзита на ту же партию.

Вместе с тем необходимо отметить, что положения ТК ЕАЭС не обязывают в подобной ситуации многократно применять процедуру транзита. Согласно положениям ст. 148 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с процедурой таможенного транзита, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, и не требуют повторного помещения товаров под процедуру транзита.

В связи с этим в целях упрощения транзитных мультимодальных перевозок необходима срочная доработка программного средства АС КТТ-2 путем наделения его функциями оформления мультимодальных перевозок в рамках одной процедуры таможенного транзита. В таком случае перевозчику будет достаточно получить разрешение на перегрузку товаров, причем данное разрешение может оформляться в электронном виде без фактического присутствия перевозчика.[13]

Подводя итоги, еще раз выделим актуальные проблемы применения таможенного транзита в рамках ЕАЭС: лжетранзитные перевозки с недоставкой товаров и применением «товаров прикрытия», неправомерное принуждение перевозчиков к подаче транзитной декларации в электронном виде, многократное применение таможенного транзита при мультимодальных перевозках. Решение указанных проблем приведено на рисунке 2.

Рекомендации по решению проблем применения транзита

Рисунок 2. Рекомендации по решению проблем применения транзита

В целом, развитие и реализация вышеизложенных направлений будет способствовать ускорению транзитных перевозок и упрощению оформления процедуры таможенного транзита в рамках Евразийского экономического союза.

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  2. Воротынцева Т.М. Таможенные операции: учебное пособие / СПб: Троицкий мост, 2018.
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.06.2018).
  4. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 5-10.
  5. Арский А.А. Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика. – 2017. – №5 (13). – с. 6-12.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.06.2018).
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.06.2018).
  8. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. 2017. № 2 (10). С. 173-181.
  9. Официальный сайт ФТС России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php (дата обращения: 25.06.2018).
  10. Абрамов А.С. Проблемные вопросы и перспективы внедрения технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме как инструмента повышения качества таможенных услуг // Управленческое консультирование. 2018. № 2 (110). С. 80-87.
  11. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.
  12. Лаптев Р. А., Дюкарева А. С. Осуществление таможенного контроля за таможенным транзитом в рамках электронных технологий с введением системы слежения за товарами // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 95-97.
  13. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 N 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 15.12.2017.

УДК 339.5

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Current problems of application of the customs procedure of customs transit

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia

Annotation: The article considers the current state of Turkey’s foreign trade relations with the countries of the Eurasian Economic Union. As a result of the analysis of foreign trade processes between these countries, the feasibility of the entry of the Republic of Turkey into the Eurasian Economic Union.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Актуальные проблемы применения таможенной процедуры таможенного транзита // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 113-122.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».