Новый сухопутный зерновой коридор как перспективное направление развитие логистики между Россией и Китаем

Ерохин Василий Леонидович

Аннотация: Товарооборот между Россией и Китаем растет быстрыми темпами, стремясь преодолеть планку в $200 млрд. в год. Все большую роль в структуре товарооборота играют «нетрадиционные» для российско-китайской торговли отрасли, в том числе растениеводство. Тем важнее развитие новых направлений в торговле, чем ближе и комплекснее становятся экономические связи двух стран. Одним из «прорывов» в данной сфере стало заключение контракта на поставку зерновых из России в Китай в рамках проекта Нового сухопутного зернового коридора. В статье представлен обзор основных параметров торговли растениеводческой продукцией между Россией и Китаем с начала 2000-х гг. и оценены  перспективы развития зернового коридора для обеих стран.

Объем торговли между Россией и Китаем стремительно растет. Только по итогам 2022 г. рост составил 29,3%. За первое полугодие 2023 г. взаимный товарооборот двух стран увеличился на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Согласно прогнозам Министерства экономического развития РФ, по итогам 2023 г. товарооборот России и Китая превысит $200 млрд. [7]. Все больший вклад в увеличение взаимной торговли вносят агропромышленные компании обеих стран. За последнее десятилетие объем двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием вырос в несколько раз, в том числе более чем вчетверо за счет продукции растениеводства (рис. 1). Если в начале 2000-х гг. Россия была нетто-импортером сельскохозяйственной продукции из Китая, то начиная с 2010 г. торговый баланс по данной категории товаров для России устойчиво положительный.

торговля растениеводческой продукцией

Рисунок 1 — Динамика торговли растениеводческой продукцией между Россией и Китаем в 2000-2022 гг., $ млн. Источник: составлено автором на основе [10]

Объем экспорта основных сельскохозяйственных культур из России в Китай в 2022 г. составил $556,6 млн. (табл. 1), несколько снизившись в денежном выражении по сравнению с рекордными 2020-2021 гг. из-за динамики мировых цен на продовольствие после периода пандемии. Главным образом, Россия экспортирует в Китай масличные культуры (соя) — более 82% общего объема экспорта. Растет экспорт пшеницы (после расширения списка российских регионов, получивших право ввозить пшеницу в Китай), ячменя, кукурузы и прочих зерновых культур. По данным Россельхознадзора, который ведет планомерную работу с таможенными и санитарными органами власти Китая по допуску российской сельскохозяйственной продукции на китайский рынок, объем экспорта зерновых из России в Китай за первое полугодие 2023 г. вырос более чем втрое по сравнению с январем-июнем 2022 г. [6].

Экспорт основных сельскохозяйственных культур из России

Таблица 1 — Экспорт основных сельскохозяйственных культур из России в Китай в 2000-2022 гг., $ млн. Источник: составлено автором на основе [10]

Импорт же из Китая практически неизменен в денежном выражении — с различной степени колебаниями в течение последних двух десятилетий его объем не превышает $85 млн. (табл. 2). Как и в случае экспорта, в структуре импорта растениеводческой продукции доминируют масличные культуры и маслосодержащие плоды — почти 90% по итогам 2022 г. В незначительных объемах Россия импортирует из Китая рис, муку, кукурузу и ячмень.

Импорт основных сельскохозяйственных культур из Китая

Таблица 2 — Импорт основных сельскохозяйственных культур из Китая в Россию в 2000-2022 гг., $ млн. Источник: составлено автором на основе [10]

Хотя в общем объеме российско-китайского товарооборота доля растениеводческого сектора пока невелика, развитию данного направления торговли уделяется значительное внимание властями обеих стран. В совместном заявлении президентов двух стран по итогам встречи в марте 2023 г. говорится о намерении существенно повысить уровень сотрудничества в сельском хозяйстве, в том числе в торговле сельскохозяйственной продукцией и расширении взаимного допуска сельскохозяйственных товаров на рынки обеих стран [8]. Одним из наиболее «прорывных» проектов, закладывающих основы долгосрочного сотрудничества России и Китая в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией, является анонсированное в рамках Третьего международного форума «Один пояс — один путь» подписание контракта на поставку в Китай зерновых, зернобобовых и масличных культур на срок до 2035 г. Транспортно-логистические коридоры позволяют эффективно увязывать производственные компании со складскими мощностями и транспортными сетями [2]. Совместная инициатива так называемого Нового сухопутного зернового коридора начала реализовываться еще в 2016 г., когда ООО «Забайкальский зерновой терминал» с российской стороны и и Muyang Holdings с китайской стороны подписали соглашение о строительстве Забайкальского зернового терминала в поселке городского типа Забайкальск (Забайкальский край) в непосредственной близости к китайской границе. Строительство и запуск терминала позволили начать реализацию проекта Нового сухопутного зернового коридора, увязывающего в единую логистическую цепочку регионы Уральского и Сибирского федеральных округов России северо-восточные провинции Китая (рис. 2).

зерновой коридор

Рисунок 2 — Новый сухопутный зерновой коридор. Источник: составлено автором

В рамках российско-китайского межправительственного соглашения предполагается поставка в Китай ассортимента зерновых и зернобобовых культур общим объемом 70 млн. тонн в течение 12 лет. Такой объем обусловлен текущей перевалочной мощностью Забайкальского зернового терминала, составляющей 8 млн. тонн зерна в год. Терминал включает в свой состав 16 силосов по 5 тыс. тонн каждый. Будучи расположен в 4 км. от китайского города Манчжоули (провинция Внутренняя Монголия), терминал предоставляет техническую возможность сквозного присоединения к железнодорожным колеям разной ширины для оперативной их смены при переходе составом российско-китайской границы. Планируется расширение инфраструктуры как самого Забайкальского зернового терминала, так и сети линейных элеваторов вдоль границы для увеличения потенциального объема поставок до 16 млн. тонн зерновых в год.

Продление коридора из входной точки в провинции Внутренняя Монголия в соседние провинции китайского Северо-Востока (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) дает выход на морские порты Китая (в частности, порт Далянь) с перспективой дальнейшей перевозки зерновых в центральные и южные районы страны, а также на рынки Японии, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Первыми шагами в данной сфере стали подписания соглашений между ООО «Забайкальский зерновой терминал» и Heilongjiang Transportation Investment Group (транспортировка и хранение зерновых на элеваторах и зерновых терминалах в провинции Хэйлунцзян), Sinotrans Ltd и Trans Eurasia (организация контейнерных перевозок по модели «Зерно+» для обеспечения обратной загрузки железнодорожных составов, возвращающихся из Китая и Россию) [5].

На фоне общего сельскохозяйственного импорта Китая заключенный зерновой контракт может показаться не столько впечатляющим (общий китайский импорт зерновых, бобовых и корнеплодов составляет более 140 млн. тонн ежегодно, а собственный валовый сбор только пшеницы превышает 130 млн. тонн) [4]. Однако, проект Нового сухопутного зернового коридора важен для обеих стран в качестве стабильного канала поставки растениеводческой продукции на будущие годы. Для регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока китайский рынок представляется естественным направлением экспорта в виду географической близости и растущей степени транспортно-логистической взаимосвязанности с северо-восточными провинциями. Открываются возможности для расширения номенклатуры экспорта и развития трансграничного сотрудничества в сфере сельского хозяйства [1, 9]. Для Китая же зерновой коридор — существенный вклад в решение проблемы продовольственной безопасности посредством получения качественной сельскохозяйственной продукции на стабильной основе [3].

Список использованных источников:

  1. Арский А.А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. — 2020. — № 1 (27). — С. 5-11.
  2. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 1. – С. 16-21.
  3. Ерохин В.Л. Современные аспекты политики обеспечения продовольственной безопасности Китая // Маркетинг и логистика. – 2022. – № 5 (43). – С. 21-38.
  4. Ерохин В.Л. Агропромышленный комплекс Китая в современных условиях: производство, торговля, логистика // Маркетинг и логистика. – 2023. – № 4 (48). – С. 25-33.
  5. Забайкальский зерновой терминал. Режим доступа: https://sibgrain.ru/?go=kryak-dlya-the-crew-ytub.html
  6. Прайм. Россельхознадзор отметил рост экспорта зерновой продукции из России в Китай. Режим доступа: https://1prime.ru/consumer_markets/20231019/842028787.html
  7. РИА Новости. Решетников оценил товарооборот России и Китая. Режим доступа: https://ria.ru/20231020/tovarooborot-1904161914.html
  8. ТАСС. Россия и Китай усилят сотрудничество по обеспечению продовольственной безопасности. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17331655
  9. Худжатов М.Б. Перспективы развития внешней торговли между Российской Федерацией и КНР // Маркетинг и логистика. – 2020. – №2 (28). – С. 73-81.
  10. (2023). Data Centre. Retrieved from: https://unctadstat.unctad.org/EN/.

УДК 338.43.02

Ерохин В. Л. – кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР.

Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China.

E-mail: basilic@list.ru

The New Land Grain Corridor as a Promising Venue of the Russia-China Logistics

Annotation: The trade turnover between Russia and China is growing rapidly, striving to overcome the $200 billion threshold. Such «non-traditional» sectors for the Russia-China trade as crop production have been playing an increasingly important role in the mutual trade portfolio. The closer and more complex the economic ties between the two countries, the more important the development of new directions in trade. One of the breakthroughs in this area is the signing of a contract for the supply of grain from Russia to China as part of the New Land Grain Corridor project. The paper provides an overview of the main parameters of the Russia-China trade in crops since the early 2000s, as well as it discusses the prospects for the development of the grain corridor for both countries.