Экономические аспекты логистики предприятий пищевой отрасли

Литвинов Евгений Андреевич

Аннотация: в статье рассматриваются основные современные тренды, и аспекты в управлении цепями поставок пищевых продуктов. Представляются рекомендации по эффективному функционированию всей логистической системы в рамках доставки продовольственных продуктов.

Отрасль транспорта традиционно определялась транспортным обеспечением и инфраструктурой, но за последние несколько лет технологии начали менять способ ведения бизнеса. Благодаря технологическому прогрессу цепочка поставок пищевых продуктов стала более прозрачной, чем когда-либо прежде, так как предприятия стали подключены к цифровым технологиям.

В отличие от любой другой отрасли, цепочка поставок продуктов питания на сегодняшний день играет уникальную роль в постоянно растущей экономике, поскольку она жизненно необходима для жизни и здоровья человека.

Пищевая промышленность — это быстро развивающаяся многомиллиардная отрасль. Этот рост в пищевой промышленности сопровождается множеством проблем, обусловленных меняющимися глобальными тенденциями. В настоящее время внедряются и разрабатываются новые технологии, более быстрые, безопасные и интеллектуальные способы проектирования, оптимизации и управления цепочкой поставок продуктов питания. Учитывая данные изменения, очень важно понимать, какие основные тенденции и особенности существуют в логистике пищевых продуктов на сегодняшний день.

В первую очередь, стоит отметить возрастающую роль искусственного интеллекта в цепочках поставок продуктов питания. Искусственный интеллект уже играет и будет продолжать играть ключевую роль в повышении эффективности цепочек поставок продуктов питания, снижении вероятности возникновения человеческих ошибок и автоматизации повторяющихся задач. Искусственный интеллект — это технологическая тенденция, которая быстро становится актуальным аспектом в пищевой промышленности. В ближайшее время технология станет более доступной и будет иметь больше вариантов использования, чем когда-либо прежде.

В связи с этим стоит отметить доклад Президенту Российской Федерации руководителя Федеральной таможенной службы Булавина Владимира Ивановича, который в ходе своего выступления упомянул, что благодаря внедренным технологиям и использованию искусственного интеллекта удалось оцифровать практически все таможенные процедуры и провести глубокую цифровую трансформацию всего таможенного процесса. Также в своем докладе, Булавин отметил, что удалось решить две основные задачи: с одной стороны, таможенное оформление стало более быстрым, прозрачным и удобным для участников внешнеэкономической деятельности, и существенным образом снизилась административная нагрузка в целом на бизнес.  С другой стороны, таможенное оформление стало более эффективным для государства с точки зрения выполнения таможенными органами своей фискальной функции. И, в конечном счете, все это сказалось на росте товарооборота в стране [14].

В области цепочки поставок и логистики алгоритмы прогнозной аналитики используются для совершенствования систем планирования и поддержки принятия решений, определения моделей закупок, управления запасами и прогнозирования спроса. Искусственный интеллект позволяет организациям перенаправлять свой человеческий капитал, чтобы сосредоточиться на более сложных задачах. Это ведет к повышению производительности труда. Более того, искусственный интеллект можно использовать для выявления закономерностей в данных, которые могут помочь получить ценные сведения для управления запасами, выбора поставщиков, планирования и даже для работы с клиентами. Искусственный интеллект играет все более важную роль в управлении цепочками поставок от начала до конца, от закупок и складирования до выполнения заказов и обслуживания клиентов, а также в профилактике коррупционных рисков.

 Для решения данных задач мы также можем наблюдать практику внедрения технологии блокчейна в цепочку поставки продуктов питания. Исследования показывают, что технология блокчейн может сэкономить по миру 31 млрд. долл. США к 2024 году только для пищевой промышленности и производства напитков [9]. В последние несколько лет блокчейн стал неуклонно растущей тенденцией изменения глобальной цепочки поставок в отрасли, и его рост не демонстрирует признаков замедления.

Основное использование технологии блокчейн заключалось в повышении прозрачности, так как неясность в обмене данными обычно сказывается на производительности цепочки поставок. Блокчейн позволяет обмениваться данными по всей цепочке поставок, от начала до конца, со всеми соответствующими сторонами. По сравнению с обменом данными в облачном хранилище данных, блокчейн гораздо более безопасен, поскольку обеспечивает беспрецедентную информационную безопасность, потому что методология технологии защищает данные от редактирования. С его помощью все аспекты цепочки поставок могут быть интегрированы в единую платформу. Каждый добавленный фрагмент данных представлен в виде блоков, хранящихся в одном месте. И он защищен с помощью шифрования и реестра с отметками времени, который связывает новые данные с существующей цепочкой.

Перевозчики и поставщики могут использовать единую платформу для информирования компаний и клиентов о передвижении продукта, а также для налаживания коммуникации. Платежи и выставление счетов также возможны из одной и той же системы. Эта интеграция упрощает всю цепочку поставок и помогает руководителям выявлять проблемы до того, как они возникнут.

Стоит отметить, что технология блокчейн активно используется как технологическая основа криптовалют, которые становятся все более популярными и используемыми, и все больше правительств теперь признают их законными платежными средствами. Для международной торговли криптовалюты вскоре могут стать основным способом оплаты из-за лучшей прозрачности, скорости перевода и безопасности по сравнению с традиционными финансовыми системами. Технология блокчейн может значительно улучшить цепочки поставок продуктов питания, обеспечивая более быструю и экономичную доставку продуктов, повышая отслеживание продуктов, улучшая координацию между партнерами и облегчая доступ к финансированию.

Следующей тенденцией является интеграция интернета вещей в цепочку поставок продуктов питания. Помимо упомянутого выше блокчейна, технология интернета вещей, известная как IoT (Internet of Things), также работает в направлении повышения прозрачности всей цепочки поставок пищевых продуктов.

Интернет вещей относится к системе взаимосвязанных вычислительных устройств, которые позволяют передавать данные по сетям без участия человека. Данная система является одной из приоритетных технологий в области цепочек поставок продуктов питания, так как позволяет организациям отслеживать запасы, оптимизировать маршруты автотранспорта и, тем самым, сокращать пробег. Предприятия могут использовать информацию, полученную в режиме реального времени с устройств интернета вещей, чтобы быть в курсе меняющихся требований клиентов, сокращать время простоя и повышать общую эффективность цепочки поставок пищевых продуктов.

Также стоит отметить такую тенденцию, как рост применения модели цепочки поставок как услуги (SCaaS — Supply Chain as a Service). В то время как многие организации самостоятельно управляют своей деятельностью в цепочке поставок, прогнозируется, что все больше и больше предприятий будут использовать модель цепочки поставок как услуги (SCaaS), передавая такие виды деятельности, как снабжение, упаковка, логистика, контроль качества и управление запасами, на аутсорсинг опытному партнеру.

Эти услуги настраиваются в соответствии с уникальными требованиями компании, поскольку в управлении цепочками поставок никогда не бывает единого сценария для всех. Таким образом, SCaaS — это гибкая модель, которая позволяет компаниям управлять своими цепочками поставок без риска огромных первоначальных инвестиций в оборудование или технологии.

С точки зрения выручки ожидается, что глобальный рынок цепочки поставок как услуги (SCaaS) к 2027 году достигнет 12,21 млрд долл. США [10]. Метод SCaaS позволяет предприятиям снизить накладные расходы, избегая постоянных затрат на инфраструктуру, техническое обслуживание и модернизацию. Обо всем этом заботится сторонний поставщик услуг.

В результате этой тенденции команды компаний по цепочке поставок будут медленно сокращаться, чтобы в итоге стать меньшей группой опытных людей, сосредоточенных на принятии стратегических решений по оптимизации цепочки поставок продуктов питания.

Таким образом, в ближайшее время можно ожидать, что все больше компаний будут принимать модель SCaaS, в которой:

1) Требования к управлению непрофильными цепочками поставок будут переданы на аутсорсинг надежному партнеру SCaaS;

2) С точки зрения компании, основное внимание будет уделяться установлению четких требований к своим партнерам по SCaaS, управлению ожиданиями и использованию опыта партнеров для эффективного управления цепочками поставок.

Со стороны партнера SCaaS ключевым фактором будет гибкость и экономическая эффективность. Затраты могут быть снижены за счет совместного использования нагрузок и складских помещений между несколькими клиентами и за счет возможности сохранять гибкость при изменении требований отдельного клиента.

При данных обстоятельствах важно подчеркнуть необходимость в большей гибкости цепочек поставок продуктов питания, так как помимо тарифных войн, проблем с климатом и различных других негативных факторов, пандемия COVID-19 подтвердила важность гибкости в управлении цепочками поставок. Это дало возможность организациям быть более гибкими в борьбе с непредвиденными скачками спроса, одновременно справляясь с нехваткой предложения.

Современные цепочки поставок пищевых продуктов должны быть гибкими, чтобы оперативно и своевременно реагировать на изменения в кратчайшие сроки. Быстрые изменения и резкие требования экономики из-за COVID-19 сделали динамичное реагирование еще более важным и необходимым. Производители, не обладающие высоким уровнем гибкости цепочки поставок, наиболее подвержены нарушениям из-за внезапных колебаний спроса и предложения.

Таким образом, можно ожидать все более широкого внедрения «эластичной логистики» — подхода, который позволяет компаниям легко расширять или сокращать свои возможности в цепочке поставок, чтобы реагировать на постоянно меняющиеся требования. Гибкость цепочек поставок пищевых продуктов помогает предприятиям лучше справляться с потенциальными проблемами, связанными с переизбытком запасов и неоптимизированным пространством на судах и транспортных средствах. Эластичная логистика повышает общую стабильность и позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными независимо от колебаний рынка.

Еще одним, часто упускаемым из виду аспектом гибкости в цепочке поставок является персонализация поставок. Как правило, поставки осуществляются оптом, в зависимости от предварительных заказов. Любые изменения в поставке в середине цепочки поставок — это непростая задача. Но по мере того, как экономика смещается в сторону предоставления большей свободы и возможности влияния на те или иные процессы конечным потребителям в зависимости от их желания, простота настройки цепочек поставок продуктов питания в скором времени станет необходимостью. Цепочкам поставок потребуется разработать инфраструктуру, позволяющую настраивать заказы без увеличения затрат, и эластичная цепочка поставок будет способствовать этому. Кроме того, используя моделирование с использованием искусственного интеллекта, менеджеры цепочек поставок могут создавать модели для прогнозирования будущих событий и подготовки к ним.

Безусловно, если мы говорим о тенденциях в логистике пищевых продуктов, стоит упомянуть внедрение роботизированной автоматизации. По прогнозам, к концу 2027 года объем мирового рынка логистических роботов достигнет 14,95 млрд долл. США [11]. В сочетании с интуитивно понятным программным обеспечением для управления складом роботы могут значительно повысить производительность цепочки поставок продуктов питания.

Тем не менее, растущее использование роботизированных процессов и программного обеспечения для автоматизации не означает, что люди будут заменены. Технология предназначена для оказания помощи человеческим усилиям за счет ускорения выполнения основных и затратных по времени задач. Делегируя такие задачи машинам, люди могут сосредоточить свои усилия на более важной работе, которая оказывает непосредственное влияние на результаты бизнеса и качество обслуживания клиентов.

И медленно, но верно, все больше и больше компаний будут использовать беспилотные летательные аппараты и беспилотные транспортные средства для оптимизации логистических операций. Также можно ожидать, что беспилотные летательные аппараты станут полностью способны доставлять небольшие, легкие грузы с пищевыми продуктами конечным потребителям.

Рассматривая тенденции в логистике пищевых продуктов, стоит выделить тот факт, что в настоящее время наблюдается сосредоточение внимания на экологической устойчивости цепочек поставок продуктов питания со стороны потребителей. В условиях растущего тренда на экологичность ожидается, что в перспективе все больше компаний будут внедрять экологически чистые процессы в цепочки поставок.

Группы по защите интересов изменения климата и растущие требования и спрос потребителей по повышению экологической ответственности постоянно подталкивают цепочку поставок пищевых продуктов к тому, чтобы она стала более экологически устойчивой. На самом деле, 70% потребителей говорят, что готовы платить 5%-ную надбавку за продукты, произведенные более устойчивыми способами, согласно исследованию, проведенному Бостонской консалтинговой группой [12].  Более того, исследование журнала Harvard Business Review предполагает, что бренды, выступающие за устойчивость, растут в 5,6 раза быстрее, чем бренды, которые этого не делают [13].

Таким образом, экологичная логистика является заметной тенденцией в доставке пищевых продуктов, поскольку она экономична, повышает репутацию бренда и повышает лояльность клиентов. Традиционно громоздкая многослойная упаковка с несколькими коробками во время транспортировки была нормой. Но в настоящее время упаковка уменьшается и меняется с пластиковой на картонную.

Минимальная упаковка не только более экологична, но и позволяет грузоотправителям снизить свои затраты и выбросы углекислого газа. «Зеленая логистика» играет важную роль в эволюции устойчивого складирования. Например, экологически чистые склады используют передовые системы энергетического менеджмента с таймерами и датчиками для отслеживания использования электроэнергии, воды и других ресурсов на всех объектах. Такие системы помогают свести к минимуму потери ресурсов. Кроме того, электрические и солнечные транспортные средства также становятся все более распространенными на складах, поскольку они помогают снизить общий углеродный след цепочек поставок.

В итоге, можно ожидать, что в перспективе планирование цепочки поставок с учетом влияния на климат займет одно из центральных мест в логистике пищевых продуктов. Также эта тенденция подкрепляется новыми национальными и международными правилами, касающимися выбросов при транспортировке и других потенциальных экологических рисках.

Несомненно, когда речь заходит о логистике пищевых продуктов, необходимо упомянуть такой аспект, как управление холодильной (холодовой) цепью при поставках. Управление холодильной цепью сегодня является важным аспектом многих операций с продуктами питания.

Управление холодильными цепочками характеризуется сложным отслеживанием и мониторингом температуры с помощью таких технологий, как IoT (Internet of things — интернет вещей).  Рынок холодовых цепей огромен и развивается. По прогнозам, к 2022 году глобальный рынок холодильных цепей достигнет 271,30 млрд долл. США с средним показателем 7,0%, согласно отчету “Cold Chain Market worth $340.3 billion by 2025”, опубликованному Markets and Markets [8]. Прогнозируемое увеличение может быть связано с ростом международной торговли скоропортящимися продуктами питания, повышением потребительского спроса на высококачественные скоропортящиеся пищевые продукты, стимулируемый движениями по еще более быстрой доставке товаров потребителям при одновременном соблюдении еще более строгих правил, что сделает управление холодовыми цепочками крайне важным и существенным аспектом  для глобальных цепочек поставок продуктов питания.

Также стоит отметить важную роль предсказательной аналитики в логистике пищевых продуктов. Предсказательная аналитика позволяет в режиме реального времени принимать решения и осуществлять перспективное планирование как стратегии, так и производительности всего логистического процесса. Способность предвидеть потенциальные риски и возможности их профилактики является важным аспектом в бизнес-аналитике цепочки поставок продуктов питания.   Данные об операциях цепочки поставок накапливаются в центральной базе данных, к которой могут получить доступ различные заинтересованные стороны цепочки поставок. Это гарантирует, что все используют одни и те же данные и что отчетность является согласованной. Таким образом, аналитика в реальном времени и прогнозная аналитика являются важнейшими компонентами успешного управления цепочками поставок, но для цепочки поставок продуктов питания она имеет решающее значение и имеет следующие положительные стороны:

1) обеспечение соответствия действующим и будущим правилам перевозки;

2) уменьшение риска отзыва продукции;

3) своевременное реагирование на конкурентное давление;

4) реагирование на меняющиеся требования клиентов;

5) оптимизированная производительность транспортировки.

Очевидно, что роль технологий в управлении цепочками поставок пищевых продуктов будет только возрастать. Пандемия COVID-19 послужит для компаний стимулом стать более гибкими в своей деятельности, чтобы лучше справляться с непредвиденными событиями. Особую роль в этом случае играет искусственный интеллект, который способствует повышению эффективности цепочек поставок, минимизации человеческих ошибок и автоматизации операционных процессов.

Кроме того, технология блокчейна будет способствовать повышению прозрачности и отслеживаемости всей цепочки поставок продуктов питания. Технология интернета вещей повысит наглядность производства, упростит управление запасами и позволит проводить прогнозное техническое обслуживание.

Наконец, модель цепочки поставок как услуги (SCaaS) позволит командам цепочки поставок стать более сплоченной группой квалифицированных работников, сосредоточенных на разработке стратегий оптимизации, при этом такие рутинные действия, как упаковка и логистика, передаются на аутсорсинг.

Таким образом, учитывая все современные тенденции в логистике пищевых продуктов, для эффективного функционирования цепочек поставок пищевых продуктов необходима разработка и внедрение определенных систем, предназначенных для визуализации цепочки поставок, которые помогают компаниям принимать активные меры для эффективного транзита скоропортящихся продуктов. Наглядность цепочки поставок и мониторинг грузов в режиме реального времени показывают, что происходит с грузом во время транспортировки. Подобные системы предоставляют надежные и независимые от перевозчика данные в режиме реального времени обо всем пути доставки товаров от места производства до места доставки, выявляя слабые звенья цепочки поставок [15]. Собранные данные в режиме реального времени позволяют лицам, принимающим решения, анализировать и оптимизировать операции цепочки поставок, а также выявлять недостатки и минимизировать затраты. Помимо оптимизации затрат на доставку, решения для обеспечения видимости цепочки поставок также позволяют заинтересованным сторонам снижать риски, присущие глобальной цепочке поставок продовольствия, обеспечивая раннее выявление ухудшения качества продуктов питания. Это, в свою очередь, максимизирует качество продукции и оптимизирует срок годности продуктов [16].

Стоит отметить, что на рынке существует ряд компаний, которые специализируются на разработке и внедрении подобных систем, которые помогают поставщикам и логистическим компаниям внедрять экономически эффективные, передовые и инновационные функциональные возможности в свои системы без необходимости внутренней разработки.

Таким образом, учитывая все актуальные тенденции, становится очевидным тот факт, что логистика пищевых продуктов – это довольно трудоемкий и комплексный процесс, который требует тщательного контроля и мониторинга с учетом профилактики потенциальных рисков. При этом ввиду возросших потребностей потребителей, внедрению цифровых технологий и более жестким правилам и регулированию управление пищевыми цепочками поставок становится все более сложным процессом. Поэтому критически необходимо внедрение специализированных систем, предназначенных для отслеживания всей цепочки поставок подчиненных триаде управления, где на этапе контроля, возможно корректировать алгоритм проектирования логистической системы для ее реализации процессов в ней в будущем [17].

Список использованной литературы:

  1. Supply Chain Trends In Food & Beverage [электронный ресурс] https://www.forbes.com/sites/ryder/2021/05/01/supply-chain-trends-in-food—beverage/?sh=5b7048e161d0 (Дата обр.: 5.11.2021)
  2. Food supply chain: Trends to know if you are dealing with food logistics! [электронный ресурс] https://arviem.com/trends-food-supply-chain-practices/ (Дата обр.: 10.11.2021)
  3. Food Chain: 2021 trends, challenges and digitization [электронный ресурс] https://atlantic-technologies.com/en/blog/food-chain-2021-trends-challenges-and-digitization/ (Дата обр.: 6.11.2021)
  4. Supply Chain Trends in Food and Beverage Industry in 2021 [электронный ресурс] https://www.hugheseducation.com/blogs/supply-chain-trends-in-food-and-beverage-industry-in-2021 (Дата обр.: 5.11.2021)
  5. Seven challenges and trends the food industry can expect in 2021 [электронный ресурс]  https://www.newfoodmagazine.com/article/129788/trends-and-challenges-2021/ (Дата обр.: 7.11.2021)
  6. Les tendances actuelles de gestion de la chaîne logistique (GCL) [электронный ресурс]  https://www.buvetteetudiants.com/cours/97/les-tendances-actuelles-de-gestion-de-la-chaine-logistique-gcl (Дата обр.: 5.11.2021)
  7. ÉTUDES: TRANSPORT ET LOGISTIQUE [электронный ресурс]   https://www.letudiant.fr/etudes/secteurs/transportlogistique_1.html (Дата обр.: 08.11.2021)
  8. Cold Chain Market worth $340.3 billion by 2025 [электронный ресурс]  https://www.marketsandmarkets.com/PressReleases/cold-chain.asp (Дата обр.: 5.11.2021)
  9. Blockchain to ‘save food industry $31 billion,’ new research says [электронный ресурс] https://www.cnbc.com/2019/11/27/blockchain-to-save-food-industry-31-billion-new-research-says.html (Дата обр.:6.11.2021Supply Chain As A Service Market 2019 2027 [электронный ресурс] https://www.absolutemarketsinsights.com/reports/Supply-Chain-as-a-Service-Market-2019-2027-275 (Дата обр.:6.11.2021)
  10. Logistics Robots Market to Reach USD 14.95 Billion by 2027; Rising Demand for Complex Supply-chain Operations Will Add Impetus to Market, Says Fortune Business Insights [электронныйресурс]  https://www.prnewswire.com/news-releases/logistics-robots-market-to-reach-usd-14-95-billion-by-2027-rising-demand-for-complex-supply-chain-operations-will-add-impetus-to-market-says-fortune-business-insights-301073608.html  (Дата обр.:7.11.2021)
  11. Your Supply Chain Needs a Sustainability Strategy [электронныйресурс] https://www.bcg.com/en-in/publications/2020/supply-chain-needs-sustainability-strategy (Дата обр.: 7.11.2021)
  12. Research: Actually, Consumers Do Buy Sustainable Products [электронныйресурс] https://hbr.org/2019/06/research-actually-consumers-do-buy-sustainable-products (Дата обр.: 7.11.2021)
  13. Владимир Путин встретился с руководителем Федеральной таможенной службы Владимиром Булавиным [электронныйресурс] https://www.alta.ru/external_news/84385/ (Дата обр.: 26.11.2021)
  14. Арский А.А. Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок // Стратегии бизнеса. –- 2017. – №2. – С 3-6.
  15. Арский А.А. Логистическое проектирование в среде малого бизнеса // Мир современной науки. – 2015. – №5 (33). – с. 12-16
  16. Арский А. А. «Триада управления» в менеджменте организации // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 5-13.

УДК 339

Литвинов Е. А. – студент бакалавриата по направлению «Экономика» Всероссийской академии внешней торговли, Москва, Россия.

e-mail: yevgeniy-litvinov13@yandex.ru

Научный руководитель: Арский Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли, Москва, Россия

Economic aspects of logistics for food industry enterprises

Litvinov E. – Bachelor’s degree student majoring in Economics. Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.

Academic supervisor: Arskiy A., candidate of economic sciences, associate professor. Associate professor of the Department of international trade and foreign trade of the Russian Federation, Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.

Annotation: The article examines the main current trends and aspects of food supply chain management. Recommendations are given for the effective functioning of the entire logistics system in the delivery of food.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Литвинов Е. А. Экономические аспекты логистики предприятий пищевой отрасли // Маркетинг и логистика. – 2021. – 6 (38). – с. 55-69.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».