Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье обосновывается необходимость развития органического земледелия в Российской Федерации, с учетом трансграничного взаимодействия с КНР. Вступивший в силу 01.01.2020г. Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяет Российской Федерации освоить некоторые ниши рынка органической продукции в КНР, а КНР, в формате трансграничной кооперации, выйти на рынок Российской Федерации с традиционными номенклатурами продукции, которые в новых условиях должны быть произведены в соответствии с требованиями данного закона.

Проблемы качественного, «натурального» и «здорового» питания остро стоят перед человечеством в наши дни. Рост населения планеты, обусловил рост потребления продуктов питания, производство которых вышло на такие темпы, которые, к сожалению не всегда обеспечивают качество того или иного продукта питания. Глобализация торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания обусловила применение удобрений, которые при превышении предельной концентрации, могут наносить вред потребителю и генномодифицированного посадочного материала, свойства которого и влияние на организмы до конца не изучены.

Данные обстоятельства, обусловили выделение целого сегмента в сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов – органические продукты, био-продукты и т.д. Как правило, к таким продуктам относят продукты возделываемые без применения удобрений разного типа и без генномодифицированного посадочного материала. Такие продукты имеют исходные свойства (состав), отличаются короткими сроками хранения (чувствительны к нарушению условий хранения) и подвержены карантинным заболеваниям. В любом случае, потребитель на рынке может удовлетворить спрос на любые продукты питания и сельскохозяйственную продукцию без вреда жизни и здоровью, так как процедуры контроля деятельности производственных и торговых регламентированы на законодательном уровне и их выполнение контролируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В сложившихся условиях глобального рынка, при учете действующих в Российской Федерации программ импортозамещения, актуальной задачей для ученых и практиков агропромышленного комплекса является поиск эффективных направлений развития производства органической продукции. Большего эффекта в этой области можно достичь посредством международной кооперации, для адаптации передового опыта и современных технологий производства органической продукции. Учитывая экономический аспект, необходимо руководствоваться интересами производителей в части обеспечения сбыта органической продукции заинтересованным потребителям на внутреннем и на внешнем рынке.

С 01.01.2020г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1]. Он определяет требования к производству органической продукции, рынок которой, по мнению аналитиков, растет год от года. Также стоит учитывать рынок стран ЕАЭС, на котором Российская Федерация занимает доминирующее положение по всем позициям сельского хозяйства. В этой связи, трансграничная кооперация с Китаем, представляется перспективным направлением для развития производства органической продукции, так как растущий рынок Китая, являющегося самым крупным производителем и потребителем сельскохозяйственной продукции в мире, имеет более емкую по величине спроса нишу, чем Российская Федерация и страны ЕАЭС. Китай, как самый крупный торговый партнер ЕАЭС имеет возможность сформировать эффективные модели взаимодействия с Российской Федерацией на основе создания зоны свободной торговли именно по тем номенклатурам сельскохозяйственной продукции, которая будет производиться в формате трансграничной кооперации.

Возможна трансформация данного направления в Российской Федерации в успешный международный проект с КНР, обеспечивающий органическим продовольствием страны ЕАЭС и страны СНГ.

  1. Для развития проекта Российской Федерации и КНР необходимо определить номенклатуру продукции, производимую и торгующуюся на трансграничных территориях в рамках зоны свободной торговли (цитрусовые, фито-продукция, чай и т.д.). В целях исключения внутренней конкуренции, эта номенклатура не должна включать те продукты, которые традиционно производит Российская Федерация.
  2. Конкурентным преимуществом КНР может явиться оперативность развертывания производств и, соответственно, агрессивная экспансия при занятии товарных ниш для последующей защиты от конкурентов (страны СНГ, Вьетнам).
  3. Маркетинговой аспект генерации зоны свободной торговли должен быть организован в формате полного цикла, а именно доведения этих продуктов до конечного потребителя в специализированных магазинах и ресторанах (например, китайской кухни). Соответственно, создание торговых сетей и сетей быстрого питания в формате трансграничного сотрудничества и городах-миллионниках будет способствовать успешному развитию рынка китайской органической продукции в рамках будущей зоны свободной торговли.

Для успешного развития проекта трансграничной кооперации, Российской Федерации и КНР необходимо урегулировать следующие вопросы, по сути профилактируя риски связанные с реализацией проекта (табл. 1).

производство органической продукции

Таблица 1 — Вопросы, подлежащие урегулированию в формате развития трансграничной кооперации в области производства органической продукции

Урегулирование вопросов, обозначенных в таблице 1, должно быть произведено на основе транспарантного сотрудничества с коллегами из КНР и других заинтересованные стран (ЕАЭС и Вьетнам) с целью исключения недобросовестной конкуренции выраженной, например, ценовым демпингом [2; 3].

Научная новизна данного подхода состоит в рассмотрении вопросов органического земледелия в контексте трансграничного сотрудничества Российской Федерации и КНР[4; 5]. Необходимость реализации данного подхода обуславливают следующие факторы: 1) необходимость развития органического производства с целью качественного удовлетворения возрастающего внутреннего и мирового спроса; 2) необходимость преодоления санкционного конкурентного давления на Российскую Федерацию и КНР со стороны США; 3) необходимость развития регионов Российской Федерации, участвующих в трансграничной кооперации.

Развитие проекта органического земледелия в Российской Федерации, сгенерирует мультипликативный эффект развития сельских территорий в зоне свободной торговли, позволит создать дополнительные рабочие места, как в формате агрохолдингов, так и в формате фермерских хозяйств малого бизнеса [6; 7].

В Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, планируется развитие научной школы — Динамическое управление логистическими издержками предприятий и комплексов АПК, в формате которой запланировано проведение исследований в области совершенствования логистических систем ВЭД, обозначенных в числе вопросов подлежащих урегулированию в Таблице 1. Материалы этих исследований лягут в основу разработки эффективных моделей международного сотрудничества Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/ (дата доступа 07.02.2020)
  2. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – 2013. – № 4. – С. 54-56.
  3. Арский А.А. Проблемы реализации условий Правила 7 «R» в логистическом аутсорсинге агропромышленного комплекса // Маркетинг и логистика. – 2019. – № 5 (25). – с. 5-11
  4. Ерохин В.Л. Развитие сельских территорий на Дальнем Востоке России и в провинции Хэйлунцзян КНР // Вестник АПК Ставрополья. – 2016. – № 3 (23). – С. 256–260.
  5. Ерохин В.Л. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая в регионе Центральной Азии // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 3 (4). – С. 74-79.
  6. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. – 2016. – №5(7). – с. 67-74.
  7. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Маркетинг и предпринимательство в сельском хозяйстве на международном рынке // Вестник академии. – 2018. – №2. – с.11-16

УДК 338

Арский А. А. —  кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой логистики и таможенного дела в АПК, ФГБОУ ДПО Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, Москва, Россия

e-mail: arskiy@list.ru

Cross-border cooperation of the Russian Federation and China in the field of organic products

Arskiy А. —  Candidate of economic sciences, associate professor, Head of the Department of logistics and customs in the agro-industrial complex, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex, Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need for the development of organic farming in the Russian Federation, taking into account cross-border interaction with China. Entered into force on 01.01.2020 Federal Law dated 03.08.2018 No. 280 “On Organic Products and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation”. This Law allows the Russian Federation to master the niche market of organic products in the PRC, and the PRC in the format of cross-border cooperation to enter the Russian Federation market with traditional goods, which under the new conditions must be produced in accordance with the requirements of this law.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. – 2020. – №1 (27). — с. 5-11.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».