Экономические аспекты генерации образовательных кластеров в агропромышленном комплексе

Галина Николаевна Лищина

Аннотация: в статье обосновывается необходимость рассмотрения экономических (специфических) аспектов при организации и функционировании образовательных кластеров в агропромышленном комплексе. Представляются три основных аспекта, оказывающих влияние и требующих урегулирования на этапе планирования деятельности кластера, суть их в достаточном финансировании процесса обучения и налаживании режима обратной связи для контроля качества практического применения освоенных специалистом компетенций.

В перспективе четверти века, образовательные кластеры будут определять качество кадрового обеспечения организаций любых форм собственности, включая исполнительные органы власти. Данное утверждение основывается на нескольких базовых идеях:

во-первых, наработанного исследовательского опыта рассмотрения проблемы кластеризации в разных аспектах [3; 5; 8];

во-вторых, обоснованной необходимости оперативного реагирования по овладению специалистом набором необходимых компетенций в формате повышения квалификации или переподготовки, которые должны быть реализованы без отрыва от производства.

Наделить специалиста качественными и актуальными знаниями в предметной области, это не только развить его компетенции, но и, возможно, вывести его на новый уровень иерархии организационной структуры организации, иными словами «взрастить» в нем руководителя. Динамичная среда рынка труда агропромышленного комплекса, обуславливает необходимость учета вышеизложенных целей, для повышения эффективности управления и, в конечном итоге, латентного влияния на повышение производительности труда.

Кроме того, на наш взгляд, назрела необходимость создания обновленной системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов агропромышленного комплекса в форме кластера (научного, образовательного, научно-образовательного), способной обеспечить конкурентоспособность отрасли.[9]

Для обеспечения эффективной деятельности данного кластера в его рамках необходимо создать собственную научно-исследовательскую базу, ориентированную на разработку рекомендаций по актуальным проблемам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий. Программа исследований должна формироваться с учетом потребностей слушателей и требований практики.

Главная задача Российской академии кадрового обеспечения  агропромышленного комплекса – в совершенствовании образовательной деятельности, а также расширении направлений дополнительного профессионального образования, гарантирующего профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса в соответствии с требованиями современного сельскохозяйственного производства, его инновационной направленности, используя при этом последние достижения в сфере аграрных технологий.

Для качественного выполнения государственного задания, коллектив академии при организации образовательного процесса учитывает задачи «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.», с целью «быстрой адаптацию к требованиям научно-технического прогресса».

Реализация нормативных требований, содержащихся в данной Программе, предполагает необходимость внедрения в образовательный процесс повышения квалификации кадров новых модульных курсов, позволяющих руководителям и специалистам лучше понимать проблемы стратегического управления развитием сельскохозяйственных организаций на современном этапе и в перспективе; изучить наиболее приемлемые алгоритмы их решений; освоить технологии формирования сетевого партнерства на сельских территориях для наращивания кадрового потенциала, обеспечивающего ускорение темпов технико-технологической модернизации отрасли агропромышленного комплекса.

 При этом важно отметить, что возможности сетевого партнерства самой Академии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования агропромышленного комплекса позволят в ближайшей перспективе наиболее полно реализовать организационно-управленческое и научно-методическое сопровождение процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы агропромышленного комплекса; повысить качество и уровень востребованности реализуемых программ подготовки необходимого кадрового потенциала.

С 2017 года в Российской академии кадрового обеспечения  агропромышленного комплекса функционирует Мониторинговый центр координации образовательной деятельности 22 учреждений дополнительного профессионального образования агропромышленного комплекса, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.

В динамичных социально-экономических условиях развития национальной экономики необходима мобильно реагирующая на запросы рынка труда система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, позволяющая им эффективно работать в конкурентной среде. В этой связи мониторинг позволяет выбрать стратегию поступательного развития сферы агропромышленного комплекса в части:

— кадрового обеспечения отрасли;

— анализа соответствия реализуемых учреждениями дополнительного профессионального образования агропромышленного комплекса программ требованиям научно-технического прогресса;

— разработки и апробации новых модульных курсов для дополнительных профессиональных программ с учетом приоритетных направлений развития регионов, уникальности территории, местной специфики с целью более полного удовлетворения потребностей региональных рынков труда;

— обобщения и распространения опыта лучших образовательных практик реализации программ учреждениями дополнительного профессионального образования;

— формирования кластерной сети учреждений дополнительного профессионального образования по регионам, округам;

— отслеживания ряда ключевых показателей, среди которых доля учреждений ДПО агропромышленного комплекса, объединенных в общую регионально-федеральную сервисную сеть, обеспечивающую доступ к ресурсам системы дополнительного профессионального образования; а также доля учреждений дополнительного профессионального образования агропромышленного комплекса, реализующих модульные программы в каждом кластере;

— определения качества программ, реализуемых учреждениями ДПО агропромышленного комплекса в части доли программ, имеющих положительную экспертную оценку со стороны объединений работодателей и профессиональных сообществ; а также доли программ, включенных в регионально-федеральный реестр по кластерам, соответствующим укрупненных групп специальностей.

Актуальной задачей непрерывного повышения уровня подготовки специалистов в агропромышленном комплексе, является, на наш взгляд, организация обучения, переподготовки и повышения квалификации на базе образовательных кластеров, чья динамика изменения учебных программ совпадает с динамикой развития тех или иных сегментов отрасли.

В последние годы в Российской Федерации, отмечается снижение уровня общей безработицы, таргетирование уровня инфляции коррелирует с уровнем безработицы, оба этих индикатора развития экономики находятся в пределах 4-5%.

Так, например, исходя из данных Федеральной службы государственной статистики за период 2018 и начала 2019 года, тренд индекса безработицы находился на отметке 4,5% (рис. 1).

Уровень безработицы населения

Рисунок 1. Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет (в процентном соотношении относительно численности рабочей силы)

Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2019г. составила 74,9 млн. человек, из них 71,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ. При этом уровень занятости населения, трактуемый как отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше, в январе 2019 г. составил 58,8%, в возрасте 15-72 лет – 64,3%.[1]

Данные показатели с одной стороны свидетельствуют о достаточно высоком уровне занятости в Российской Федерации, относительно прочих мировых экономик, а с другой стороны определяют необходимость вовлечения незанятых трудоспособных граждан в процессы производства.

По данным экспертов в области трудовых отношений, одной из «популярных» причин отсутствия трудоустройства является невостребованность профессии или низкая квалификация потенциального претендента на рабочее место. Агропромышленный комплекс не является исключением в этом случае. В последние годы в мировой агропромышленный комплекс внедряются технологии и модели, требующие узкой специализации или высокого уровня подготовки (беспилотный транспорт, гидропонные установки и др.). Российская Федерация, как одна из ведущих игроков на рынке сельскохозяйственной продукции, должна адаптировать данные технологии к циклам производства отечественной продукции или, как минимум, учитывать их конкурентное воздействие при применении данных новаций ближайшими конкурентами (США, Евросоюз, КНР).[2]

Особое внимание следует уделять экономическим аспектам генерации образовательных кластеров в агропромышленном комплексе, так как расширение экспортной номенклатуры именно сельхозпродукции, отвечает задачам по диверсификации структуры экспорта.[3] Представим основные экономические аспекты генерации образовательных кластеров в агропромышленном комплексе:

  1. Зависимость качества обучения слушателя (студента) от объема бюджета дополнительной профессиональной программы. Предполагается, что дополнительное финансирование программ ДПО позволит привлекать лучших практиков в той или иной области. Здесь речь идет не о высоких гонорарах за выступление, а о накладных и почтовых расходах, которые необходимо понести, для того чтобы специалист прибыл на то или иное предприятие с собственной техникой, образцами продукции, посадочным материалом, наглядными пособиями и другими необходимыми ресурсами для качественного обеспечения образовательного процесса.
  2. Количество слушателей в группе, должно как минимум, обеспечивать достижение точки безубыточности при оплате услуг образовательного кластера.[4]
  3. Контроль экономической эффективности освоения образовательной программы в режиме обратной связи по прошествии определенного времени, после окончания обучения (рис. 2). Учебному заведению кластера и заказчику (предприятию или физическому лицу), не должно быть безразлично, как и с какой эффективностью применяются сформированные в процессе обучения компетенции.[5; 6] Необходимо отметить, что в Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, в режиме обратной связи, осуществляется сбор и систематизация данных по проблемам дистанционного обучения, переподготовки и повышению квалификации. В этой связи, возможно, рассмотреть схему взаимодействия слушателя и образовательной организации в формате кластера представленную ранее в исследованиях авторов «Модель научно-образовательного кластера дополнительного профессионального образования специалистов АПК» (Минск, Беларусь, 2017), «Генезис научного поиска в условиях импортозамещения» (Москва, 2018г.), дополнив ее каналами обратной связи.[7; 8]
Обратная связь в образовательном кластере

Рисунок 2. Обратная связь в образовательном кластере

Научная новизна данного исследования состоит в определении основных, специфических экономических аспектов, подходы к которым и возможные риски должны быть урегулированы на этапе масштабной «кластеризации» дополнительного профессионального образования.

Одним из стратегических направлений развития Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса является

Финансирование генерации образовательных кластеров в агропромышленном комплексе, возможно посредством включения данных проектов в соответствующие Федеральные целевые программы. Федеральное финансирование не единственный источник, обеспечивающий реализацию данной идеи, так как и бизнес, агрохолдинги в условиях дефицита квалифицированных кадров на местах, заинтересованы в подготовке специалистов современного уровня и компетенций.

Список использованной литературы:

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электроный документ]. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm. (дата обращения 05.06.2019).
  2. Арский А.А. Современные аспекты теории инноваций Йозефа Шумпетера в агропромышленном комплексе России // Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК как условие обеспечения стабильного развития отрасли. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2018. – с. 142-145
  3. Ломакин О.Е., Лищина Г.Н. Центры компетенций развития как новые точки роста в кластерной сети учреждений ДПО АПК // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 9. – с. 55-59.
  4. Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 2(46). – с. 3-6.
  5. Лищина Г.Н. Международный опыт в сфере подготовки кадров для успешного формирования кадрового потенциала российских регионов // Вестник академии права и управления. – 2017. – №4(49). – с. 152-155.
  6. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – 2015. – № 4(32). – с. 32–35
  7. Лищина Г. Н. Генезис научного поиска в условиях импортозамещения // Маркетинг и логистика. – 2018. – №6 (20). – с. 41-48.
  8. Адукова А, Н. Модель научно-образовательного кластера дополнительного профессионального образования специалистов АПК // Актуальные проблемы формирования кадрового потенциала для инновационного развития АПК: материалы 4-й Международной научно-практической конференции (Минск, 5–6 октября 2017 г.) – Минск, БГАТУ, 2017. – С. 224-229.

УДК 338; 631

Г. Н. Лищина — д.п.н., доцент, врио проректора по учебной и научной работе ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Москва, Россия

e-mail: g.lishchina@rako-apk.ru

Economic aspects of the generation of educational clusters in the agro-industrial complex

G. Lishchina — Doctor of pedagogical sciences, associate professor, Acting vice-rector for academic and scientific work, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex, Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need to consider economic (specific) aspects in the organization and functioning of educational clusters in the agro-industrial complex. There are three main aspects that have an impact and require settlement at the planning stage of the cluster, their essence is to sufficiently finance the training process and to establish a feedback mode for controlling the quality of practical application of the competences mastered by the specialist.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Лищина Г. Н. Экономические аспекты генерации образовательных кластеров в агропромышленном комплексе // Маркетинг и логистика. – 2019. – №4 (24). — с. 25-34.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».