Маркетинговые аспекты продвижения образовательных услуг
Шайлиева Марина Магометовна
Аннотация: в статье описываются маркетинговые аспекты продвижения программ подготовки, реализуемых вузами на рынке образовательных услуг. Обосновывается необходимость учета факторов, побуждающих студента к выбору того или иного вуза в маркетинговой стратегии вуза, для формирования конкурентных преимуществ с учетом именно этих маркетинговых аспектов.
В условиях глобализации экономики, динамического развития различных форм обучения в вузах и обострения конкуренции не только на внутреннем рынке образовательных услуг, но и на международном рынке, актуальной задачей большинства вузов является привлечение к обучению студентов и слушателей на контрактной (внебюджетной) основе. Пандемия COVID-19 произвела стресс-тестирование отечественной системы среднего, средне-специального и высшего образования. Некоторые вузы столкнулись с проблемой функционирования и обеспечения проведения учебного процесса посредством ЭОС – электронной образовательной среды. Московский университет пищевых производств, успешно справился с задачей по обеспечению корректной работы ЭОС, ее предметному наполнению и допуску к ней всех заинтересованных лиц. В том числе, учебный процесс реализовывался для иностранных студентов, находящихся за пределами России, в том числе в тех регионах, где доступ в сеть интернет ограничен или соответствующий сигнал является не стабильным. В целях повышения качества представления образовательных услуг посредством применения дистанционных форм обучения, среди студентов и преподавателей проводился мониторинг не только субъективного восприятия ЭОС, но и качества реализации учебного процесса, выраженного в промежуточных аттестациях студентов в 2020-21гг. Среди 17–ти студентов, переведенных из других вузов в 2020-2021г., в Институт управления и агробизнеса (МГУПП), более 60% заявили, что приняли решение о переводе по причине неудовлетворенности организацией дистанционного формата обучения в их прежнем вузе и, соответственно, наличии в сети интернет положительных отзывов о работе ЭОС в Московском государственном университете пищевых производств. Указанные выше факторы, свидетельствуют о значительном влиянии на выбор потребителя образовательной услуги, ее качества, стоимости и периода предоставления. Состояние ЭОС университета или иной образовательной организации, по сути, является одним из важнейших индикаторов качества предоставляемой образовательной услуги. Существуют и иные факторы, оказывающие влияние на выбор того или иного вуза абитуриентом [1, 2].
В этой связи, актуальной задачей данного исследования, является определение совокупности факторов, оказывающих влияние на выбор вуза студентом. Данная совокупность факторов, формирует маркетинговые аспекты генерации и реализации на рынке образовательных услуг той или иной образовательной программы вуза.
Прежде всего, необходимо определить базис факторного воздействия, оказывающего влияние на принятие решения абитуриентом. Предлагается произвести группировку факторов внешней среды, оказывающих влияние на выбор абитуриентом (студентом) того или иного вуза. Данные факторы сгруппированы в таблице 1, с советующими минимумами и максимумами воронки сценариев, также в таблице представлены стандартные устремления большинства абитуриентов, оказывающие влияние на выбор вуза.
Представленные в таблице 1 факторы, можно отнести к ключевым, однако, следует учитывать и такие факторы, как продолжение трудовой или служебной династии, наличие предварительной договоренности о трудоустройстве с конкретной организацией (целевой набор) и т.д.
Вуз как хозяйствующий субъект экономики, оказывающий образовательные услуги, в том числе и на платной основе, должен разрабатывать и совершенствовать маркетинговые стратегии, таким образом, чтобы обеспечить желаемый уровень контрактной базы. В этих целях, целесообразно задать целевые критерии некоторых маркетинговых аспектов, позволяющих осуществить качественно сегментирование рынка, разработать соответствующие контингенту программы лояльности и мероприятия событийного маркетинга (выставки, Дни открытых дверей и т.д.). Некоторые маркетинговые аспекты продвижения образовательных услуг и целевые критерии представлены в таблице 2.
Представленные в таблице 2 маркетинговые аспекты должны быть учтены в разработке маркетинговой стратегии вуза, в своем роде они должны стать базисом формирования соответствующих конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества в динамичной среде рынка образовательных услуг, должны учитывать процесс глобализации образования. За последние 10 лет, и особенно в период пандемии COVID-19, многие зарубежные университеты активно продвигают образовательные услуги с использованием дистанционных технологий обучения [3].
Научная новизна исследования состоит в учете совокупности наиболее важных маркетинговых аспектов, которые сопровождают продвижение образовательной услуги на рынке и разработке на их основе маркетинговой стратегии вуза:
- Минимизация стоимости – возможна при формировании большего количества учебных групп, сводимых в потоки при реализации учебного процесса в формате лекций. Самостоятельная работа студентов магистратуры и студентов заочного и вечернего обучения, может и должна проходить с учетом аспекта их профессиональной деятельности.
- Эффективный радиус обслуживания – предусматривает развитие сети филиалов по стране и распределение учебных корпусов по территории мегаполисов.
- Качество услуги – должно обеспечивать трудоустройство выпускника и уверенное им выполнение рабочих процессов непосредственно после окончания обучения. Здесь большую роль играет организация практик студентов [4].
- Объем знаний – позволяет студенту осваивать компетенции смежных специальностей, что обеспечивает дифференциацию его возможностей по соисканию места работы после окончания вуза.
Опыт организации учебного процесса, приобретенный Московским государственным университетом пищевых производств во время пандемии COVID-19, позволил определить приоритетные направления эффективного продвижения образовательных услуг, основным из которых может считаться составление дорожной карты развития специалиста, начиная от среднего профессионального образования в колледже и заканчивая подготовкой научных кадров в аспирантуре.
Список использованной литературы:
- Шайлиева М.М. Маркетинговые аспекты эффективности студенческого стартапа // Маркетинг и логистика. – 2020. – № 5 (31). – С. 87-91.
- Шайлиева М. М. Экономические аспекты генерации и развития студенческих стартапов // Маркетинг и логистика. – 2020. – 4 (30). – с. 53-57.
- Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 2(46). – с. 3-6.
- Шайлиева М.М. Проблемы организации образовательных кластеров на базе предприятий пищевой отрасли // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2020. – № 3. – С. 295-300.
УДК 339.13
Шайлиева М. М. — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой управления бизнесом и сервисных технологий, Московского государственного университета пищевых производств, Москва, Россия
e-mail: shajjlievamm@mgupp.ru
Marketing aspects of promoting educational services
Shajjlieva M. — candidate of technical sciences, associate professor, Head of the department of business management and service technologies, Moscow state university of food production, Moscow, Russia
Annotation: the article describes the marketing aspects of promoting training programs implemented by universities in the educational services market. The necessity of taking into account the factors prompting the student to choose a particular university in the marketing strategy of the university is substantiated in order to form competitive advantages, taking into account these marketing aspects.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шайлиева М. М. Маркетинговые аспекты продвижения образовательных услуг // Маркетинг и логистика. – 2021. – 2 (34). — с. 98-103.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».