Развитие регионального предпринимательства в современных условиях

София Алексеевна Лапутина

Аннотация: В условиях цифровой трансформации отечественной экономики предпринимательство рассматривается как драйвер экономического роста страны. Поддержка развития предпринимательства является важнейшим стратегическим направлением российской внутренней политики. В статье представлены результаты эмпирического исследования развития предпринимательства российских регионов, граничащих с республикой Беларусь. Выявлены направления модернизация региональной политики, нацеленные на улучшение предпринимательского климата в субъектах РФ, — институциональные, финансовые, информационные, организационные и др.

«Принципиально важно утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимания особой роли предпринимательского труда как одного из важнейших ресурсов развития страны, долгосрочного её экономического роста». В. В. Путин, Президент Российской Федерации

Экономика нашей страны характеризуется рядом особенностей, присущих развивающимся рынкам: она чувствительна к изменениям цен на энергоносители, кроме того, правовая, налоговая и административная системы подвержены регулярным изменениям и характеризуются наличием пробелов и возможностью неоднозначного толкования. В последние годы снижение цен на нефть, международные санкции, политические конфликты негативным образом отразились на экономике России в целом и на динамике финансового рынка в частности. Поэтому обеспечение стабильности функционирования отечественного предпринимательства является сегодня приоритетной задачей как регулирующих и надзорных органов, так и всех экономических субъектов – его участников.

В таких условиях перспективы развития отечественного предпринимательства необходимо связывать с поиском новых возможностей для стабилизации и расширения источников экономического роста, которые будут являться основными факторами, стимулирующими повышение инвестиционной привлекательности  стратегически приоритетных отраслей народного хозяйства.[1-3]

В данной статье предпринята попытка охарактеризовать направленность процессов взаимодействия регионального предпринимательства и органов власти.

Методологической основой исследования является применение комплексного подхода к формированию региональной политики по поддержке и развитию предпринимательства на основе общенаучных методов наблюдения, анализа и оценивания информации.

Информационная база исследования сформирована на основе данных информационно-аналитической системы Росстата и его территориальных отделений, а также на материалах периодических изданий и интернет-ресурсов.

Анализ дискуссий научного сообщества по проблемам развития предпринимательства позволяет сделать вывод о влиянии предпринимательства на инновационное развитие национальных экономик, что подтверждается результатами исследований зарубежных и отечественных ученых. В условиях цифровой трансформации отечественной экономики возрастает роль предпринимательства как драйвера экономического роста страны.[4-6]

В настоящее время в России реализуются государственные программы как отдельные приоритетные направления экономической политики, нацеленные на формирование и развитие благоприятной конкурентной среды; активизацию предпринимательской активности и развитие предпринимательства; цифровую трансформацию отечественной экономики на основе высокотехнологичных производств и др. Так, осуществляется реализация государственных программ по улучшению инновационно-инвестиционного климата российских регионов, поддержке предпринимательства, направленных на: совершенствование корпоративного управления, повышение доступности энергетической инфраструктуры, совершенствование оценочной деятельности, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием и др.

Таким образом, основные нормативно-правовые акты, определяющие приоритетные направления государственной политики по поддержке российского предпринимательства, характеризуются иерархичностью приоритетов в сфере развития предпринимательства, формируют систему целей и задач экономической политики (рис. 1).

Основные нормативно-правовые акты, определяющие приоритеты политики развитияпредпринимательства

Рисунок 1. – Основные нормативно-правовые акты, определяющие приоритеты политики развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Однако в России наблюдается отставание малого бизнеса от развитых стран по занимаемой им доле в валовом национальном продукте (всего 20%). Как отмечают специалисты, российское предпринимательство характеризуется высокой степенью риска, финансовой и коммерческой нестабильностью, обладает низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, большим количеством проблем в сфере закупок, в том числе картельные сговоры, квазиконкурентные способы закупок, нарушения на стадии формирования технического задания и на стадии экспертизы поставленной продукции, коррупция и др.[7-9]

Сопоставительный анализ российских регионов (области Брянская, Псковская и Смоленская), граничащих с Республикой Беларусь, показал, что по количеству занятых в малом и среднем предпринимательстве (МСП) лидер — Смоленской область, аутсайдер – Псковская область (рис. 2).

Динамика занятых в секторе МСП по российским территориям

Рисунок 2. – Динамика занятых в секторе МСП по российским территориям на границе с Беларусью (по данным gks.ru)

Преобладающими сферами присутствия МСП являются торговля и ремонт (более 50% от общего количества занятых в МСП региона), обрабатывающие производства (около 12 %) и строительство (около 10%).[10-12]

Проведенный анализ научных публикаций, результатов фундаментальных и прикладных исследований в области государственного регулирования предпринимательства позволил сделать вывод об отсутствии единого подхода к количественным оценкам результативности региональной политики, как со стороны органов власти, так и с позиций предпринимательского сообщества.

В мировой и отечественной практике для характеристики деловой среды и активности предпринимательства применяются различные укрупненные в блоки показатели, описывающие разнонаправленное влияние социально-экономических факторов на все стадии воспроизводственного процесса предпринимательства.

 В условиях глобализации и регионализации происходит трансформация представлений и подходов к формированию и реализацию политики поддержки предпринимательства как на национальном, так и региональном уровнях. В условиях модернизации отечественной экономики на основ е высокотехнологичных производств необходимо рассматривать региональную политику поддержки предпринимательства в контексте экономической политики, реализуемой органами власти региона и местного самоуправления путем изменение условий воздействия (институциональные преобразования, финансовые ресурсы и др.) на потенциальных и функционирующих субъектов предпринимательства с целью повышения позитивных и снижения негативных эффектов влияния на состояние социально-экономической системы региона.

Полученные результаты по российским регионам в контексте развития МСП представлены на нижеследующим рисунке 3.

Распределение субъектов РФ

Рисунок 3. — Распределение субъектов РФ по результативность развития МСП [3]

Результативность функционирования МСП опосредована многочисленными факторами, в том числе наличием человеческих (предпринимательских и трудовых), природных и материальных ресурсов, состоянием экономического законодательства, политики развития и регулирования, инфраструктуры и других институциональных условий.[13-15]

В результате исследования выявлены направления модернизации региональной политики, нацеленные на улучшение предпринимательского климата в субъектах РФ, — институциональные, финансовые, информационные, организационные и др.

Результаты проведенного исследования формируют научную основу информационно-аналитического обеспечения корпоративного управления в целях создания условий для устойчивого развития регионального предпринимательства. Перспективными направлениями являются исследования региональных особенностей развития предпринимательства для формирования признакового пространства оценочных моделей, характеризующих процессы цифровой трансформации отечественной экономики.

Список использованной литературы:

  1. Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья: коллективная монография/под ред. А.П. Катровского. Смоленск, 2016.
  2. Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг инноваций в сфере торговли: теория, методология, практика. Москва, 2012.
  3. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство/ коллективная монография / Москва, 2017.-252с.
  4. Киященко Л.Т. Качество трудовых ресурсов как фактора инвестиционного развития региона //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2. С. 40-42
  5. Сивакова С.Ю. Качество трудовых ресурсов и инвестиционный потенциал приграничных регионов России и Белоруссии //Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 30
  6. Шеломенцева М.В Качество человеческого капитала приграничных регионов России и Белоруссии// Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья / Ответств. ред. Катровский А.П. Смоленск, 2017. С. 137-164.
  7. Катровский А.П., Демографическая ситуация как индикатор и фактор развития российско-белорусского приграничья//Региональные исследования. 2016. № 3 (53). С. 102-109.
  8. Земляк С.В/.Структуризация и сегментация пространства российско-белорусского приграничья//Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 78-86.
  9. Основы финансового контроля и государственного регулирования: отраслевой и региональный аспект / Под редакцией Гнездовой Ю.В, Матвеевой Е.Е. Москва, 2017.-330с.
  10. Земляк С.В. Инвестиционные показатели оценки развития регионов в финансовом маркетинге// Научные труды Вольного экономического общества России, 2016. Т. 198. С. 356-360.
  11. Жильцова О. Н. Необходимость маркетинговых исследований в период изменений потребительского спроса // Маркетинг и логистика. 2017. №6 (14). с. 15-21.
  12. Шеломенцева М.В. Сравнительная оценка дифференциации территорий по состоянию социально-экономической системы// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2 (29). С. 98-103
  13. Земляк С.В. Развитие малого бизнеса приграничных регионов: инновационный аспект // Интернет-журнал Науковедение, 2015. — Т.7, № 3 (28). – [Электронный ресурс] — М.: Науковедение, — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN315.pdf, свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ. (Дата обращения 15.02.2018)
  14. Жильцов Д.А. Инструменты онлайн-маркетинга для малого и среднего бизнеса// Маркетинг и логистика. 2016. №6 (8). с. 32-39.
  15. Науменков А.В. Российское предпринимательство и региональное управление//Экономика. Бизнес. Банки. 2017. Т. 1. С. 45-59.

УДК 332.1

С. А. Лапутина — студентка, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Смоленск, Россия

E-mail: smolensk.fa@gmail.com

Научный руководитель — Науменков А. В., к.ю.н., доцент, доцент кафедры «Математика, информатика и общегуманитарные дисциплины», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Смоленск, Россия

E-mail: AVNaumenkov@fa.ru

Development of regional entrepreneurship in modern conditions

S. Laputina — student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk, Russia

Scientific adviser – A. Naumenkov, PhD of jurisprudence, associate professor, Associate Professor of the Department of Mathematics, Informatics and General humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk, Russia

Annotation: Under the conditions of digital transformation of the domestic economy, entrepreneurship is seen as the driver of the country’s economic growth. Support for the development of the entrepreneurship is the most important strategic direction of Russian domestic policy. The article presents the results of an empirical study of the development of entrepreneurship in Russian regions bordering the Republic of Belarus. The directions of modernization of the regional policy have been identified, which were aimed at improving the entrepreneurial climate in the constituent entities of the Russian Federation, such as institutional, financial, information, organizational, etc.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Лапутина С. А. Развитие регионального предпринимательства в современных условиях // Маркетинг и логистика. – 2018. – №1 (15). – с. 37-45.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».