Функционал алгоритма параллельного импорта в пищевой промышленности России

Запрудская Ульяна Михайловна

Аннотация: в данной статье исследуется   понятие параллельного импорта, его истории, значения, необходимости в последние сложные исторические годы в Российской Федерации, связанные с антироссийскими санкциями и западной истерией. Указаны документы, разрешающие его введение, а также стандарты, необходимые для осуществления механизма этого явления.

Параллельный импорт — продажа, маркировка и получение денег самим правообладателем, только в другой стране. Февраль 2022 года коренным образом изменил ситуацию в сфере прекращения деятельности крупных иностранных компаний, что повлекло за собой остановку поставок зарубежных товаров на территорию Российской Федерации, что без немедленного реагирования могло бы привести к значительному уменьшению ассортимента жизненно необходимой продукции и резкому рост цен. В связи с этим был разрешен параллельный импорт. Под этим ранее подразумевалось импортирование оригинальных товаров, которые не являются официальными дистрибьюторами соответствующего правообладателя товара и не имели от него разрешения на ввоз, и это не фальсификат, и не нарушение таможенной процедуры, а осуществление параллельно официальным каналом поставок правообладателя. Ввоз параллельного импорта подразумевает ограничение права, принадлежащее правообладателю или его согласие, то есть наступление исчерпание права в определённый момент на основании международного, регионального и национального принципа. Осуществляется согласно статье 1359 и 1487 кодекса ГК РФ и при условии, что на территории России товар был введен в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. Основной целью подобного импорта является обеспечение внутреннего рынка необходимыми товарами и стабилизация цен на них. С начала 2022 года, иностранные производители массово отказывались от торговли с Российской Федерацией, поэтому эта мера являлась экономически необходимой. Экономика нашей страны усложнена санкциями со стороны многих государств и крайне зависит от политики [1].

Учитывая изложенное выше, а именно, что истоки данной инициативы понятны как Правительству, так и бизнесу и при адекватном правовом регулировании возможно избежать злоупотреблений, а также ввоз в страну товаров низкого качества.

На Руси издавна купцы ходили за «заморскими» товарами за «три моря». Купец покупал в дальних странах товар, и вез его домой. Таким простым, в плане логистики, можно назвать импорт по старинке. При пересечении границы, на товаре ставили клеймо. Занимался этим мытарь, который мог конфисковать товар, оштрафовать и посадить коробейника, ведь продавец мог не дать ярлык на согласие продажи этого товара на чужбине. Во время ига Золотой орды, появилось понятие клейма, на тюркском языке — танга — выдача ярлыка с печатью со взиманием пошлины.  Место клеймения на рынке стали называть таможней, а лицо, взимавшее плату (мыта) — таможенником (мытарем). Вот, с этих времен, появилось стремление к незаконному провозу и торговле товаров. В эпоху феодальной Руси, внешняя торговая деятельность велась на основе грамот князей, заключенных между отдельными княжествами. В 16-17 веке таможенная служба была «верной», безвозмездной, где должностные лица принимали присягу, отбывая повинность. При Петре 1 был принят в 1724 году первый таможенный тариф, который до конца 18 века усилился в сторону увеличения пошлин более 50%. В советский период, практически с 1917 года были прекращены все устоявшиеся торговые отношения России с другими странами и вплоть до 1991 года существовала государственная монополия. Был принят в этом году закон СССР «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс СССР, но существовали они недолго, до распада Советского союза.

Правительство Российской Федерации в 2022 году приняло ряд законов и постановлений. Президентом Российской Федерации был подписан закон, разрешающий и освобождающий от ответственности за параллельный импорт от 05.06.22, по которому перечень импортных товаров будет устанавливать российское правительство. До недавнего времени подобное было фактически запрещено. Приказ Минпромторга от 19.04.22 №1532 установил перечень разрешенной ввозимой продукции, а Федеральный закон от 28.06.2022 № 213 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» легализовал параллельный импорт с 2022 года. Еще с 2011 года Федеральная антимонопольная служба предлагала отменить национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, то есть осуществлять параллельный импорт, тогда это предложение не было принято. При режиме исчерпания права в юридической международной практике существуют 3 принципа:

  1. Национальный принцип легально реализует введение только тех товаров в оборот, на которые в данном государстве имеется официальное согласие правообладателя. Если ввозимый товар является брендом другого государства, импорт его запрещен, так как будут нарушаться интересы правообладателя. Параллельный же импорт образует благоприятные условия для защиты своих прав при условии регистрации бренда в патентном ведомстве государства.
  2. Региональный принцип — при этом режиме, товар может продаваться в стране члену союза или объединению государств (ЕС, ЕАЭС) с условием действия там разрешения [2].
  3. Международный принцип — в этом случает товар без разрешения правообладателя может продаваться в странах после осуществления первой продажи в любом мировом государстве. Именно на этом принципе базируется концепция параллельного импорта.

Механизм параллельного импорта не «ноу хау», а действенная мера в ряде стран мира — Китае, Канаде, США, Австралии с ограничениями властями ввоза товаров. В Российской Федерации легализация этого явлениями вызвала спор между ведомствами. Необходимость стимуляции и конкуренции снижения цен превысила обоснованные отказы в связи с риском контрафакта. В результате возник определенный список Минпромторга (порядка ~ 300 позиций из 100 товарных категорий), все это было связано с прекращением поставок, необходимых товаров на рынок России, после чего уже к концу 2022 года показатель ввоза товаров увеличился вдвое [3; 4].

При параллельном импорте, за ввоз и продажу оригинальных товаров без разрешения правообладателя продавец не несет ответственности, но требования к безопасности продукции при этом должны быть соблюдены.  При исчерпании исключительного права на товарный знак, используются два подхода в мировой практике:

  1. На территорию любой страны осуществляется первая реализация товара, а далее продажа осуществляется по усмотрению, любым потребителем.
  2. Проверка на таможне наличия разрешения от владельца товарного знака, при введении в оборот на территории конкретного государства,

Продажа на Российском рынке возможна:

  1. При предъявлении письменного согласия владельца, в момент оформления на таможне импорта, в соответствии принципа исчерпания права на товарный знак, то есть согласно ст.1487 ГК исчерпания права — приобретение продукции по согласию правообладателя. В Российской Федерации могут ввозиться товары системы ТРОИС — таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и лицами, указанными там же (официальные дистрибьюторы и производители).
  2. Соответствие нормативным требованиям для товаров качества и безопасности, согласно разрешительным документами СГР, сертификатам соответствия, декларациям о соответствии.

Чтобы исключить контрафакт, считают товары фальсификатами, у которых информация о потребительских свойствах не соответствует действительности, продукция с чужим товарным знаком или штрихкодом, то есть должны ввозиться в Российскую Федерацию оригинальные безопасные, качественные товары без разрешения правообладателя. Безопасность продукции в системе технического регулирования Евразийского экономического союза подтверждается при соответствии требованиям технических регламентов. В зависимости от товара из перечня, необходимо оформить:

  1. Сертификат соответствия, оформленный органом по сертификации при обязательной идентификации продукции, отбору проб и образцов для испытаний, а также испытаний продукции на безопасность. Сертификат выдается продавцу на партию или единичный экземпляр, ввезенный по параллельному импорту. При серийном выпуске заявка на подтверждение соответствия подается производителем или уполномоченным представителем.
  2. Свидетельство о государственной регистрации для товаров с повышенными требованиями безопасности оформляется в соответствии с Решением КТС 299 от 28.05.2010, где утверждены Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции.

Для особых изделий, попадающих под нетарифное урегулирование по Решению коллегии ЕЭК 30 от 21.04.2015 необходимы специальные документы и разрешения.

При параллельном импорте продолжает действие российская система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке от 35.12.2019 постановление 1955. Это помогает потребителю проверить товар на качество и безопасность, а лицам, заинтересованным в процессе, отследить движение товара от производителя до потребителя. На рынке ЕАС вышеуказанные товары маскируются в системе «честный знак» — инструмент для защиты здоровья потребителей, являющийся национальной системой цифровой маркировки и отслеживания товара обеспечивает безопасность финансовой системы России. На товарный знак наносится код, который несет информацию о единице товара: производителя, подробности оригинальности. Эта маркировка с одной стороны обеспечивает контроль за оборотом продукции и оборотом налогов, с другой стороны — борьба с контрафактом. Появилась в 2018 году с принятием ФЗ — 488 об «Основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 01.01.2019 с внесением понятия «товаров», маркированными «кодами» и установления основных правил. К 2022 году уже контролируется оборот ряда товаров, лекарств, а также молочной продукции. Далее в последующие годы предполагается поэтапно маркировать остальные товары.

Постановление, Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского Кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» [5].

Таможня сверяет коды ТН ВЭД и наименование бренда с приказом Минпромторга. Документы на таможне оформляются, как и при обычном импорте, а также сертификаты происхождения, дополнительные сертификаты или лицензии, исходя из особых условий.

Для таможенного оформления сделок необходимы наличие данных на этикетках, основные из них следующие:

  • наименование продукта, форма выпуска;
  • номер, дата государственной регистрации;
  • дата производства, срок годности, номер партии;
  • наименование фирмы, юридические лица изготовителя;
  • состав ингредиентов, пищевая ценность;
  • нормативные документы.

Это касается основных пищевых добавок по поводу государственной регистрации. Так как не все рассматриваемые пищевые добавки имеют ОКВЭД и ОКПД и отсутствует реестр предприятий, которые производят эту продукцию для осуществления качества, то необходимо определить нормативную базу.

Подытоживая выше сказанное, а именно, что с февраля 2022 года в связи с пятым пакетом санкций, выявилась резкая нехватка пищевых ингредиентов, которые поменяли вкус и качество российских продуктов. Большинство пищевых добавок завозилось в Россию из западных стран и на начало указанного года количество импорта оказалось минимально, туда вошли эмульгаторы, красители, модифицированный крахмал, консерванты, усилители вкуса и аромата, наполнители. Необходимость этих добавок в пищевой промышленности наблюдалась от колбасных до кондитерских изделий: ароматические вещества ~2,5 т., консервантов ~360 т., ферментов ~50 т., в целом ~ 20 наименований. В России на начало года выпускалось приблизительно 5% от необходимого, поэтому возникла большая проблема изменения рецептур. Многие годы, а именно после развала СССР, в нашей стране, богатой растительным сырьем не решались проблемы переработки, не было заботы о выведении семян, разрушены логистические цепи, потерян сектор биотехнологических производств и малотоннажной химии. Рост этой промышленности составлял 5-6 % в год, необходимо было учитывать нехватку оборудования для пищевой промышленности. Параллельный импорт, давно и успешно применяется в мировой практике, стал необходимым решением выше указанных проблем, хотя перевозка продукции через Грузию, Дальний Восток, Иран создала большие трудности. Таможенный пищевой контроль, при параллельном импорте, представил собой контроль качества и безопасности импортируемых продуктов питания, приобретенных вне нашей страны, но затем завезенных без участия официального дистрибьютера или производителя [6]. Такой контроль необходим для обеспечения безопасности потребителей, их здоровья и защиты прав владельцев. В итоге, исходя из вышеизложенного можно сделать выводы о неизбежности трансформации экономических связей в импорте пищевых ингредиентов и последующего их импортозамещения. В этом вопросе огромную роль играет развитие стандартизации как института, обеспечивающего продовольственную безопасность и продовольственную экспансию России на внешние рынки продовольствия, являющихся перспективными ввиду увеличения населения нашей планеты [7; 8].

Список использованной литературы:

  1. Арский А. А. Анализ динамики доли импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами Российской Федерации // Вестник Академии управления и производства. – 2021. – № 1. – С. 15-18.
  2. Шайлиева М. М. Трансформация товарной политики регионов // Маркетинг и логистика. – 2021. – 4 (36). — с. 45-50.
  3. Арский А. А. Факторный анализ показателей промышленного производства в национальной экономике // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 3. – С. 25-28.
  4. Гаджимирзоев Г. И. Переориентация экспортной политики Российской Федерации после введения экономических санкций // Маркетинг и логистика. – 2022. – 6 (44). — с. 15-24.
  5. Шайлиева М. М. Отраслевые стандарты и таможенная экспертиза – общие подходы в экономике // Маркетинг и логистика. – 2023. – 1 (45).
  6. Запрудская У. М. Экономические аспекты стандартизации в пищевой промышленности // Маркетинг и логистика. – 2021. – 3 (35). — с. 25-37.
  7. Запрудская У. М. Развитие системы менеджмента качества на основе лабораторных комплексов // Маркетинг и логистика. – 2022. – 6 (44). — с. 39-47.
  8. Цыпин А. П. Сопоставимость показателей, явлений и процессов во времени: постановка проблемы // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – № 13(119). – С. 243-248.

УДК 339.54; 006.05

Запрудская У. М. — студентка группы 20-э-4, ФГБОУ ВО Московский государственный университет пищевых производств (РОСБИОТЕХ), Москва, Россия.

e-mail: ulyana.keller@yandex.ru

Научный руководитель: Арский А.А., к.э.н., доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли, Москва, Россия.

Functionality of the parallel import algorithm in the Russian food industry

Zaprudskaya U. — student of group 20-e-4, Moscow State university of food production (ROSBIOTECH), Moscow, Russia.

Supervisor: Arskiy A., PhD in economics, Associate professor, Department of international trade and foreign trade of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy Ministry of economic development of the Russian Federation, Moscow, Russia

Annotation: This article explores the concept of parallel import, its history, significance, necessity in recent difficult historical years in the Russian Federation associated with anti-Russian sanctions and Western hysteria. The documents authorizing its introduction are indicated, as well as the standards necessary for the implementation of the mechanism of this phenomenon.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Запрудская У. М. Функционал алгоритма параллельного импорта в пищевой промышленности России // Маркетинг и логистика. – 2023. – 2 (46). — с. 16-25.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».