Вызовы и перспективы международного рынка транспортных услуг

Лешукова Екатерина Антоновна

Аннотация: в статье проводится анализ современного рынка транспортных услуг, выделяются наиболее актуальные вопросы, нуждающиеся в решении. Формируются прогнозные оценки развития международного рынка транспортно-логистических услуг.

Для международного товарообмена транспортно-логистические услуги играют очень важную роль. Они выступают как экспортер продукции, представляющую собой транспортные услуги. Ни одну внешнеторговая сделку не возможна без участия в ней участника, осуществляющего транспортно-логистические услуги. В связи с этим на эффективность внешней торговли оказывает значительное влия­ние развитость транспортно-логистического обеспечения внешнеэкономических связей.

Рынок международных транспортно-логистических услуг пострадал наиболее сильно от пандемии COVID-19. Закрытие границ между странами, локдаун, который ограничил передвижение людей, сбой в производственно-сбытовых цепочках поставок, снижение спроса на услугу и уменьшение покупательной способности – всё это послужило началом последующих негативных последствий для рынка транспортных услуг. Пострадали всё виды транспортных перевозок: были ограничены передвижения на личном автотранспорте и на общественном внутри городов, грузо- и пассажироперевозки внутри и за рубежом практически остановились.

Международные трансграничные перевозки состоят из перечня сложных этапов с организационной точки зрения, а также с экономической, формируя, в общем и целом, трудоемкий и многосоставный процесс. Стратегическое планирование в сфере транспортно-логистических услуг при определении целей не может не выделить перечень потенциально возможных рисков. Наиболее важными являются следующие риски, становящиеся в свою очередь вызовами, определяющими развитие данной отрасли (табл. 1) [6]. Риски были разделены на некоторые группы для более простого Актуальность исследования обусловлена необходимостью мониторинга рынка международных транспортных услуг с целью определения потенциала отечественных перевозчиков, действующих в нем.

Проблемы международных перевозок

Таблица 1 — Проблемы международных перевозок

Наиболее острыми темами в современных международных реалиях выступают различные ограничения на ввоз продукции, которые создают своего рода современные формы протекционизма. Для технических рисков это вопросы обеспечения кибербезопасности международных перевозок. В связи с чем, страны и отдельные компании, ссылаясь на потенциально возможную утечку данных, низкий уровень интернет-покрытия в стране и слабую степень защиты данных, создают барьер для работы многим транспортно-логистическим компаниям, в особенности, находящихся в развивающихся странах, так как степень цифровизации на территории подобных государств значительно ниже, в сравнении с развитыми странами. В правовом поле также активно создаются барьеры, мешающие работе многих компаний. Для некоторых групп товаров создаются определенные санитарно-гигиенические требования при транспортировке таких грузов, которые фактически являются выполнимыми лишь для небольшого числа перевозчиков. Мировой тренд на экологичность оказывает непосредственное влияние на транспортно-логистические компании, так как разрабатываются новые нормы топлива, пригодного для использования различных видов транспорта от морского до автомобильного, которые обязывают участников международных перевозок использовать только определенный разрешенный перечень, что заставляет их терпеть издержки. Под гнетом постоянно растущих издержек многие участники вынуждены покидать транспортно-логистический рынок, что впоследствии ведет к тому, что на рынке будут представлены исключительно крупные компании, которые будут в состоянии нести издержки, нивелирующиеся эффектом масштаба.

Снижение грузопотока на мировом и локальных рынках в 2020 году случилось из-за некоторого ряда причин. В первую очередь огромную роль сыграло фактически полное прекращение трансграничной торговли. Не менее важную роль сыграл локдаун, вводимый повсеместно.  Последствиями этого стали частичное или полное прекращение работы точек, осуществляющих торговлю, положительная ценовая динамика курса доллара США. Снижение покупательной способности граждан, а далее и спроса было вызвано тем, что многие граждане, относящиеся к экономически активному населению, потеряли свои рабочие места или иные способы заработка. Однако стоит отметить, что быстрая адаптация поможет транспортно-логистическим компаниям быстро прийти в себя, поэтому даже в условия кризиса можно будет выделить некоторые потенциальные возможности для развития.

Тренд на использование в рабочих процессах принципа автоматизации сохранится и будет реализован посредством внедрения новых высокотехнологичных цифровых продуктов. Использование средств слежения за транспортом, который перевозит груз, за физическим состоянием перевозящего груз, расчётные операции, техническая поддержка, охранительные меры совершенствуются с каждым годом за счёт внедрения инноваций, что позволяет снизить «человеческий фактор» [5].

Возрастающая конкуренция на рынке транспортных услуг побуждает внедрять в транспортно-логистические процессы диджитал технологии. Нынешний потребитель транспортных услуг активно использует различные интернет-ресурсы, получая транспортно-логистические услуги. Это сделало электронную логистику необходимым звеном в осуществлении транспортных операций, что позволяет сделать транспортные услуги более качественными и эффективными, за счёт скорости, надёжности, экономичности и своевременности исполнения [8]. Вопрос оптимизации логистических издержек стоит достаточно остро в конкурентной среде рынка. В отношении отдельных групп товаров, логистические издержки могут составлять до 80% от итоговой стоимости для конечного потребителя. Снижение логистических издержек, дает дополнительные конкурентные преимущества компании, выраженные в возможности снижения стоимости товара для потребителей при неименном качестве данного товара [1].

Тенденция роста международного товарооборота безусловно приводит к большему спросу на транспортно-логистические услуги. В 2021 году прогнозируется постепенное возвращение товарооборота к прежним показателям, просевшим в период пандемии COVID-19, также прогнозируется рост сектора e-commerce, что положительно отразится на рынке транспортных услуг.

Тенденция усиления участия государства в контроле рынка транспортно-логистических услуг в большей степени проявляется в создании нормативно правовой базы как на международном, так и на региональном уровнях [6]. Вносятся изменения в действующее законодательство, которое увеличивает степень ответственности субъектов транспортно-логистического рынка перед друг другом. Российская Федерация развивает международные транспортные проекты, реализуя в полной мере транзитный потенциал территории. Автодорога «Западная Европа – Западный Китай», это один из наиболее ярких примеров международного сотрудничества, по налаживанию устойчивых транспортных связей между крупнейшими экономиками евразийского региона – экономиками Евросоюза и Китая [2].

Развитию транспортной инфраструктуры способствовала реализация Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» [3].

Суммируя все вышеперечисленное, можно сказать, что для активного развития рынка транспортно-логистических услуг необходимо внедрять инновационные технологии, обеспечить государственную финансовую и административную поддержку коммерческого сектора, создание должной инфраструктуры.

В числе сфер, которые понесли колоссальные потери в результате пандемии стоит мировая транспортно-логистическая система. Основными причинами, за которыми последовали отрицательные для данной сферы последствия стали: локдаун на государственном, а также на внутригосударственном уровнях, разрыв производственно-сбытовых цепочек поставок, снижение покупательной способности, а вследствие этого и спроса.
Данный перечень факторов повлиял на все виды перевозок, начиная использованием общественного транспорта и средств для личного передвижения внутригородской среде, заканчивая осуществлением пассажирских и грузовых перевозок на государственном и межгосударственном уровнях.

В зависимости от типа транспорта и степени интегрирования его в международную транспортно-логистическую систему ранжируется степень негативного эффекта. В период пандемии коронавирусной инфекции в странах Европейского Союза было отменено 90% авиарейсов, объема пассажирских перевозок легковыми автомобилями уменьшился на 60 – 90%, а с использованием общественного транспорта – на 50%. По итогам 2020 года мировой объем грузовых перевозок сократился больше, чем на треть, а для российских транспортных компаний потери были оценены в 230 млрд рублей. В настоящий момент большинство стран находятся на переходном этапе, так как транспортно-логистическая сфера постепенно адаптируется к изменениям в условиях деятельности и постепенное восстановление после кризиса. Однако нельзя не отметить, что все ещё присутствует целый ряд рисков.

Потенциальная возможность увеличения числа больных коронавирусной инфекцией, вызванное очередной волной COVID-19, а также возобновление ограничений, введённых ранее в период острой фазы пандемии, способствуют возникновению неясности, которая касается дальнейшей судьбы международной транспортно-логистической системы. Стоит отметить, что неопределенность присутствует и в отношении прихода к тем же показателям, которые были до наступления кризиса, и в том числе остаётся непонятным облик сферы транспорта и логистики после прекращения ограничений [7].

Развитие и реализация потенциала экспансии транспортных услуг международной перевозки, так же должны стать объектом научного изучения и практической апробации в среде молодых специалистов – студентов и аспирантов вузов, ученых и практиков отрасли, которые могут использовать как простейшие, так и более сложные модели проектирования логистических систем [4]. Важнейшим аспектом реализации данного потенциала, является качество подготовки специалистов логистических отраслей и отрасли внешней торговли, особое внимание, необходимо уделить подготовке специалистов именно в формате возможности генерирования ими идей и выбора оптимальных путей воплощения этой идеи в жизнь. Научная новизна нашего исследования состоит в обобщении направлении развития транспортного потенциала Российской Федерации и учета факторов реализованных на международном рынка перевозок.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – 2013. – № 4. – С. 54-56.
  2. Худжатов М. Б. Особенности таможенного декларирования при временном ввозе иностранных товаров на таможенную территорию ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 75-85.
  3. Информационный портал ФЦП России [электронный ресурс] https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/264/ (дата обращения 07.10.2021г.)
  4. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2017. – № 3. – с. 68-74.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р (ред. От 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года») [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/
  6. Логистика товародвижения. 2-е изд., перераб. и доп. / Гордон М. П., Карнаухов С. Б. – М.: Центр экономики и маркетинга. 2014
  7. Рынок логистического аутсорсинга: итоги 2018-2019 и прогноз до 2023 / Симонова Л.Н. – M. A. Research, 2020 [электронный ресурс] URL: https://ma-research.ru/research/item/260-rynok-logisticheskogo-autsorsinga-itogi-2018-2019-i-prognoz-do-2023-goda.html
  8. Анализ состояния и динамики развития мирового рынка транспортных услуг / Ким С. А., Кусков А. Н. – Journal of Economy and Business, vol.12-2 (70), 2020

УДК 339

Лешукова Е. А. – студентка бакалавриата по направлению «Экономика» Всероссийской академии внешней торговли, Москва, Россия.

e-mail: eleshukova@yandex.ru

Научный руководитель: Арский А.А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли, Москва, Россия.

Challenges and prospects of the international transport service market

Leshukova E. – Bachelor’s degree student majoring in Economics at Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.

Academic supervisor: Arskiy A., candidate of economic sciences, associate professor. Associate professor of the Department of international trade and foreign trade of the Russian Federation, Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.

Annotation: In the article author analyzes the current situation on transport service market, highlights the most pressing issues, forecast future steps of international transport service market’s participants.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Лешукова Е. А. Вызовы и перспективы международного рынка транспортных услуг // Маркетинг и логистика. – 2021. – 5 (37). — с. 43-52.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».