Управление денежными потоками корпорации через призму финансовой логистики

Родин Денис Яковлевич

Токарев Кирилл Константинович

Аннотация: в статье авторы поднимают проблему формирования механизма управления финансовыми потоками корпоративного института в контексте построения логистических цепочек ценностного обмена. В процессе исследования сформулирован авторский подход к сущностной природе финансовой логистики, который основан на комплементарности базовых характеристик логистики и финансового менеджмента формирования финансовых потоков и направления их использования. Представлена универсальная управленческая модель движения денежных потоков, описывающая результативность взаимодействия потоков от инвестиционной, финансовой и операционной деятельности компании. Определена взаимосвязь финансовых потоков компании с материальными, информационными, интеллектуальными потоками компании, что формирует единую систему ресурсного управления. Сформулирован вывод о важности применения системного подхода управления финансовыми потоками во взаимодействии аналитическим инструментарием финансовой логистики.

В условиях неопределённости и турбулентных явлений в рыночном пространстве достаточно сложно выбрать оптимальные управленческие механизмы прогнозного обеспечения корпораций финансовыми, информационными и материальными ресурсами. Одним из подходов к решению данной проблемы служит метод построения логистических цепочек, который способствует к переходу на качественно новый уровень управления потоками, в числе которых выделяются материальные, информационные и финансовые. Управленческая модель создания, движения и распределения финансовых потоков строится, в первую очередь, на принципах финансовой логистики. При этом в числе системных принципов финансовой логистики выделяются:

  1. Принцип рациональности, предполагающий выбор оптимального управленческого решения.
  2. Принцип целостности означает возможность достижения поставленной цели только при взаимодействии всех элементов системы.
  3. Принцип системности предполагает рассмотрение объекта финансовой логистики как единого целого и, одновременно, анализ его составляющих элементов, а также их взаимосвязь с прочими системами.
  4. Принцип иерархии, который представляет собой определенный порядок подчинения элементов системы.
  5. Принцип интеграции предполагает построение взаимоусиливающих связей.

Управление финансовыми потоками строится на необходимости достижения и поддержания достаточного уровня платежеспособности и финансовой устойчивости компании в условиях системной неопределённости и риска рыночного окружения. В своих исследованиях проблеме управления финансовыми потоками компаний через механизмы построения логистических цепочек уделяли внимания следующие теоретики и практики финансовой науки: А.Г. Бутрин, В.В., Дыбская, Л.К. Улыбина, А.А. Брынцева, О. Курбатов, Д.Я.Родин, В.В. Ковалев и др. [5].

По мнению А.А. Брынцева существует три основных потока, находящихся в тесной взаимосвязи: финансовый, информационный и материальный. Логистика при этом занимается вопросами их организации, управления и оптимизации. Из этого следует, что финансовая логистика — это наука, изучающая механизмы оптимизации и управления финансовыми потоками, вкупе с информационными и материальными потоками, в названной хозяйствующей системе для обеспечения минимального объема общих затрат. По мнению А.А. Брынцева, суть современной логистической мысли сводится к управлению сквозным потоком. Иными словами, — всеми функциями и операциями в потоке на основе одного единственного условия: минимизации итоговых затрат.

Несмотря на то, что приведенное определение довольно четко описывает сущность финансовой логистики, все же возникает ряд дискуссионных вопросов. Во-первых, совокупные затраты не должны всегда быть минимальными, а стремиться к оптимальному значению. Во-вторых, трактовка А.А. Брынцева не позволяет учесть особенности сервисного потока, который все чаще становиться объектом исследований в логистике. В-третьих, согласно определению исследователя, финансовый поток является основным, хотя в логистике он – второстепенный.

Далее в рамках настоящего исследования целесообразно провести анализ существующих определений понятия «финансовая логистика». В научной литературе на сегодняшний день насчитывается порядка 150 различных трактовок данного понятия. Наиболее часто встречаемые приведены в таблице 1.

Понятие финансовой логистики

Таблица 1 — Понятие финансовой логистики. Источник: [2, с. 56].

Анализ научной литературы позволил заключить, что зачастую финансовая логистика трактуется либо с позиции логистической науки, либо как раздел финансового менеджмента. При этом в большинстве случаев представление о «финансовом менеджменте» и «финансовой логистике» отождествляются. В связи с этим целесообразно провести системный анализ общих черт и характерных отличий рассматриваемых категорий (табл. 2).

Системный анализ

Таблица 2 — Системный анализ общих черт и характерных отличий составляющих финансовой логистики и финансового менеджмента. Источник: составлено авторами.

Авторский подход к сущностной природе финансовой логистики основан на комплементарности базовых характеристик логистики и финансового менеджмента формирования финансовых потоков и направления их использования. При этом следует подчеркнуть важность оптимизации управленческого механизма финансовыми потоками компании, способствующего нахождению точки предельных затрат на основе логистической парадигмы 7R (рис. 1). Предложенное определение позволяет установить взаимосвязь логистики и финансового менеджмента в рамках рассматриваемого понятия. Интеграция логистического правила 7R в данное определение, в свою очередь, дает возможность максимально полно сформулировать главную цель и принципы финансовой логистики.

Правило 7R

Рисунок 1 — Правило 7R. Источник: составлено авторами

Согласно правилу 7R эффективное движение всех потоков внутри организации может быть достигнуто, прежде всего, путем своевременного поступления финансовых ресурсов в полном объеме.

На основе вышесказанного предлагается использовать механизм управления финансовыми потоками предприятия (рис. 2).

Механизм управления финансовыми потоками

Рисунок 2 — Механизм управления финансовыми потоками предприятия. Источник: составлено авторами.

Таким образом, поскольку главной категорией сформулированного определения является понятие «финансовый поток», целесообразно трактовать данное определения с точки зрения движения денежных средств, циркулирующих как внутри логистической системы, так и между внешней средой и логистической системой. При этом важно отметить, что «финансовый поток» — это агрегированное понятие, т.е. включает в себя множество потоков, которые обслуживают хозяйственную деятельность организации. Один из вариантов классификации приведен Ковалевым В.В. (рис. 3).

Типология финансовых потоков

Рисунок 3 — Типология финансовых потоков. Источник: [3, с. 32].

Эффективная организация финансовых потоков в организации дает возможность оптимизировать информационные, материальные, интеллектуальные и иные потоки. Зачастую именно от уровня согласованности всех перечисленных видов потоков зависит финансовая устойчивость всего предприятия в целом. В связи с этим, особенно актуальным становится вопрос управления финансовыми потоками, ориентированного на оптимизацию и координацию финансовых операций, а также на обеспечение бесперебойной работы всей системы.

Далее на рисунке 4 представлена универсальная управленческая модель движения денежных потоков, описывающая результативность взаимодействия потоков от инвестиционной, финансовой и операционной деятельности компании.

Управленческая модель

Рисунок 4 — Управленческая модель движения денежных потоков. Источник: [3, с. 32].

При этом целесообразно выделить ряд требований в отношении параметров финансовых потоков:

  • наличие необходимого объема финансовых ресурсов;
  • оптимизация затрат путем рационализации в вопросе выбора источников финансирования;
  • контроль перемещений финансовых средств;
  • адаптивность модели финансовых потоков специфики деятельности конкретной компании и ее контрагентам;
  • согласованность финансовых потоков с остальными потоками системы;
  • сокращение временных лагов;
  • установление порога снижения затрат для сохранения уровня качества продукции/услуги;
  • внесение изменений в схему финансовых потоков при воздействии факторов внешней и внутренней среды;
  • эффективное взаимодействие финансовых и информационных потоков предприятия [1, с. 170].

На рисунке 5 отражены денежные потоки по финансовой, инвестиционной и операционной деятельности компании.

Модель движения денежных потоков

Рисунок 5 — Модель движения денежных потоков. Источник: составлено авторами.

Неоспоримым преимущество авторской модели является возможность целенаправленно управлять информационно-аналитическими потоками и определять их прогнозные значения по видам деятельности компании на перспективу.

На рисунке 6 графически представлена взаимосвязь финансовых потоков компании с материальными, информационными, интеллектуальными потоками компании, что формирует единую систему ресурсного управления. Безусловно, эффективность перемещения материальных потоков значительно возрастает в случае применения логистических методов. Поскольку вопрос оптимизации управления денежными потоками находится в ведении финансовой логистики, взаимосвязь логистических и финансовых процессов становится очевидной.

Взаимосвязь финансовых потоков

Рисунок 6 — Взаимосвязь финансовых потоков компании с материальными, информационными, интеллектуальными  потоками компании. Источник: составлено авторами.

Данная взаимосвязь отражает механизм результативного взаимодействия материальных, финансовых и информационных потоков по видам предпринимательской деятельности. Также очевидно, что финансовый поток является элементом всей финансовой системы организации, обладая при этом определенной целевой функцией по обслуживанию других потоков. В связи с этим, справедливо утверждать, что качественное управление финансовыми потоками становится ключевым условием эффективной финансовой логистики в целом [5].

Трансформация рыночной экономики в РФ оказала значительное влияние на каждую из сфер хозяйственной жизни страны. Крайне ощутимо эти преобразования отразились на инвестиционной составляющей отечественной экономики. В связи с этим в современных реалиях одной из ключевых задач становится управление именно инвестиционными процессами, а значит и управление потоками внутри того или иного инвестиционного проекта.

В рамках настоящего исследования рассмотрен проект реконструкции моста. Исходные данные:

  • Длина моста L= 250 м
  • Ширина а = 24,5 м
  • Ширина проезжей части b = 21,4 м
  • Движение по мосту осуществляется в 6 полос в двух направлениях крайне правая – для тяжелых грузовых, средняя полоса – для легких грузовых, автобусов крайне левая – для легковых.
  • Площадь моста F= 6 125 м2
  • Продолжительность работ по реконструкции моста tc = 15мес (5 кварталов, 1,25 года).

На рисунке 7 представлена схема финансирования проекта, сформированы доходная и расходная части проекта, произведен расчет потока реальных денег и интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Общая система ресурсного управления инвестиционного проекта представлена на рисунке 7.

Система ресурсного управления

Рисунок 7 — Система ресурсного управления инвестиционного проекта. Источник: составлено авторами.

На прединвестиционной стадии проекта происходит определение финансово-экономических, технических, технологических, инвестиционных, организационно-правовых иные показателей проекта. Так, в рамках рассмотренного примера была построена финансовая модель движения денежных средств по проекту реконструкции моста для заказчика.

На инвестиционной стадии проекта происходит непосредственное вложение привлеченных средств согласно целевому назначению. На стадии реализации достигаются плановые показатели экономической и социальной эффективности инвестиционного проекта. Годовые эффекты, достигаемые в результате эксплуатации моста после его реконструкции. Доходную часть проекта формируют 4 вида годовых эффектов:

  1. Доход, от снижения транспортных расходов как результат повышения скоростей движения автотранспортных средств.
  2. Доход от снижения потерь социально-экономической сфере в результате сокращения времени пребывания пассажиров в пути.
  3. Доход от снижения транспортных расходов в результате ликвидации перепробегов автотранспортных средств (при объезде).
  4. Доход от снижения количества ДТП в результате повышения пропускной способности моста.

В таблице 3 приведена информация по источникам финансирования инвестиционного проекта.

Схема финансирования и кредитования проекта

Таблица 3 — Схема финансирования и кредитования проекта реконструкции моста с распределением средств по источникам и периодам финансирования. Источник: [7].

Строки 2, 4, 5, 6 – таблицы 4 заполнены на основе схемы финансирования и кредитования проекта реконструкция моста с распределением средств по источникам и периодам финансирования:

  • Городской бюджет – 20%;
  • Территориальные дорожные фонды – 14%;
  • Кредиты МБ РФ – 53%;
  • Кредиты отечественных банков – 10%;
  • Средства государственного бюджета – 3%.

Годовые эффекты, достигаемые в результате эксплуатации моста после его реконструкции.

В строке 7 указывается выручка от продаж старогодных деталей. Общая выручка составит 10% от общего объема инвестиций, предусмотрено, что выручка поступает равномерно, начиная со 2 квартала по 6 квартал.

Погашение кредитов МБРР и отечественных банков предусматривается с 6 квартала, т.е. с первого квартала эксплуатации, когда появляются средства в виде прибыли и амортизации. Погашение безвозмездной ссуды предполагается на 6 год эксплуатации, т.е. в строки, выходящие за принятый горизонт расчета.

Ежеквартальные средства на погашение кредитов определены пропорционально в сумме общего дана с % на дату первого платежа.

Излишек средств определяется как строка 8-1 строка.

Строка 12, если эта сумма отрицательная, то она заносится в строку 20 со знаками «-«, не в 19.

21 строка определяется как последовательная сумма по строкам 19, 20 с нарастающим итогом.

Строка 12 определяется как сумма строк с 13 по 16 минус 17 и 18.

Финансовые потоки

Таблица 4 – Финансовые потоки реализации инвестиционного проекта по реконструкции моста. Источник: составлено авторами.

Финансовые потоки

Продолжение Таблицы 4 – Финансовые потоки реализации инвестиционного проекта по реконструкции моста. Источник: составлено авторами.

В данном случае финансовый поток от операционной деятельности характеризуется получением дохода от эксплуатационной деятельности, амортизационными отчислениями и ущербом от закрытия моста. Финансовый поток от инвестиционной деятельности, в свою очередь, отражает инвестиции от разных источников финансирования, а также возможные поступления от продаж. Финансовая деятельность характеризуется платежами, которые связаны с осуществлением реального и финансового инвестирования и других финансовых средств, которые обслуживают финансовую деятельность предприятия.

Таким образом, подобный учет на каждом этапе деятельности любого предприятия дает ему возможность оптимизировать финансовые потоки, отражая их в системе планирования и использования. Сформулирован вывод о важности применения системного подхода управления финансовыми потоками во взаимодействии аналитическим инструментарием финансовой логистики.

Именно благодаря эффективному управлению финансовыми потоками в логистической системе можно повысить результативность координации материальных, информационных и финансовых потоков.

Список использованных источников:

  1. Башмакова К.В., Павлова С.В. Финансовая логистика — элемент хозяйственной системы // Сборник научных статей кафедры финансового менеджмента и аудита университета ИТМО. — 2018. — 170 c.
  2. Гудова П.С., Ибрагимхалилова Т.В. Финансовые потоки как объект логистики. Механизмы управления экономическими, экологическими и социальными процессами в условиях инновационного развития // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч., 2018. — 56 c.
  3. Кизим А.А., Крайнов Р.А. Финансовые потоки как объект изучения финансовой логистики. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 8 (51). — 2014. — С. 28-37.
  4. Попова Н.И., Ноговицына А.Е. Оптимизация структуры капитала в финансовой логистике // Логистические системы в глобальной экономике. № 9. 2019. С. 196-199.
  5. Родин Д.Я., Улыбина Л.К., Глухих Л.В., Лукашов В.С. Формирование и развитие инновационного лизинга в системе воспроизводственного процесса реального сектора региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2018 – Т. 16, № 10 – С. 1941–1957.
  6. Смородинова Н.И. Финансовые потоки как основа финансовой логистики. // Логистические системы в глобальной экономике. №8. 2018. С. 231-234.
  7. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения: 26.03.2021)

УДК 005.932

Родин Д. Я. — доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры денежного обращения и кредита Кубанского Государственного Аграрного Университета, Краснодар, Россия

Токарев К. К. — студент 4-го курса факультета «Финансы и кредит» Кубанского Государственного Аграрного Университета, Краснодар, Россия

E-mail: ktokarev1998@yandex.ru

Rodin D. — Doctor of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Monetary Circulation and Credit of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Tokarev K. — student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Managing corporate financial flows through the lens of financial logistics

Annotation: In the article, the authors raise the problem of forming a mechanism for managing the financial flows of a corporate institution in the context of building logistics chains of value exchange. In the course of the research, the author’s approach to the essential nature of financial logistics is formulated, which is based on the complementarity of the basic characteristics of logistics and financial management of the formation of financial flows and the direction of their use. The article presents a universal management model of cash flow, describing the effectiveness of the interaction of flows from the investment, financial and operating activities of the company. The relationship between the financial flows of the company and the material, information, and intellectual flows of the company is determined, which forms a single resource management system. The conclusion is formulated about the importance of applying a systematic approach to financial flow management in interaction with analytical tools of financial logistics.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Родин Д. Я. Токарев К. К. Управление денежными потоками корпорации через призму финансовой логистики // Маркетинг и логистика. – 2021. – 2 (34). — с. 45-61.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».