Исследование проблем применения Инкотермс-2020 в российской практике

Вахрушев Валентин Юрьевич

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: в статье исследуются особенности применения Инкотермс 2020 в российской практике. Применение терминов Инкотермс способствует упрощению и развитию таможенной логистики. При этом участникам внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) следует учитывать различные нюансы условий поставки Инкотермс, которые могут оказать существенное влияние при возникновении логистических споров. Авторами проведено исследование актуальных проблем применения Инкотермс 2020 в российской практике, результаты которого помогут оптимизировать деятельность участников ВЭД в сфере таможенной логистики.

Международные правила Инкотермс 2020 представляют собой толкование наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Их практическое применение значительно упрощает логистическую деятельность при перемещении товаров от продавца к покупателю [1].

Исторически первая версия Инкотермс была принята в 1936 г., впоследствии по мере усложнения международной торговли принимались новые редакции Инкотермс. В настоящее время практическое применение имеет редакция Инкотермс 2020 [2], которая является объектом данного исследования.

При применении правил Инкотермс 2020 важно понимать сферу его распространения, а также вопросы, которые не регулируются Инкотермс (табл. 1).

Инкотермс 2020

Таблица 1 — Сфера применения Инкотермс 2020 и вопросы, которые им не регулируются. Источник: составлено авторами

Как видно из таблицы 1, основной сферой распространения Инкотермс 2020 является распределение прав и обязанностей по доставке товаров между продавцом и покупателем (табл. 2).

Инкотермс 2020

Таблица 2 — Распределение обязанностей между продавцом и покупателем товаров согласно редакции Инкотермс 2020. Источник: составлено авторами

Доставка товаров в международной логистике является весьма сложным процессом, включающим множество подпроцессов, которые отражены на рисунке 1.

доставка товара

Рисунок 1 — Основные операции при доставке товара в международной логистике. Источник: составлено авторами

Операции, отраженные на рисунке 1, попадают в сферу регулирования Инкотермс 2020. При этом все торговые термины Инкотермс 2020 делятся на четыре группы [3]:

  1. Группа Е — отправление, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своей территории.
  2. Группа F — основной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение первого перевозчика, нанятого покупателем.
  3. Группа С — основной фрахт оплачен, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение перевозчика.
  4. Группа D — прибытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты таможенных платежей.

Всего редакция Инкотермс 2020 содержит 11 торговых терминов: в группе Е один термин EXW, в группе F — 3 термина (FCA, FAS, FOB), в группе C — 4 термина (CPT, CIP, CFR, CIF), в группе D — 3 термина (DAP, DPU, DDP) [4]. Все термины Инкотермс 2020 с распределением расходов между продавцом и покупателем товаров показаны на рисунке 2.

Инкотермс 2020

Рисунок 2 — Термины Инкотермс 2020 с распределением расходов между продавцом и покупателем. Источник: https://jur-dogovor.ru/srt

В научной литературе вопросы применения терминов Инкотермс 2020 описаны достаточно подробны. В этой связи в интересах данного исследования будут рассмотрены только проблемы применения Инкотермс 2020 в российской практике, которые обусловили актуальность данной статьи.

Одна из таких проблем связана с применением термина EXW. Как известно, согласно термину EXW продавец обязуется только отгрузить упакованный товар надлежащего качества на своей территории, все дальнейшие расходы, начиная с погрузки товара на транспортное средство, несёт покупатель [5]. Основная проблема применения термина EXW связана с тем, что российский импортёр обязан самостоятельно выполнить таможенные формальности в стране продавца (рис. 3).

Инкотермс 2020

Рисунок 3 — Схема применения термина EXW Инкотермс 2020. Источник: составлено авторами.

Отсюда следует, что, если российский импортёр не способен оформить товары в таможенном органе другой страны, термин EXW выбирать нельзя. Данный термин рекомендуется выбирать только тем российским импортёрам, которые имеют возможности выполнить таможенные формальности в стране продавца. В противном случае, вместо термина EXW лучше использовать термин FCA.

Другая проблема связана с применением термина FAS, согласно которому продавец обязан передать упакованный товар надлежащего качества перевозчику, нанятого покупателем, после доставки в порт отгрузки и таможенного оформления на экспорт [6]. Суть проблемы заключается в том, что в рамках термина FAS продавец не обязан обеспечивать погрузку товара на борт судна, эта обязанность возлагается на покупателя (рис. 4). При этом важно отметить, что современные морские порты, как правило, являются закрытыми территориями, что делает погрузку на борт судна силами покупателя весьма затруднительным.

Инкотермс 2020

Рисунок 4 — Схема применения термина FAS Инкотермс 2020. Источник: составлено авторами.

Вообще, еще при обсуждении редакции Инкотермс 2020 планировалось убрать из новой версии термин FAS, оставив только более распространённый на практике термин FOB. Однако в результате термин FAS всё же был включен в итоговую редакцию Инкотермс 2020 [7]. Вместе с тем в российской практике настоятельно рекомендуется использовать вместо FAS термин FOB, что позволит оптимизировать логистику в морских портах по вышеизложенной причине.

Следующая проблема связана с применением терминов группы C — CPT, CIP, CFR, CIF. Согласно этим терминам, основная перевозка оплачивается продавцом, однако риски гибели или повреждения товара в процессе перевозки несёт покупатель. При этом обязанность по страхованию груза возлагается на продавца только согласно терминам CIP и CIF, а обязанность по выгрузке товара возлагается по общему правилу на покупателя [8]. В данном контексте российским импортёрам рекомендуется:

  • страховать грузы в случаях применения терминов CPT и CFR за свой счёт с целью минимизации рисков гибели или повреждения товара;
  • указывать в контракте обязанность продавца по выгрузке товара в месте назначения, если перевозка оплачивается продавцом в полном объеме.

Наконец, ещё одна проблема связана с применением термина DDP, согласно которому продавец обязан не только доставить груз в распоряжение покупателя с несением всех рисков, но также уплатить таможенные платежи в стране покупателя [9].

Суть проблемы заключается в том, что в странах ЕАЭС, в том числе в России, действует принцип резидентства. Данный принцип позволяет декларировать товары только резидентам той страны, таможенный орган которой оформляет груз. Другими словами, плательщиком таможенных платежей в России может быть только российский резидент. Если возложить обязанность по уплате таможенных платежей на иностранного продавца (по термину DDP), он технически не сможет выполнить эту обязанность в России.

В российской практике изложенная проблема частично решается за счёт привлечения таможенного представителя, который может нести солидарную обязанность по уплате таможенных платежей с декларантом. При этом всё равно иностранный продавец сначала должен будет перечислить суммы таможенных платежей на счёт декларанта, а декларант – на счёт таможенного представителя. Кроме того, за несение солидарной обязанности по уплате таможенных платежей таможенный представитель берёт определенную комиссию с декларанта [10].

Из вышеизложенного следует, что применение термина DDP в российской практике зачастую является бессмысленным, более целесообразно использовать термин DAP, согласно которому импортные таможенные формальности возлагаются на покупателя товаров.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Термин EXW подходит российским импортёрам, которые имеют возможности выполнить таможенные формальности в стране продавца. В противном случае, вместо термина EXW лучше использовать термин FCA.
  2. Современные морские порты являются закрытыми территориями, что делает погрузку на борт судна силами покупателя весьма затруднительным. В этой связи в российской практике рекомендуется использовать вместо FAS термин FOB, что позволит оптимизировать логистику в морских портах.
  3. При использовании терминов группы С важно страховать грузы в случаях применения терминов CPT и CFR с целью минимизации рисков гибели или повреждения товара, а также указывать в контракте обязанность продавца по выгрузке товара в месте назначения, если перевозка оплачивается продавцом в полном объеме.
  4. Применение термина DDP в российской практике зачастую является бессмысленным, более целесообразно использовать термин DAP, согласно которому импортные таможенные формальности возлагаются на покупателя товаров.

Таким образом, практическая реализация изложенных в статье рекомендаций позволит оптимизировать таможенную логистику российских участников ВЭД.

Список использованных источников:

  1. Арский А.А. Проблемы применения ERP систем в управлении логистическими системами // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2023. № 1. С. 118-123.
  2. Киреев К.П. Обычай в международном частном праве // Теория права и межгосударственных отношений. 2022. Т. 2. № 9 (21). С. 35-39.
  3. Петрова А.А. Сравнительно-правовой анализ редакций Инкотермс от 2010 года и Инкотермс от 2020 года // В сборнике: PROSPECTIVE RESEARCH SOLUTIONS. сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводcк, 2022. С. 225-233.
  4. Отрощенко К.Д. Торговый обычай как источник международного частного права: Инкотермс // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Пенза, 2022. С. 64-66.
  5. Пешко Т.А. Международная практика применения правил Инкотермс // В сборнике: Таможенное дело и экспертная деятельность: современное состояние и перспективы. Материалы ІV Республиканской с международным участием научно-практической интернет-конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Донецк, 2023. С. 49-53.
  6. Новосельцева М.М. Проблемы применения торговых терминов Инкотермс в современной внешнеторговой практике // Академическая публицистика. 2023. № 5-1. С. 197-200.
  7. Косолапова Н.Е. Анализ практического применения Инкотермс 2020 // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики и общества. Материалы ХI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Омск, 2023. С. 291-298.
  8. Тегичев М.В. FOB и CIF значение и отличия в рамках Инкотермс // E-Scio. 2023. № 3 (78). С. 593-598.
  9. Белов В.А. Инкотермс: общие проблемы изучения и содержательной эволюции (материалы к исследованию) // Законодательство. 2022. № 9. С. 59-69.
  10. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Тенденции развития таможенного регулирования внешней торговли России // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023. № 11. С. 15-20.

УДК 339.5

Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС, Москва, Россия.

e-mail: val.vahrushev@gmail.com

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, доцент Экономического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Research of the problems of applying Incoterms-2020 in russian practice

Vakhrushev V. — candidate of economic sciences, associate professor of the Economic department of the MISIS, Moscow, Russia.

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor, Faculty of Economics of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article examines the features of the use of Incoterms 2020 in Russian practice. The use of Incoterms terms contributes to the simplification and development of customs logistics. At the same time, participants in foreign economic activity should take into account various nuances of the Incoterms delivery conditions, which can have a significant impact in the event of logistics disputes. The authors conducted a study of current problems in the application of Incoterms 2020 in Russian practice, the results of which will help optimize the activities of foreign trade participants in the field of customs logistics.